Татьяна Пронькина
Родительское собрание в подготовительных группах на тему: «Готовность ребенка к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители! Меня зовут Татьяна Романовна, я педагог – психолог нашего детского сада. Я очень рада видеть Вас на нашем собрании.
Свое выступление я бы хотела начать со слов известного советского психолога Леонида Абрамовича Венгера «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Как же понять родителям готов ли их ребенок к школе; а если не готов, то как ему в этом помочь?
Публикация «Родительское собрание в подготовительных группах на тему: „Готовность ребенка к школьному обучению“» размещена в разделах
В психологии принято выделять следующие компоненты готовности к школе:
1. Личностная и коммуникативная готовность;
2. Интеллектуальная готовность;
3. Мотивационная готовность;
4. Эмоционально – волевая готовность.
На первый взгляд все сложно и не очень понятно, но я сейчас попробую рассказать Вам об этих компонентах доступным языком.
1. Личностная и коммуникативная готовность означает, что:
• Ребенок должен уметь общаться со взрослыми;
• Уметь общаться с другими детьми;
• Иметь положительную самооценку, считать себя «хорошим».
То есть, это те качества, благодаря которым дети могли бы общаться с другими детьми или учителем.
2. Интеллектуальная готовность.
Бытует мнение, что основа готовности к школе – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета.
На самом деле интеллектуальная готовность – это не только умение читать. Сюда входит уровень развития восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения.
К 6 - 7 годам ребенок должен знать:
1. свой адрес и название города, в котором он живет;
2. название страны и ее столицы;
3. имена и отчества своих родителей, их профессии;
4. времена года, их последовательность и основные признаки;
5. названия месяцев, дней недели;
6. основные виды деревьев и цветов;
7. домашних и диких животных.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
3. Мотивационная готовность подразумевает:
• наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника.
Поэтому очень важно, чтобы ребенку было интересно учиться.
Для этого родителям нужно объяснить своему ребенку, зачем он идет в школу и как конкретные знания могут пригодиться ему в жизни, и что учеба – это обязанность каждого современного человека
Часто родители, рассказывая детям о школе, стараются создать односторонний образ. То есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе. Восторженные родительские отклики звучат обычно так: "В школе-то как интересно", "Отличником у нас будешь". Родители думают, что этим они прививают ребенку интерес к учебе. Но на самом деле ученик, настроенный только на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду, может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет достаточно: неудачи на фоне успехов других учеников, недостаточное внимание со стороны учителя, а также множество подобных ситуаций.
Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: "Давай старайся, в школе еще труднее будет", "Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать". Иногда образ школы используют как устрашение: "Вот учительница тебе двоек наставит", "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут". Такие родительские напутствия не научат детей настойчивости в преодолении трудностей. Скорее они подготовят почву для действительных двоек и плохого поведения. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику.
Лучше расскажите ребенку о том, как вы сами пошли в первый класс, о своей учебе в школе, о своих учителях, посмотрите вместе с ребенком свои школьные фотографии, поиграйте в школу, расскажите о школьных правилах. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу.
4. Эмоционально – волевая готовность предполагает:
1. наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель;
2. принимать решения;
3. намечать план действий, выполнять его, проявив определенные усилия;
4. а также уметь длительно выполнять монотонную или не интересную работу.
Такие симптомы, как: неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что первоклассник психологически не был готов к школе.
Для того чтобы оценить, насколько дети готовы к школе мною была проведена диагностика познавательных процессов и эмоционального отношения на готовность детей к школьному обучению.
Было продиагностировано ___ детей. Из них высокий уровень у ___ детей, средний уровень готовности к школьному обучению у ___ детей и низкий уровень у ___ детей.
Также вами были заполнены анкеты «Готов ли ребенок к школе?»
Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе?»
1. Как Вы считаете, хочет ли Ваш ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли Ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п. ?
4. Можете ли Вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли Ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли Ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли Ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли Ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли Ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли Ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли Ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у Вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли Ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
Оцените предложенные вопросы, за каждый ответ «Да» поставьте 1 балл. За каждый ответ «Нет» или «Не знаю» - 0 баллов. Старайтесь отвечать честно. Никто, кроме Вас, Ваши ответы не узнает.
Оценка результатов:
15 – 18 б. – можно считать, что Ваш ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, то будут легко преодолимы.
10 – 14 б. - вы на правильном пути, Ваш ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили «Нет» или «Не знаю», подскажет Вам с чем надо поработать.
9 б. и меньше – прочитайте специальную литературу, постарайтесь уделить больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
По результатам анкетирования было выявлено.
Подводя итог всему сказанному, я бы хотела выделить основные линии, по которым нужно продолжать развивать и готовить ребенка к школе и чему уделить особое внимание:
В первую очередь развиваем ребенку память, внимание и интеллект. Также важно уделить внимание тренировке умения слушать и выполнять указания взрослого и подготовке руки к письму.
Полезно тренировать с ребенком умение пересказывать сказки по плану, составленному родителями.
Если у ребенка проблемы с запоминанием текстов, прежде всего, старайтесь избегать переутомления – удлинить сон, увеличить время прогулок, обогатить питание витаминами.
Также необходимо уделить особое внимание организации рабочего места для обучения ребенка.
Сейчас я вам раздам памятки «Как организовать рабочее место ребенку?»
И вы сможете их почитать.
ПАМЯТКА
Давайте обратим внимание на рабочее место для ребенка? Возможно, ему просто неудобно? Или все материалы для работы убраны подальше в шкаф и ребенку, чтобы чем-то заняться надо просить вас о помощи? Каким же должно быть рабочее место для ребенка?
Дизайн рабочего места для ребенка.
Что оно собой представляет? Это отдельное место, которое обычно располагают где - нибудь в тихом безопасном углу, желательно возле окна, но так, чтобы рядом не было сквозняков и место хорошо освещалось в течение дня. Вообще, для развития ребенка было бы неплохо обустроить для ребенка такой отдельный своеобразный уголок,где есть все необходимое для повседневных занятий. Стоит учесть, что организация рабочего места ребенка напрямую зависит от его возраста.
Важно соблюдать требования к рабочему места ребенка. Так, необходимо изначально правильно подобрать стол. Лучше всего использовать легко трансформирующуюся детскую мебель. Дети быстро растут, постоянно приходится покупать для них новую одежду, обувь, приобретать новую мебель. Это касается и рабочего пространства для ребенка, так как для его организации следует обратить внимание на удобную, эргономичную и практичную мебель. С ней можно менять высоту установки столешницы, наклонять, можно менять положение стула, если вы обеспокоены осанкой ребенка. Такая мебель остается ребенку в «наследство» и послужит ему, когда он пойдет в школу.
Теперь следует обратить внимание на принадлежности для занятий, которые должны находиться на рабочем столе ребенка. Рабочие материалы: краски, фломастеры, карандаши, альбомы для рисования, пластилин – все это должно быть размещено таким образом, чтобы ребенку не пришлось за ними куда-то лезть, карабкаться или вытаскивать. Все должно быть в свободном доступе, за исключением опасных предметов, например, ножниц, каких-то мелких предметов, которые вы можете использовать в своей работе. Если ребенок будет видеть ручки, тетради, краски, пластилин и цветную бумагу, то и желание работать у него возникнет. Обсудите с ребенком правила поведения и работы с инструментами, чтобы даже без вас он смог безопасно заняться творчеством.
На что еще обратить внимание?
Места для занятий должно быть много, так как ребенку требуется пространство, где он будет активно играть, а не только развивать мелкую моторику рук. То есть детский уголок должен быть продуман до мелочей, когда требуется совместить рабочую и игровую зону для чередования занятий и развлечений.
В общем, благодаря правильному подходу к организации рабочего места ребенка, можно добиться нескольких целей одновременно. Со временем ребенок начнет самостоятельно обустраивать свое пространство – класть вещи туда, откуда их удобней взять, пользоваться теми инструментами, которые чаще всего нужны во время творческих занятий.
Подготовке руки к письму помогают лепка из пластилина, глины, нанизывание бусинок на проволоку, изготовление украшений из бисера, вышивание, мозаика, конструирование и т. п. И «рисовальные» упражнения: по точкам и по штрихованным линиям узоров, рисование с опорой на значимые точки; дорисовывание недостающих элементов по образцу; раскрашивание рисунков при помощи различной штриховки.
Многие считают, что если ребёнок посещает детский сад — значит, подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет неполной и некачественной.
Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду и, наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями.
Также родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьей.
Родители должны создать такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Также я вам сейчас раздам буклеты «Советы родителям будущих первоклассников», там вы сможете ознакомиться со списками литературы, рекомендациями советами по подготовке к школьному обучению.
Я желаю Вам удачи в этом непростом деле!
Всем спасибо за внимание!