Добровольская Анна
Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи проведения собрания:
Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет.
Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.
Публикация «Конспект родительского собрания в старшей группе „Развитие речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Повестка собрания:
1. Цели, принципы и задачи по реализации программы.
2. Возрастные особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста, основные задачи речевого развития детей 5-6 лет»
3. Задержка речевого развития. Как определить?
4. «Факторы, способствующие развитию речи ребенка»
5. Памятки:
1. «Как самостоятельно определить задержку развития речи» (см. прил. 3)
2. «Что должны дети знать и уметь к концу старшей группы»
3. «Картотека дидактических игр на развитие речи»
6. Разное.
Ход собрания:
Уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть Вас на родительском собрании нашей группы, потому что понимаем: эту нашу общую цель без союза с вами, без вашей поддержки и помощи не достичь.
Дорогие родители, совместно с воспитателями с нашими детьми на протяжении года будут совместную работу вести учителя-логопеды, сформированы списки детей, которые зачислены в логопедическую группу.
Наша с Вами встреча посвящена теме «Развитию речи детей дошкольного возраста».
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте.
1. Сообщение воспитателя на тему:
«Цели, принципы и задачи по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи»
Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико- грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей.
В процессе коррекционно-развивающего процесса решаются следующие задачи:
воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
закрепление нормального звукопроизношения и слоговой структуры слова;
закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
закрепление лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи).
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;
принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
принцип обеспечения активной языковой практики.
2. Сообщение воспитателя на тему: «Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет. Основные задачи речевого развития детей 5-6 лет».
К концу шестого года ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания.
У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.
Задачи на развитие свободного общения с взрослыми и детьми:
1. Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми.
2. Поддерживать деловые мотивы общения ребенка со взрослым.
3. Стимулировать проявление признаков внеситуативно-познавательного общения со взрослыми.
4. Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним.
Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:
1. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
2. Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
3. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3 простых фраз.
4. Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.
5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах.
6. Развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием.
7. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
Задачи на практическое овладение нормами речи (освоение речевого этикета):
1. Побуждать детей использовать дружелюбный, спокойный тон общения со взрослыми и сверстниками.
2. Учить использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
Таким образом, работа по развитию речи ребенка в дошкольном учреждении осуществляется в разных видах деятельности:
на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях;
вне занятий – в игровой и художественной деятельности;
в повседневной жизни.
Сообщение воспитателя на тему «Задержка речевого развития. Как определить?
Симптомы задержки речевого развития. Задержка речевого развития обычно проявляется в раннем возрасте.
Невнятное произношение;
Ускоренный или замедленный темп речи;
Неумение составить простое предложение;
Обильное слюноотделение;
Затруднённое пережёвывание, проглатывание пищи;
Рассеянность;
Снижение мыслительной активности:
Дефицит внимания.
Косвенными признаками нарушения речевого развития являются уход в себя, нарушение коммуникации, резкие перепады настроения, искажённое восприятие информации.
Как самостоятельно определить задержку развития речи
(см. прил. 3)
Сообщение воспитателя на тему: «Факторы, способствующие развитию речи ребенка»
Е. И. Тихеева выделяет факторы, максимально способствующие развитию речи ребенка:
обеспечение детям социального речевого окружения, соответствующего интересам их возраста, и постепенное расширение и обновление их социальных связей;
предоставление детям возможности часто слышать речь и говорить с ними, сопровождение речью всех видов обслуживания ребенка и всяческая стимуляция его к активной речи;
предоставление детям обстановки, содействующей развитию их восприятия и накоплению представлений;
предоставление воспитания лицам, владеющим грамотной, правильной речью и мастерством в деле методического руководства развитием речи детей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи.
Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.
А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи.
Итог. Может у вас возникли вопросы? Или кто-то хочет поделиться семейным опытом речевого развития своего ребенка?
Окончание родительского собрания, подведение итогов, рефлексия.
Приложение 1
Памятка
Дидактические игры на развитие речи
1. Дни недели. Называем дни недели, хлопаем в ладоши — один хлопок на один слог. Потом родитель просто хлопает, а ребята угадывают день недели;
2. Слушаем слова. Взрослый выбирает тематику, например «Ферма», и 3 слова на эту тему (корова, морковь, поле). Далее сочиняет историю с этими словами. Задача — каждый раз, когда взрослый говорит одно из трех слов, подпрыгивать;
3. Рифмуем. Взрослый выбирает любое слово, придумывает рифмы к нему. Потом описывает его, не называя. К примеру, «велосипед» — «то, что посылают дедушке с бабушкой в письме» («привет»). Дошкольники должны угадать его;
4. Если я… Взрослый придумывает фразы, которые начинаются на «Если я…», а дети должны их закончить. «Если я лягу спать в одежде», «Если я не съем кашу», «Если я вдруг стану большим»;
5. Яблочная эстафета. Понадобятся яблоки со спичкам. В фрукты втыкают спички и дают малышу. Он должен вынимать по спичке, описывая яблоко: красное, наливное, круглое, спелое;
6. Часть и целое. Для игры нужен мячик. Взрослый бросает его малышу, называет деталь какого-то предмета (крыло, экран, руль). Дошкольник должен сразу сказать, к какой вещи относится деталь и бросить мячик обратно;
7. Договори слово. Понадобится мячик. Взрослый бросает его ребенку, говорит начальный слог любого слова. Задача дошкольника — договорить слово, кинув мячик обратно;
8. Противоположности. Изучаем антонимы. Родитель говорит слово (сладкий, большой, а чадо говорит обратное по значению (кислый, маленький). С мячом играть еще интереснее;
9. Сто вопросов. Папа или мама берет несколько предметов, которые хорошо известны чаду. Например, книгу, вилку, банан, игрушку. Еще понадобится 50 фишек. Игра заключается в том, что дитя задает вопросы относительно каждой вещи. Они могут быть самыми невероятными. За каждый вопрос малыш получает фишку. Играть можно и одному, но в компании из нескольких человек интереснее;
10. Бессмыслица. Родитель рассказывает про разные приставки — не-, мини-, макси-, анти-, архи-. Нужно убедиться, что ребенок все понял и запомнил. Потом называет любое слово, а дошкольник к нему должен добавить приставку из перечисленных и рассказать о том, что получило новое название.
Приложение
Памятка
Кaк самостоятельно определить задержку развития речи
Стандартные задания, предлагаемые 5-6 летнему ребёнку для выполнения (при определении уровня речевого развития):
Подобрать глагол для характеристики действия, изображённого на картинке (что делает мальчик – играет);
Назвать действие, противоположное указанному (сел-встал) или антоним прилагательного (чёрный – белый);
Назвать детёныша (у коровы – телёнок, у собаки – щенок);
Указать форму и цвет изображённой фигуры (красный круг, зелёный квадрат);
Охарактеризовать предмет (стол высокий, деревянный, твёрдый);
Понимать значение предлогов (возьми игрушку, которая лежит на столе, под столом, за столом); Изменить число, преобразовав единственное во множественное (один заяц– два зайца – много зайцев);
Изменить по падежам существительное (Что – стул, сижу на чём – на стуле);
Согласовать по родам существительное и глагол (Миша пришёл в сад, Маша пришла в сад); Описать, что нарисовано на картинке, правильно подбирая существительные и прилагательные (красный воздушный шар, красная вишня);
Расположить в хронологическом порядке изображённые на рисунке события (сначала яблоко было целым, потом его надкусили, затем от него остался огрызок);
Повторить сложные по составу слова (экскаватор, электричество, кораблекрушение).