Ирина Гафарова
Родительское собрание «Речь ребенка в ваших руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.
Публикация «Родительское собрание „Речь ребенка в ваших руках“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
Если «да» :
(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).
Если «нет», не задумываемся:
(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны)
Основная часть:
- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске) :
2 слайд
Речь должна быть Проблемы наших детей
· Грамотной
· Понятной
· Выразительной
· Осмысленной
· Богатой
·.
·.
·.
3 слайд
Это идеал. А что же получается на самом деле?
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:
односложная
Состоящая из одних простых предложений речь
бедная речь
Недостаточный словарный запас
Слова – «паразиты»
грамотные вопросы
Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых
Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
составление рассказов
Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
не могут логически объяснять
речь не выразительна
Не умеют использовать интонации (выразительность, где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где - то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
плохая дикция
Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.
(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).
Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца, а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца)
Что же делать?
Мы приготовили папку –передвижке с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем, и вы можете поиграть дома.
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде.
4 слайд
Воспитатель: - Итак, отправляемся в путешествие “на поезде", отправляемся в путь.
Ну, вот мы и приехали на первую станцию, которая называется
"Станция слов"
На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова, так же упражняются (подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные)
Игра «Какой, какая, какое» (игра с мячом).
Подбери прилагательные к существительным
(Я говорю существительное, вы прилагательное)
Яблоко- какое оно- вкусное, румяное, сладкое, кислое и т. д.
Снег- какой он- пушистый, белый, холодный и т. д.)
Вода- какая она- прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т. д.
Солнце-какое оно - яркое, желтое, теплое, круглое и т. д
Игра «Буква заблудилась»
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, умение находить ошибку в тексте.
Ход игры: на столах у обеих команд лежат разрезные буквы алфавита. Ведущий читает текст, играющие находят ошибку и поднимают букву, которая должна быть в тексте. Итак! Внимание!
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться…
Задание для родителей.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес).
***
Пять баранов скушал Толька
И сказал: «Еще бы столько!» (бананов)
***
Мы собрали васильки
На головах у нас щенки (венки).
***
Забодал меня котел,
На него я очень зол (козел).
Игра «Цепочка слов»
Цель: развивать фонематический слух, зрительное восприятие, умение слышать звук в конце слова.
Ход игры: родителям нужно разделиться на две команды и выложить цепочку из предметов. Команды получают по 10 картинок с изображением предметов. Первая картинка отмечена *. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается предыдущее. У кого длиннее цепочка, тот считается победителем.
Игра "Где живут продукты?"
В этой стране дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.
У каждого продукта есть свой домик. Угадай название домика.
Сахар- (ница, хлеб- (ница, масло- (ница, соль- (онка) -, перец, чай, кофе, салат, конфеты.
Например: медведь- медвежата. А также учатся образовывать однокоренные слова, т. е. похожие друг с другом,
Давайте и мы поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.
Игра "Продолжи цепочку"
Чай- чайник - чайничек.
Кофе - кофейник - кофейничек
Нож, ковш, таз, кувшин
Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.
5 слайд
Игра "Составь предложения из набора слов»
Следующая игра называется
"Сказки - рассказки".
На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять описательные рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.
6 слайд
Игра "Расскажи и обыграй сказку"
(родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку, очень часто мы используем те
Мнемотехнику – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Вы такие молодцы! Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось? (Ответы родителей).
*А сейчас предлагаем посмотреть фотографии на слайдах «Жизнь нашей группы».
- Вы такие молодцы, со всеми заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в подготовительной группе.
Беседа о разном.
Большое внимание уделяю чтению художественной литературы, заучиванию различных стихотворений. После прочтения произведения обязательно обсуждаем прочитанное, чтоб ребенок учился слушать и слышать. Это развивает слух, обогащает словарный запас, развивает речь, умение согласовывать прилагательные с существительными, умение правильно составить предложение.
Беседа о разном
Воспитатель: Уважаемые мамы! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – это ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Семья дает ребенку главное-то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь, единство с родными, знания и опыт.
Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Весь педколлектив, который работает с вашими детьми – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) мы бессильны.
И именно совместная работа нас педагогов и, Вас, родителей, могут дать положительный результат.
Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.
Спасибо за внимание!
Решения родительского собрания.
1. Выбрать игры и задания с использованием графических знаков, способствующие формированию связной, правильно построенной речи детей, которые понравились родителям на собрании, и проводить их в семье.
2. Развивать в детях безграничные потенциальные возможности через различные виды познавательной деятельности.
3. Пополнять папку передвижку речевыми играми.