Александра Бичева
Родительское собрание-тренинг «Учимся мудрости»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание-тренинг
Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.
Публикация «Родительское собрание-тренинг „Учимся мудрости“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Ход всего тренинга проходит в игровой форме, так как детей лучше заинтересовать игрой, а родители, без скованностей и напряжения, с удовольствием поиграют и окунуться в детство. Так же в игровой форме, когда родители и дети находятся на равных, лучше поймут друг друга.
Цель:
•показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании
•ознакомить со стилями общения в семье;
•сформировать навык сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье в атмосфере сотрудничества;
Задачи:
•расширение возможностей понимания своего ребенка;
•создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
•активизация коммуникаций в семье.
Продолжительность тренинга: 40-50 минут.
Участники тренинга: 5-6 родителей вместе с детьми.
Предварительная работа: индивидуальные консультации с родителями, выявление сложных ситуаций в проблемных семьях.
Ход тренинга.
Вступительное слово ведущего – воспитателя. Каждый представляется так, как он хочет, чтоб его называли только здесь, в среде тренинга. Далее определяются правила проведения тренинга (данное задание больше для родителей, сформулировать правила, если возникают затруднения - ведущий подсказывает. Все введенные правила можно закрепить в вид каких-либо картинок или значков.
Чтобы закрепить знакомство группы, предлагается следующая игра:
Игра “Волшебный клубок”
В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя. Держу нитку в руке и передаю клубочек соседу справа. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя и передаёт его соседу справа от него. Родители, пожалуйста, помогайте ребятам!
Клубочек вернулся ко мне. “На что похоже то, что у нас получилось?”.
Посмотрите – мы все с вами стоим в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились и стали единым целым!
Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я её смотаю обратно в клубочек. Ребята и родители, Клубочек что-то шепчет. Давайте послушаем!
Вы очень понравились волшебному клубочку. Он говорит, что вы все очень дружные. Давайте ещё поиграем!
Родители и дети должны все по очереди обмотать нитку вокруг руки и назвать свои имена. Необходимо, чтобы родители помогали своим детям.
Ведущий: молодцы, хорошо справились с заданием и все друг друга запомнили, как зовут.
Далее переходим к следующей игре: Игра “Непослушные картинки”
Цель данной игры, объединить усилия родителя и ребенка для дальнейшего успешного выполнения задания. Ведь когда есть понимание и люди понимают друг друга, то без проблем справляются со всем. Игра на понимание и сплочение двух людей.
Сейчас каждая семья получит “непослушные картинки”, которые рассыпались.
На данных картинках могут быть герои из сказок; домашние животные, а им нужно, например, подобрать нос, уши, лапы и тд; кухонные приборы, у которых надо найти пару и многое другое.
Собрать их может только дружная семья.
Вам понравилось работать вместе? Родители, что вы чувствовали, работая в паре со своим ребёнком?
Далее, обсуждение пройденной игры, как со стороны родителей, так и со стороны взрослого, ведь важно мнение каждого участника. Ни один не должен оставаться без внимания.
Игра «Комплименты» :
Цель: повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков.
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Предупреждение: некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
Игра «Встаньте те, у кого…»:
Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.
Дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Встаньте те, у кого, например, светлые волосы, Карие глаза, в одежде есть синий цвет, нравится игрушка … Вариант: «Похлопайте в ладоши те, кто сегодня грустный (любит смотреть мультики и т. п.)». Затем делают вывод, что у всех есть много общего.
Игра: «Фруктовый салат»:
Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности, усиления концентрации внимания.
Участники сидят в круге. Ведущий просит первых 4-5 человек назвать по одному свои любимые фрукты (например, яблоко, груша, банан, апельсин). Следующие сидящие в круге по очереди, повторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый «назван фруктом». Для лучшего запоминания можно раздать карточки с изображениями фруктов. Ведущий встает в центре круга и выкрикивает название фрукта, например апельсин, и все «апельсины» должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из свободных мест, и другой участник остается без места. Новый ведущий опять называет какой-то фрукт и игра продолжается. Название «фруктовый салат» означает, что все меняются местами.
Данное упражнение не только путь к поднятию настроения, но и к сплоченности, а именно сплоченности между ребенком и родителем.
Игра: «Думай о дыхании»:
Участники удобно садятся, им дается следующая инструкция: «Обычно мы не замечаем, как дышим. Но сейчас мы потренируемся контролировать этот процесс. Сначала просто сконцентрируйте свое внимание на том, как вы дышите, — заметьте, когда вы вдыхаете, а когда выдыхаете. А теперь начинайте дышать медленно и как можно глубже. Представьте себе, как свежий воздух входит в ваши легкие, все ниже и ниже, до самого живота. Прочувствуйте, как это происходит. А теперь он медленно и плавно выходит. Сделайте семь таких медленных и глубоких вдохов и выдохов». После этого участники рассказывают, как изменились их ощущения, когда они стали дышать медленно и глубоко, концентрируя внимание на этом процессе. «Это хороший способ быстро снять напряжение и стресс. Когда почувствуете, что вам нужно расслабиться и успокоиться, — сконцентрируйте внимание на своем дыхании, сделайте десять медленных и глубоких вдохов и выдохов, стараясь почувствовать, как воздух входит в ваши легкие и выходит из них.»
Огромное значение для сплочения семьи имеют творческие занятия.
Вместе с детьми можно рисовать, лепить, конструировать, музицировать и т. д. Можно устраивать вечера сокровенных бесед, во время которых можно ответить на вопросы детей или рассказать о собственных детских увлечениях и интересных случаях из детства. Обязательно нужно организовывать семейные праздники. Помимо традиционных (Новый год, 8 марта, дни рождения, можно организовывать выдуманные праздники. Это может быть «День осенних листьев», «Месяц не болели!», «Праздник воспоминаний о лете» или «Праздник первой пятерки в школе». Подобные праздники не совсем настоящие, их сюжеты выдумываются на ходу, но радость они приносят самую настоящую, особенно детям, которым все это интересно. Главное - что при их подготовке и проведении все вместе: и родители, и дети.
Самое главное - не важно, какую деятельность Вы выберете для сплочения своей семьи, главное, время, проведенное вместе, Вы и Ваши дети будете вспоминать всю жизнь. Ощущение сплоченной семьи, членам которой так хорошо друг с другом, обеспечивает самый надежный тыл в трудных жизненных ситуациях.