Яна Холина
Родительское собрание тема «О здоровом образе жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель:
Савина Я. В. ,
воспитатель первой квалификационной категории.
г. Глазов
Цель: уточнить и систематизировать знания родителей о здоровом образе жизни; использовать на собрании социо-игровые технологии для сплочения коллектива, побуждать работать в меняющихся условиях и с разным составом команд.
Публикация «Родительское собрание тема „О здоровом образе жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Материалы: жетоны - геометрические фигуры, слайд-презентация, листы бумаги, фломастеры или ручки, разрезная ромашка, магниты, конверты с разрезанными на части пословицами, аудиозапись с динамическими паузами.
Предварительная работа: подборка музыки; видио-запись зарядки, фото-отчет с зарядки, физической культуры, прогулок,
Ход:
При входе стоит столик. Родители берут жетон - фигуру и садятся за стол с соответствующей фигурой.
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на очередном родительском собрании. А тема нашего собрания - "О здоровом образе жизни".
Итак, давайте разберёмся, что же такое здоровый образ жизни? Что входит в понятие ЗОЖ
I Задание «Разминка»
Родители составляют перечень слагаемых здорового образа жизни, записывают на разрезные лепестки ромашки, выкладывают ее на доске, самопроверка команд.
- Молодцы, родители! Вы совершенно верно говорите, что здоровый образ жизни – это прогулки, это правильное питание, это физкультура и спорт, это отсутствие вредных привычек и т. д.
Итак - здоровый образ жизни :
«Эмоциональное здоровье»
Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Допустим: перебранка в присутствии ребёнка. Ребёнок начинает нервничать, нервная система истощается. Всё это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните, стоит нам улыбнуться – сразу становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть. Так своим настроением мы взрослые заражаем детей, поэтому давайте больше улыбаться и дарить радость друг другу.
Помните:
• От того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день;
• Как можно чаще улыбайтесь своему ребёнку;
• Поощряйте своего ребёнка жестами;
• Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни;
• Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, маты.
Так соблюдая самые элементарные правила, мы можем говорить, что с эмоциональным здоровьем у наших детей всё в порядке.
Эмоциональное напряжение можно изменить, прослушав любимые веселые песни. Я предлагаю Вам поиграть в музыкальную игру "Веселый счет". На проигрыш под зажигательную музыку мы танцуем, как только зазвучит песня, в которой прозвучит то или иное число, нужно собраться в кружок по этому числу. ("Жили у бабуси 2 веселых гуся. ", "4 черненьких чумазеньких чертенка. ", "1 снежинка, 1 пушинка. ", "5 звезд. ")
Вот мы разделились в команды по 5 человек, давайте в этом составе выполним следующее задание.
II Задание «Угадай интонацию»
Первая команды получают на листочках фразу и название интонации, с которой эту фразу надо сказать. Вторая команда угадывает интонацию, а потом вторая команда получает задание, а первая угадывает.
- Дай мне поиграть с мячом (как просьба);
- Поделись со мной своей игрушкой (как требование);
- Давай дружить (как угроза);
- У меня всё равно ничего не получится (как отчаяние);
- Не трогай меня (как каприз)
Следующий пункт – «Режим дня».
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.
Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима.
Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
У ребёнка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.
Дети много двигаются, а также активно растут, поэтому их траты энергии и потребности в строительном материале должны обеспечиваться достаточным количеством пищи.
Сбалансированное меню для ребенка дошкольного возраста очень важно. Оно не только обеспечит нужными для роста нутриентами, но и поддержит работу всего организма малыша, включая иммунитет.
• Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
• Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
• Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
• Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т. д.
III Задание «Конструктор»
Командам даны конверты с разрезными пословицами, Ваша задача- восстановить их.
- В здоровом теле – здоровый дух;
- Береги платье с нову, а здоровье с молоду;
- Если не бегаешь пока здоров, придётся побегать, когда заболеешь;
- Курить – здоровью вредить;
- Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья;
- Чистота – залог здоровья.
- Молоко коровье пейте на здоровье.
- Молока в достатке — и мы в порядке.
Может, Вы знаете еще пословицы о здоровье? (Ответы детей)
Продолжаем дальше. «Здоровое питание».
Итак, как же заставить ребёнка съесть всё до последней ложки?
Одна из распространённых ошибок родителей – предлагать ребёнку вместо воды сладкие фруктовые соки или молоко, когда тот просит пить. Ведь сахар, входящий в состав указанных напитков, снижает аппетит.
Несколько советов:
•Сделайте из приема пищи праздник! Во время еды очень важна эмоциональная атмосфера. Завтраки, обеды, ужины нельзя использовать как возможность наказать или покритиковать ребенка за непослушание.
•Старайтесь кормить ребенка на кухне, там, где едите сами. Дети более склонны принимать пищу, если они видят, что их родители сами едят и наслаждаются этой пищей. Если малыш видит, что вы с удовольствием едите морковку или овощное пюре, он думает, что это вкусно и быстрее попробует такую еду в будущем.
•Не старайтесь насильно заставлять ребенка съесть больше, чем он может. Это может сформировать у него нежелательную привычку набирать пищу в рот и держать там, не проглатывая.
•По возможности, давайте ребенку пробовать все, что ему не запрещено в этом возрасте – это только увеличит интерес к еде.
•Заставлять ребенка постоянно есть какое-либо блюдо неверно – Вы только увеличите неприятие этого блюда.
•Избегайте использовать сладости, как награду за съеденные овощи или выпитое молоко. Это вряд ли расположит ребенка к еде, которую Вы заставляете его есть.
Предлагаю посмотреть Вам домашнее видио по приготовлению салатов.
А сейчас поговорим об "утренней гимнастике".
«Утренняя гимнастика» – обязательная часть ежедневного режима ребенка. В детском саду каждое утро обязательно проводятся комплексы утренней гимнастики. Не надо забывать про гимнастику и дома.
Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями.
Утренняя гимнастика – первый шаг к здоровью. Есть такое чудо-средство, которое сделает вас самым здоровым, веселым и дружным семейством. Сделать утром веселую разминку вместе с мамой и папой - прекрасная идея! И не такая уж невыполнимая, как кажется на первый взгляд. Ну, подумайте: всего несколько минут в день - и хорошее самочувствие плюс отличное настроение обеспечены каждому. Попробуйте воспринимать ежедневные разминки не как лишнюю нагрузку, а как возможность пообщаться с близкими. Ведь родительский пример для ребенка больше, чем убедительные речи о пользе ежедневных спортивных занятий.
IV Задание. Родители рассказывают о семейных традициях занятия спортом и зарядке по утрам, показывают фотографии.
Предлагаю Вам посмотреть видио-ролик с утренней зарядкой.
зарядка проходит с сопровождением пианино, а иногда под веселые песенки, которые можно найти в интернете. Мы часто используем их на динамические паузы во время непосредственно- образовательной деятельности. Предлагаю выйти из-за столов и немного размяться. Встанем в один общий круг.
V Задание «Зарядка»
У ребенка есть сильная потребность в движении. Однако, чтобы движения не были бесцельными и случайными, необходимо помочь ребенку, предложить правильный способ. Вот сейчас мы и поговорим о «Физических упражнениях и подвижных играх»
Основу для успешного овладения двигательными навыками ребенок получает на систематических физкультурных занятиях. Однако совершенствование и устойчивость приобретаемых навыков, и самостоятельное применение их ребенком в различных условиях жизни не могут осуществляться только путем одних занятий.
Помимо ежедневной утренней гимнастики и определенного количества физкультурных занятий необходимо детям предоставить возможность упражняться самостоятельно. Для этого лучше всего использовать подвижные игры. (раздать родителям буклеты «Подвижные игры»)
VI Задание «Игры нашего детства»
У меня есть "волшебная палочка", пусти ее по кругу и вспомним свою любимую игру из детства. (Родители передают палочку по кругу и называют игру).
А теперь палочка вернется ко мне обратно, на этот раз, попытайтесь объяснить, почему именно эта игра была любимой. (Ответы).
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.
- Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
С ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов – богатырей. В. Крестов “Тепличное создание”
Вы, наверное, уже догадались, что речь пойдёт о закаливание.
Проанализировав ваши анкеты, я сделала вывод: немного семей, где дома проводят закаливающие мероприятия, а иммунитет детей в основном укрепляют медицинскими средствами, мало кто из родителей гуляют с детьми в выходные, и поэтому в нашей группе есть, хоть и немного, часто болеющие дети.
А ведь закаливание, как отмечал Е. А. Аркин, для ослабленного ребенка имеет большое значение, чем для здорового. Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла) широко используются и нетрадиционные.
Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тела и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом.
Вот небольшой перечень закаливающих мероприятий, которые реализуются в ДОУ:
• Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в «холодное»).
• Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стоп, идет профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организм, улучшается умственная деятельность.
• Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. (После непродолжительной зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36 – 38 градусов в течение 30 – 40 секунд, затем температура воды снижается на 2 – 3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20 – 25 секунд. Процедура повторяется 2 раза. Через 1 – 1,5 недели разница температур воды возрастает до 4 – 5 градусов и в течение 2 – 3 месяцев доводится до 19 – 20 градусов).
• Полоскание горла прохладной водой со снижением температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. (Полоскание горла начинается при температуре воды 36 – 37 градусов, снижается каждые 2 – 3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.)При этом следует помнить,
что перерыв в закаливании на две – три недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и потому крайне нежелателен.
Да если мы хотим видеть своего ребенка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. В «минимум» закаливания включать воздушные и водные процедуры, правильно подобранную одежду. (раздать буклеты «Если хочешь быть здоровым закаляйся»)
А сейчас мы поговорим о прогулках на свежем воздухе.
Всем мамам понятно, что ребенку необходимо гулять по возможности больше. Но не всем точно известна польза прогулок. Во время прогулок на воздухе происходит очищение легких от аллергенов и пыли, благодаря этому происходит улучшение функций верхних дыхательных путей и слизистой носа.
Прогулки на улице помогают правильно работать жизненно важным системам организма, а также мозга. Добавочный расход энергии на двигательную активность и сохранение температуры тела, поднимают энергию всех систем организма, а также иммунной и сердечно-сосудистой.
При контакте ребенка с различными факторами окружающей среды, такими как жара, мороз, ветер, дождь, адаптационные механизмы организма не угасают, а только закаляются.
В коже, при помощи УФ лучей, вырабатывается витамин D, нехватка которого, может привести к развитию рахита.
Прогулки способствует профилактике близорукости. В ограниченном пространстве взгляд сфокусирован на предметы, расположенные вблизи, а на улице – на дальние.
Во время прогулок у ребенка появляется много новых впечатлений и позитивных эмоций, от которых зависит его интеллектуальное и социальное развитие.
Когда нельзя гулять?
• Ребенок болен (боль, слабость, высокая температура, а также, если у болезни инфекционный характер. Гулять нужно и можно в период выздоровления, ведь свежий воздух способствует выздоровлению в особенности при болезнях дыхательных путей.
Сколько, как и когда можно гулять?
Гулять следует при любой погоде. Прогулки обеспечивают соприкосновение малыша с разнообразными факторами окружающей среды, и оказывают помощь для укрепления иммунной системы. Польза прогулок неоценима.
Длительность прогулки не ограничена.
Прогулки должны быть активными. Движение стимулирует физическое и интеллектуальное развитие ребенка и способствует функционированию сердечно-сосудистой и иммунной систем.
Как понять, что ребенок мерзнет?
Если ребенок не жалуется ни на что, можно спокойно гулять. Но когда ребенок все-таки замерз:
• необходимо поднять его на руки, и постараться согреть теплом своего тела. Ребенку постарше необходимо организовать активные игры, чтобы он подвигался и побегал.
• когда малыш согреется немного, его необходимо одеть потеплее.
При перегреве у ребенка появляется чувство жажды, и он начинает просить пить. При этом необходимо раздеть малыша. Пусть он пьет больше жидкости, например, компот, морс, сок, минеральная вода. Очень хорошо при перегреве искупать ребенка в прохладной воде, если она имеется невдалеке.
Для выполнения следующего задания нужно разделиться на пары. Объединитесь с тем, с кем Вы встретились сейчас взглядом.
VII Задание «Виды спорта»
Нужно загадать тот или иной вид спорта. Все спрашивают: "Где вы были?", а Вы отвечаете: "Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем" - и показываете его движениями, а остальные - угадывают его. Уважаемые родители! Помните, что здоровье ребенка в Ваших руках! Необходимо создать условия здорового образа жизни ребенка.
Примерное решение родительского собрания :
•создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в двигательной активности в повседневной жизни;
•организовать дома режим дня и питание, приближенный к детсадовскому;
•в выходные дни обязательно организовывать прогулки вместе с детьми;
•систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи.