Елена Денисова
Родительское собрание «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду и в семье дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель собрания:
• организовать встречу с семьей воспитанников, c целью обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка в ДОУ
• дать родителям рекомендации, которые помогут им сориентироваться и определиться в разнообразии игровых средств для формирования развития предметно-пространственной среды в условиях семьи
Задачи:
• рассказать про ФГОС;
• рассказать о предметно-пространственной развивающей среде в
Публикация «Родительское собрание „Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду и в семье дошкольника“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
группе в соответствии с ФГОС.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть всех вас.
Перед тем, как мы приступим к работе, необходимо настроиться.
В этом нам поможет игровая разминка. Предлагаю вам взять мешочек, в котором написаны задания. Мешочек передается по кругу или бросается друг другу. Начнем под музыку, когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался мешочек, открывает его и берет первый, попавший в руки листок, читает и выполняет задание. Игра продолжается до тех пор, пока все листочки в мешочке не закончатся.
(Примеры фантов: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку предпочитаешь, какие качества ценишь в людях, какой любимый фильм, напой любимую песню, какое время года больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем хотел стать в детстве и воплотилась ли мечта.)
Упражнение «Нас с вами объединяет.»
Сейчас мы по кругу будем передавать этого медвежонка и знакомиться: представиться, сказать, чьи вы родители и в какую группу ходит ваш ребенок, и закончить следующее предложение: «Я думаю, нас с вами объединяет.», передав медвежонка другому.
Упражнение «Наши дети»
Давайте вспомним несколько качеств своего ребенка, которые начинаются с той буквы, что и имя ребенка (например, Семён — скромный, самостоятельный; Мария — молчаливая, мечтательная и т. д.).
Каждый из нас хочет в будущем видеть своего ребенка успешным. Что по вашему мнению, быть успешным в современном мире?
Наша жизнь стремительно меняется, вполне возможно, вашим детям придется работать по специальностям, которых пока просто нет.
Будущее требует от них инициативности, самостоятельности, любознательности, уверенности, позитива к себе и другим, развитого воображения, способности к волевым решениям.
Поэтому образование сегодня должно быть ориентировано не столько на выработку у детей определенных знаний, умений и навыков, а сколько на развитие вышеперечисленных качеств. В связи с этим и был введен ФГОС ДО, который регулирует отношения между родителями, педагогами и детьми.
Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором
дошкольное образование признано уровнем общего образования.
Ведь в дошкольном возрасте закладывается фундамент всестороннего развития
ребенка. От того как проживет ребенок дошкольное детство будет зависеть его
жизнь в дальнейшем.
Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?
1. Дошкольное образовательное учреждение становится образовательной организацией, в которой
реализация основной образовательной программы дошкольного образования
сопровождается осуществлением присмотра и ухода, с
организацией питания и режима дня.
2. Все дети дошкольного возраста должны быть обеспечены
возможностью получения дошкольного образования.
Суть ФГОС заключается в изменении модели образовательного
процесса. Дошкольников нужно не учить, а развивать посредством доступной их возраста деятельности - игры. В
результате в процессе игры дети, сами того
не замечая, будут обучаться.
Игровая деятельность должна стать основой обучения ребенка, а значит в таком процессе он будет способен добывать знания себе сам. Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что
может ответить, когда ответить, как ответить.
ДОУ работает по основной общеобразовательной программе, содержание которой включает совокупность образовательных
областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их
возраста.
В ФГОС ДО сформулированы четкие требования по организации
взаимодействия с родителями, подчеркивается, что одним из принципов
дошкольного образования является сотрудничество организации с семьей. Одним
из требований является обеспечение психолого – педагогической поддержки
семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
В соответствии с этим родители должны участвовать в реализации программы, в
создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в
дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его
личности. Родители должны быть активными участниками образовательного
процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в
них преобладает.
Таким образом сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ
лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все
другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить,
дополнить воспитательную деятельность (закон РФ «Об образовании»).
Организация правильной предметно-развивающей среды ДОУ – одна из главных задач, и очень важно привлекать родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы:
В процессе взаимодействия с родителями мы столкнулись с такими проблемами:
– нехватка времени,
– нередко можно услышать: «Я привела к вам ребёнка, вам платят, вы и должны».
Все эти отговорки приводят к формированию у родителей профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Мы глубоко убеждены, что только взаимодействие с родителями позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть его в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Мы должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
Мы надеемся, что сегодняшнее собрание позволит разработать единые принципы создания развивающей среды в ДОУ и в условиях семьи, и это будет способствовать комфортному пребыванию и развитию ребенка, как в детском саду, так и дома.
Насыщенность среды предполагает: разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе, должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств; периодическую сменяемость игрового материала; разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов.
Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность, свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды
детской активности, безопасность среды, соответствие всех элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.
е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства
эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду
ребенку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным
является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Мы надеемся, что та предметно-пространственная среда, которая сформирована у нас в саду, поможет Вам разработать и организовать развивающей среду дома для Вашего ребенка.
Но перед тем, как ее создать необходимо определиться какие игрушки и игры стоит покупать ребенку.
В жизни ребенка игрушка имеет большое значение. Игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. создадут развивающую предметно-пространственную среду. Правильный подбор игрушек — это серьезное дело.
Какие игрушки выбрать, в каком количестве, как часто надо это делать, подходят ли они по возрасту, понравятся ли вашему ребёнку? Об этом мы поговорим сегодня.
Вопрос родителям: По какому принципу вы выбираете игрушки?
Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. А задумываетесь ли вы о педагогической целесообразности игрушек?
Нельзя покупать детям игровую продукцию, которая:
• Может испугать ребенка, вызвать страх.
• Изображает смерть, травмы, следы кровопролития, унижающие человеческое достоинство.
• Изображает или моделирует боль, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса и агонии.
• Категорически запрещается покупать детям игрушки, изображающие гениталии человека или животных.
Какими же должны быть игрушки у детей и как их правильно выбрать.
Вы рассматриваете игрушку в магазине. Подумайте:
- Известна ли она ребенку?
- Чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие, способности?
- Какую информацию о окружающем мире несет игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит?
- Соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного?
- Можно ли ее использовать в коллективных играх.
Игрушки из реальной жизни: Кукольное семейство (может быть и семья зверушек, кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.
Игрушки помогающие «выплеснуть» агрессию: солдатики, ружья, мячи, надувные «груши», подушки, дикие животные, резиновые игрушки, верёвки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и т. д.
Игрушки для развития творческой фантазии. Кубики, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, набор для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликации, клей и т. д.
Игрушки для развития мелкой моторики: мозаика, пазлы, бусы, трафареты.
Определяя, что же купить, проанализируйте имеющиеся дома игрушки и игры, просчитайте все за и против, сравните игрушки между собой, и выберете те, которые имеют наибольшие развивающие возможности.
Покупая игры и игрушки, обращайте внимание на их развивающие и обучающие возможности.
· Чем больше количество заданий в игре, тем выше развивающий потенциал этой игры.
· Степень «открытости». Игрушки не должны быть сложными, но и не должны представлять собой готовые вещи. Они должны развивать творческую активность ребёнка и побуждать придумывать новые задания и игровые сюжеты.
· Покупайте детям игрушки универсальные. Чем разнообразнее превращения игрушки и её применение, чем в больших играх они их используют, тем выше их развивающий потенциал.
· «Автодидактичность» игрушки. Хороши игрушки, которые «указывают» ребёнку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Чем больше заданий с такими «указаниями», тем выше развивающий потенциал игрушки (детский компьютер)
В заключении необходимо напомнить вам, уважаемые родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой.