Татьяна Привалова
Родительское собрание «Задачи коррекционно-развивающей работы на учебный год»
К 5 годам дети должны свободно пользоваться развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение.
Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
Коррекцией речи занимается специалист, который называется логопедом. Вы пришли в наш детский сад, чтобы получить логопедическую помощь.
Публикация «Родительское собрание „Задачи коррекционно-развивающей работы на учебный год“» размещена в разделах
Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопункт? Это:
- коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, обучению грамоте;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
В 1-2 недели сентября проводится обследование речи детей. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования занесены в речевые карты детей.
Обследование речи выявило:
Нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р).
Общим для всех детей группы является нарушение, называющееся общее недоразвитие речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны, лексики (бедный словарный запас, грамматики (несформированность грамматического строя речи, связной речи (неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями).
- Обобщающие слова не используют в речи
Мебель (комната, гостиная)
- Не знают названия частей предметов:
Ножки (палочки, сиденье (чтобы сидеть)
- Дети с трудом могут подобрать нужное слово:
Лимон какой? – большой
Лиса какая? – оранжевая
- Не называют правильно слова с противоположным значением
Высокий - маленький, длинный - не длинный
- Не называют действия: лает (гавкает, мычит (му)
- Не согласуют прилагательные с существительными в роде, числе, падеже: желты мяч, сини автобус.
- Допускают ошибки в использовании предлогов:
Девочка мечтает от кукле.
- Допускают ошибки в образовании притяжательных прилагательных: белкин хвост
- в образовании относительных прилагательных: сливный сок
- множественного числа
- Трудности при пересказе сказки, составлении рассказа по серии картин, сюжетной картинке.
Коррекционная работа проводится ежедневно: в форме игровых занятий в индивидуальной работе –1-2раза в неделю и занятие по обучению грамоте.
Лексико-грамматические занятия (воспитателями)
На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа :
а) по расширению и активизации словаря детей;
Огурец какой? – зеленый, длинный, хрустящий, пупырчатый, шершавый, полезный, сочный…
б) по отработке правильного употребления грамматических категорий
- образование множественного числа существительных
Игра «Один – много»
Например: огурец - огурцы, стол – столы, ухо – уши, дом – дома.
- образование сущ с ум-ласкат суффиксами
Игра «Назови ласково»
Стул – стульчик, хвост-хвостик, кукла-куколка, куб-кубик.
- согласование существительных с числительными
Игра «Посчитай»
1 лист, 2 листа, 3 листа, 4 листа, 5 листьев
Занятия по развитию связной речи
Дети будут учиться:
- пересказывать короткие сказки;
- составлять рассказ по картинке или серии картинок с опорой на схему.
- отгадывать и заучивать загадки.
Занятие по обучению грамоте
Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем».
Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Гласных звуков в русском языке шесть: а, о, э, ы, и, у, их можно петь. Гласные звуки обозначаем квадратиками красного цвета.
Согласными называются такие звуки, при образовании которых воздух проходит через рот несвободно, т. е. встречает препятствия. Согласные звуки бывают твердые: п, м, т, с - мы обозначаем квадратиками синего цвета. Мягкие согласные: пь, ть, сь - обозначаем квадратиками зеленого цвета.
Буквы называем не «Бэ, ВЭ, Пэ…», а «Б, В, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению. Учим читать детей по букварю (Н. В. Нищева).
Мы учим детей выделять звуки на слух из слов в разных позициях: в начале, середине и в конце слов.
Например: Выделение звука «а» в словах:
Аист – мы слышим звук «а» в начале слова
мука – мы слышим звук «а» в конце слова
лак – мы слышим звук «а» в середине слова
Развивать навык звукового анализа и синтеза слов.
Индивидуальные занятия проводятся ежедневно. Индивидуальная работа проводится в следующих направлениях:
- проверка домашних заданий (беседа по картинке);
- развитие фонематического слуха
На слух различают музыкальные инструменты.
Дифференцируют звуки: С-з, с-сь и др.
Выберают только те картинки, в которых есть звук (С).
- дыхательные упражнения
- артикуляционные упражнения
Для правильного произношения звуков, язык, губы, зубы должны находится в определенном положении, необходима тренировка органов артикуляционного аппарата.
- коррекция звукопроизношения, включающая
постановку звука;
автоматизацию правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, связной речи;
дифференциацию от близких по звучанию звуков.
- слоговая структура слова
- развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
Игра «Четвертый лишний» (выделение лишнего предмета из группы предметов)
Например: Яблоко, груша, огурец, лимон. Какой предмет лишний?
- огурец. Почему?
- Яблоко, груша и лимон это фрукты, а огурец овощ.
Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем.
Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения.
Взаимосвязь логопеда с родителями осуществляется через тетрадь. Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях :
- Логопедическая тетрадь – это документ. Обращаться с ней следует аккуратно.
- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (печатать, раскрасить, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание.
- не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания;
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.
Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, не исправлять речь, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.
Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. Обсудите прочитанное.
На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.