Эльвира Муратшина
Родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни. Как помочь ребенку адаптироваться к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: родители, педагоги.
Цель: Объединить усилия детского сада и семьи, по вопросам подготовки детей к школе.
Задачи:
-сообщить родителям знания о проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации;
-обсудить точки зрения родителей на роль семьи в пред школьный период жизни ребенка;
- вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
Публикация «Родительское собрание „Семья на пороге школьной жизни, Как помочь ребенку адаптироваться к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Подготовка к родительскому собранию :
Анкетирование родителей и обучаемых; систематизация информации по данной теме; разработка памяток – буклетов по данной теме.
Оборудование: компьютер с программа для конференций— Zoom, мультимедийный экран.
Наглядное пособие: буклет по подготовке к школе.
Ход собрания:
1. Вступительное слово воспитателя
Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность присоединиться к нам. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Современная школа предъявляет к ребё нку повышенные требования: придя в первый класс, ребёнок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. Как определить, готов ли ваш ребёнок к школе интеллектуально и эмоционально? Мы – педагоги, Вы – родители заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора.
Еще вчера ребенок ходил в садик, где главным занятием была игра, где он чувствовал себя беззаботным и веселым. И вот теперь он стал первоклассником. Много раз родители говорят ему «Ты стал взрослым!», «Ты теперь ходишь в школу!», «Это тебе не детский сад. В школе все серьезно!», «Будь внимательным и умным!» и много других похожих по смыслу фраз. А ребенок слушает и не все понимает. Да, ему хочется повзрослеть, но он пока не понимает как это и от чего конкретно зависит его взрослость. Ему понятно, что надо слушать учительницу и быть умным, но не понимает, как это можно сделать. На него, еще маленького, но уже взрослого, свалилось сразу много информации и правил. Теперь, он чаще слышит следующие высказывания: «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно», «старайся», «обязан», «должен». Возрастают требования учителя и родителей, появляется много новых обязанностей и ограничений. Меняется очень многое в его жизни. Ребенок должен : ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться школьным нормам и правилам, трудиться, выполняя задания учителя и домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе, прилежно вести себя не только на уроках, но и на перемене. Эти правила не всегда совпадают с непосредственными желаниями и интересами ребенка. К этому нужно адаптироваться. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Некоторым детям это дается чуть сложнее. Зависит это от индивидуальных особенностей самого ребенка и учебной мотивацией.
Новая ступенька в жизни первоклассника, это включение в новую социальную среду, новый коллектив сверстников, перестройка деятельности по содержанию, форме организации. Освоение учебной деятельности требует качественного уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Начало школьного обучения для каждого ребенка является сильным стрессом. Радость восторг и удивление сменяются тревогой, растерянностью и напряжением. То же самое происходит и с их родителями.
2. Рекомендации родителям.
Вероятность того, что первоклашка будет испытывать затруднения при адаптации в школе возрастает, когда:
• В семье не соблюдается режим дня.
• Мало уделяется внимания общению с ребенком и всей семьей вместе.
• Нет уважения к старшим.
• Ребенок не приучен к самостоятельности, не выполняет свои домашние обязанности и поручения. Не помогает родителям по хозяйству.
• У ребенка отсутствует чувство ответственности за свои поступки.
• Проблемы с поведением, непослушание на просьбы родителей.
• Трудности общения со сверстниками. Неумение вести диалог.
• Ребенок не любит читать, так как в семье мало или совсем не уделяется этому внимание.
• Недостаточно подготовлен к школе.
• Слышит негативную критику взрослых об учителях и школьной программе.
• Первый год обучения иногда определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника. Родители должны знать признаки, которые указывают на трудности адаптации ребенка к школе.
На что следует обратить внимание родителям?
• Смену настроения и поведение ребенка. Проявляет необъяснимую агрессию или ведет себя пассивно.
• Старается не контактировать со сверстниками, либо наоборот — конфликтует с ними.
• Быстро устает, низкая работоспособность, не может сконцентрироваться на поставленной задаче.
• Открыто заявляет о своем нежелании идти в школу.
• Часто стал говорить: «В школе не интересно», «Я думал там все по другому», «Мне трудно», «Я не хочу это делать».
• Ослабевает интерес к происходящему.
• Не готовность делать домашние задания.
• Теряет уверенность в себе, в своих силах.
• Нарушается сон и аппетит.
• Часто жалуется на головную боль и боль в животе.
• Родители первоклассников должны быть готовы к тому, что их ребенок может столкнуться с такими проблемами.
На что надо обратить внимание…
1. Выбор школы.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником — посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать, нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.
2. Самостоятельность.
Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.
Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.
Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.
бите своих детей несмотря ни на что!
Советы родителям первоклассника.
В первую очередь родителям важно понять есть ли трудности у ребенка, определить их причины. К каждой из них подобрать своё решение.
Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Вместе составьте расписание дня и контролируйте его соблюдение. Таким образом, ребенок учиться планировать свое время, ставить цели и задачи, а также грамотно распоряжаться своим свободным временем. Интересуйтесь школьной жизнью ребёнка, принимайте участие в его переживаниях, впечатлениях, находите время на разговоры о трудностях, радостях, требованиях в школе. Выслушайте своего ребенка. Помните: то, что кажется вам не очень важным, для него это может оказаться самым волнующим событием за весь день! Объясните, что в любой ситуации окажете поддержку, придёте на помощь.
Формируйте у ребенка положительный настрой на учебу в школе. Не пугайте его критикой и оценкой учителя. Не говорите о школе и об учителях плохо в присутствии ребенка. Ваше спокойное отношение к школьным заботам поможет ребенку решать трудности без паники.
Научите ребенка обращать внимание на процесс обучения, а не учиться только ради оценки. Процесс обучения приводит к разносторонним знаниям и навыкам, а уже потом к результату – оценке. Важно научить чувствовать связь между процессом и результатом.
Верьте в своего ребенка. Верьте и доверяйте своему ребенку. Не сомневайтесь в его способностях. Если у вас будет правильный настрой на успех вашего первоклассника, то и у ребёнка будет всё благополучно.
Поделитесь с ребенком воспоминаниями о своих учебных годах. Он будет понимать, что его родители тоже были в такой ситуации, как и он. Рассказывайте о своих успехах и неудачах, о своих чувствах по этому поводу. Учите ребенка испытывать чувства и уметь их называть. В дальнейшем вам будет легче понять причину неудач своего ребенка.
Любите своего ребенка таким, какой он есть! Ребенок должен понимать и чувствовать, что родительскую любовь нельзя «купить» хорошими оценками или поведением. Говорите слова любви и чаще обнимайте, чтобы не возникло ощущение, что родительская любовь уже не для школьников.
Уважайте своего ребенка. Уважайте его мнение, желания и чувства. Не завышайте свои требования по отношения к нему. Не критикуйте за оценки и плохое поведение. Не сравнивайте с другими детьми в грубой форме. Отметка в дневнике – это оценка его знаний по данному предмету на этот момент. Эти оценки не имеют отношения к личности ребенка. Обязательно хвалите ребенка. Поощряйте его старания и усилия.
Эти простые советы помогут вам не потерять доверие, хорошего отношения, понимания и любви со своими детьми. Будут способствовать повышению самооценки, уверенности в себе, что однозначно доставит вам радость и гордость за своего ребенка.
3. Анкетирование детей и родителей.
Анкета для родителей
1. Способен ли ребёнок следовать инструкции, полученной от взрослого? (Да, нет, иногда.)
2. Способен ли ребёнок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 15-20 мин? (Да, нет, иногда).
3. Способен ли ребёнок познакомиться и общаться с другими детьми? (Да, нет, иногда.)
4. Способен ли он уступать, избегать конфликта? (Да, нет, иногда.)
5. Способен ли ребёнок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки? (Да, нет, иногда.)
6. Умеет ли ребёнок читать? (Да, нет.)
7. Умеет ли писать? (Да, нет.)
8. Умеет ли решать простые задачи? (Да, нет.)
9. Может ли составить рассказ по картинке? (Да, нет.)
10. Может ли пересказать услышанный рассказ, сказку? (Да, нет.)
Анализ анкетирования.
Если на все вопросы ответы утвердительные, можно сделать вывод, что ребёнок к школе готов. В детском саду, в рамках занятий по подготовке к школе, мы учим детей читать, считать, развиваем мелкую моторику, решаем логические задачи, предлагаем упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Мы моделируем и разыгрываем ситуации, которые могут произойти с ребёнком в школе.
4. Анкета для воспитанников (проводится воспитателем)
«Хочу ли я в школу?»
Обратится к ребё нку: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?» - и зафиксировать его ответы в таблице. Если он не согласится с высказыванием, поставить плюс, если нет – то оставить место пустым.
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много друзей.
2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
6. Когда я пойду в школу, буду хорошо учится.
7. Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
9. Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.
10. Если бы мне разрешили, я бы пошёл учиться уже в прошлом году.
Подсчё т результатов:
1-3 балла – ребёнок полагает, что неплохо живёт и без школы.
Взрослым следует задуматься.
4-8 балла – да, хочет в школу. Только уточним для чего? Если больше баллов в первых строк (1,2,3,4,5, то ребёнок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй половине строк (6,7,8,9,10, то он вполне представляет себе основное предназначение школы и оно не вызывает пока негативных переживаний.
9 -10 баллов – прекрасно, если ребёнок сохранит своё отношение к школе.
Анализ анкетирования.
По результатам анализа анкет видно, что наши дети любознательны, желают сотрудничать в процессе открытия новых знаний и с родителями и со своими друзьями.
Решение собрания :
1. Объеденить усилия родителей и воспитателей по подготовке ребенка к школе.
2. Родителям быть более вовлеченными в процессе воспитания своих детей.