МААМ-картинки

Консультация «Родное слово и учит, и лечит»

Наталья Мамаева
Консультация «Родное слово и учит, и лечит»
▼ Скачать + Заказать документы

Родное слово и учит, и лечит

В начале своей педагогической деятельности, работая воспитателем в младшей группе, обратила внимание на интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам. Народное творчество обогащает чувства малыша, формирует отношение к миру, дает уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. В результате общения с фольклорными произведениями, ребенку передается настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежностью.

Публикация «Консультация „Родное слово и учит, и лечит“» размещена в разделах

Устное народное творчество помогло мне «разговорить» детей, позволило легко устанавливать с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Прежде всего изучала книги Е. И. Тихеевой, Ф. А Сохина, А. М. Бородич. Имея музыкальное образование, обратилась к опыту музыкальных работников Л. И. Исаевой и В. В. Дьяковой.

В данный момент, работая учителем – логопедом, использую во всех видах деятельности с детьми устное народное творчество. В период адаптации детей среднего возраста логопедической группы, малые фольклорные формы помогают найти ту нить к каждому ребенку, которая в дальнейшем поможет раскрыть все его таланты, довериться мне.

«Оречвление» совместной деятельности с детьми насыщено народным словом. В момент обучения детей одеванию, поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви и читаю соответствующие потешки.

Шапка да шубка.

Вот и наш Мишутка.

Как на наши ножки

Наденем мы сапожки.

Саша с Машей не спеша шьют сапожки кошке.

Но не будет кошка носить эти сапожки.

В процессе мытья рук, лица, стараюсь вызвать положительные эмоции, радостное настроение. Для этого так же сопровождаю водные процедуры потешками.

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода

С дитя худоба.

Вода книзу

А дитя кверху.

Водичка, водичка,

Умой (имя) личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Корни детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Они рождены верой во всемогущие силы природы. И каждое из природных явлений запечатлелось в них. Малышам еще недоступно осознание смены времен года с погодными явлениями. Взаимосвязь между явлениями природы возникает чисто зрительно. Но тем не менее ребенок ситуативно познает связи вчерашнего и сегодняшнего дня, откликается на мелодичную рифмовку родного слова :

Солнышко – ведрышко,

Взойди поскорей.

Освети, обогрей.

Телят да ягнят.

Да еще маленьких ребят!

Вот и ночь пришла,

Темноту привела

В старшем возрасте, исправляя и совершенствуя речевые навыки, использую народное слово при автоматизации, дифференциации и введении звуков в речь.

Для выработки продолжительного речевого выдоха подбираю тематические поговорки:

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок,

Гони мой баркас

На всех парусах!

На носу у пса - оса.

Скорей спасайте бедного пса.

Совершенствовать мелкую моторику рук помогают народные тексты. На каждую лексическую тему подобран речевой материал;

У бабы Фроси пяток внучат.

Все каши просят

Все криком кричат:

Акулька – в люльке,

Аленка – в пеленках,

Аринка – на перинке,

Степан – на печке,

Иван – на крылечке.

Ивану – большаку – дрова рубить,

Ваястке – указке – воду носить,

Мишке – середке – печку топить,

Гришке – сиротке – кашу варить.

А крошке Тимошке – песни петь.

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

Артикуляционной гимнастика в сопровождении фольклора помогает избежать однообразия при неоднократном повторении артикуляционных поз:

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка – серый бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь - прокачу!

Упражнение «Кошка»

Кошка на окошке

Рубашку шьет,

Курочка в сережках

Избенку метет.

Упражнение «Дятел»

Я на дереве сижу,

Червячка поймать хочу.

Хоть и скрылся пол корой,

Все равно ты будешь мой.

Огромное значение в коррекционной работе по закреплению звукопроизношения играют фольклорные произведения. Меткое народное слово подталкивает к более точной и успешной автоматизации звуков в речь.

Свистящие звуки:

Капуста виласта,

Не будь голенаста,

Не будь голенаста,

Будь пузаста.

Идет Петя во лесок, во лесок!

А у Пети поясок, поясок!

Шипящие звуки:

Паша пашет,

Маша машет.

Даша – болтушка,

Глаша – хохотушка,

Ванюшка – плутишка,

Андрюшка – шалунишка.

Сонорные звуки:

Едет Ваня на быке,

Балалаечка в руке.

Балалаечка упала,

Быку ноженьку сломала.

Матушка- репка,

Уродилась крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

Дифференциация свистящих и шипящих звуков:

Мышки не спят,

Соломою шуршат.

Дали Клаше каши с простоквашей,

Ела Клаша кашу с простоквашей.

Дифференциация сонорных звуков:

Ворон, ворон

Хвост обломан,

Хвост обломан,

Нос окован.

Радуга – коромысло

Полукругом над рекой повисло.

Фольклор помогает при проведении занятий в кружке по развитию эмоциональной лексики «Капитаны Эмо». Использую в кружковой деятельности народные жанры при диалогах и драматизации.

Диалоги:

- Кисонька – мурысонька, ты где была?

- На мельнице.

- Кисонька – мурысонька, что ты там делала?

- Муку молола.

- Кисонька – мурысонька, что из муки делала?

- Прянички.

- Кисонька – мурысонька, с кем прчнички ела?

- Одна.

- Не ешь одна, не ешь одна.

Идет лисичка по мосту, несет вязанку хворосту

- Зачем ей хворост?

- Печь топить.

- Зачем ей печь?

- Обед варить.

- Зачем обед?

– Гостей кормить – А гости кто?

- Медведь с женой, да еж, да кот,

Да мы с тобой.

Взаимодействие с детьми пропитано устным народным творчеством. Оно помогает заряжаться всем нам природной темпо – мелодической ритмичностью русского языка.

К задержке речевого развития в каждой семье относятся по-разному. Кого – то беспокоит уже то, что он к году произносит два-три слова. Кто-то остается спокойным, несмотря на то, что трехлетний малыш не может составить простую фразу, имеет в словарном запасе несколько бытовых слов. Родители считают, что спустя время ребенок догонит сверстников и заговорит сам. И часто ошибаются!

Как правило, родители малоговорящих детей сами частично ограничивают или полностью исключают ситуации, когда можно стимулировать развитие речи своего ребенка. Мало уделяют внимания к тем формам доречевой активности, которые предшествуют появлению первых слов и помогают успешному развертыванию его подражательной активности при общении. Многие современные родители искренне считают себя образованными людьми, но при этом не имеют понятия, как передавать опыт социализации своим детям. Они зачастую амимичные, вялые, усталые, неэмоциональные. Губы некоторых мам почти не двигаются, голоса однотонные, слабо модулированные. Они не играют с детьми с момента рождения. Не поют колыбельных, не пестуют, не приговаривают потешек и не играют в «Ладушки».

Взаимодействие с родителями малоговорящих детей направлено на то, чтобы донести самое главное: они обязаны заниматься со своим ребенком! Играть, смеяться, улыбаться, радоваться и выполнять рекомендации педагогов и специалистов, чтобы завести механизм развития речи.

Россия – огромная страна, где проживают народы с разнообразными традициями в семейном воспитании и, конечно, отличными друг от друга национальными языками, которые оказывают доминирующее влияние на особенности раннего речевого развития детей.

Усвоение детьми лучших образцов народного творчества способствует духовному, нравственному возрождению нашего народа, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт народа, закрепленный в произведениях фольклора.

Публикации по теме:

Конспект занятия в средней группе «Мама — самое родное слово на свете»Конспект занятия в средней группе «Мама — самое родное слово на свете» Конспект занятия в средней группе по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» по теме «Мама – самое родное слово.

Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Воспитатель 2 младшей группы МКДОУ «Симоновский детский сад» Воронкова.

Консультация для родителей «Слово «нельзя» в жизни ребенка» Любовь родителей к своим детям, а особенно бабушек и дедушек к внукам порой не знает границ. Малышам разрешается все, и выполняются любые.

Консультация для воспитателей «Доброта. Что означает это слово?» Доброта. В словаре С. Ожегова об этом написано следующее: "Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать.

Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет)Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет) МАМА — первое слово, главное слово в каждой судьбе Мама — первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила.

Конспект НОД «Кто нас лечит? Врач и медсестра»Конспект НОД «Кто нас лечит? Врач и медсестра» Задачи: Сформировать представления детей о труде врача и медицинской сестры, уметь различать их труд;развивать умение подражать их совместной.

Дидактическая игра «Кто нас лечит?»Дидактическая игра «Кто нас лечит?» ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в дидактических играх дошкольников. Манвелова Мария Степановна Для детей младшего-среднего возраста. Дидактическая игра:.

План проведения тематического дня «Звучи родное слово» в средней группеПлан проведения тематического дня «Звучи родное слово» в средней группе В настоящее время происходят значительные изменения в жизни нашего общества. Проблема воспитания маленького гражданина и патриота своей.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Родное слово «мама»!Родное слово «мама»! Мамочка любимая, родная и неповторимая! Солнышко ты наше и нет тебя в мире краше. Твой дом - оплот тепла, мудрости, света и добра! Немного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Родное слово и учит, и лечит»
Опубликовано: 20 марта 2023 в 07:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Родное слово и учит, и лечит»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мамаева (УИ 556011) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД