Курбатова Ирина Павловна
Родительское собрание «Развитие ребенка 4–5 лет»
Родительское собрание
К 4-5 годам дети обычно полностью осваиваются в детском саду, появляется некая самостоятельность. К пяти годам происходит значительный скачок в развитии ребенка. Отмечается активное развитие речи, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.
Многих родителей начинает беспокоить вопрос, не отстает ли в развитии их малыш от своих сверстников по группе. Нет ли каких проблем, и на что стоит обратить внимание.
Публикация «Родительское собрание „Развитие ребенка 4–5 лет“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Итак, попробуем определить, что должен знать и уметь ребенок в этом возрасте.
Физическое развитие
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма:
• процесс окостенения позвоночника еще продолжается, позвоночник довольно гибкий и может деформироваться при длительных статических позах;
• происходит развитие крупных мышечных групп, поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки.
Также в данный период совершенствуются следующие физические
возможности малышей:
• повышается выносливость;
• улучшается координация;
• движения становятся более точными и уверенными;
• улучшаются показатели скорости и ловкости.
Вместе с тем, нужно знать, что развитие мускулатуры происходит
неравномерно. Ритм сердечных сокращений легко нарушается. Поэтому дети быстро устают и периодически нуждаются в отдыхе.
Совет No1
Предоставляйте ребенку возможности для активной подвижной деятельности. Не допускайте его переутомления (бледный вид, отдышка, потеря координации). Своевременно изменяйте нагрузку и вид деятельности. Не разрешайте выполнять силовые упражнения.
Психическое развитие
В возрасте 4-5 лет многие психические процессы у ребенка становятся более произвольными и осознанными.
Мышление.
Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень — появляется образное мышление. Познание происходит на основе практических действий. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по существенным признакам.
Совет No2
Предлагайте ребенку для игры геометрические фигурки, пазлы, мозаику, конструкторы Лего и других производителей.
К 4-5 годам ребенок должен уметь :
называть группу предметов обобщающим словом: овощи, фрукты, звери, птицы, одежда, посуда, мебель и т. д.
находить в группе предметов лишний предмет, не относящийся к этой группе и объяснять свой выбор.
находить предметы по описанию их признаков (придумывание и отга- дывание загадок, находить общие признаки у 3-4 предметов.
В этом возрасте ребенок должен научиться определять последователь- ность событий.
Уметь решать несложные логические задачи.
Внимание.
У средних дошкольников улучшается внимание, оно становится более устойчивым. Дети способны сосредоточенно заниматься одним видом деятельности в течение 15-20 минут.
Активно развивается воображение. Ребенок много фантазирует, придумывает вымышленных друзей, создает вокруг себя сказочный мир. Он мечтает о собственных сверхвозможностях, большом признании его заслуг. Благодаря развитому воображению ребенок может понять то, что он сам не видел, но о чем ему подробно и понятно расскажут. Вследствие бурной фантазии у него могут появиться страхи.
Совет No 3.
Не оставляйте детские страхи без внимания. Обсуждайте с ребенком то, что его пугает. Поищите информацию, как можно избавиться от страхов и в случае необходимости обращайтесь к специалистам.
Ребенок должен уметь :
находить предмет по контуру.
сравнивая две схожие картинки, находить пять-шесть отличий.
из пяти-шести картинок уметь находить две абсолютно одинаковые.
глядя на целую картинку, найти на ней место отдельного фрагмента.
Хорошо тренирует это умение игра в кубики, пазлы.
находить общий признак у пяти предметов.
Память
В этом возрасте начинает формироваться произвольное запоминание. Взрослым необходимо учить ребенка приемам запоминания. Для этого можно использовать игры для развития памяти.
В 4-5 лет ребенок, глядя на картинку 30-60 секунд, должен запомнить 4-5 предметов, изображенных на ней.
Учите ребенка запоминать пары предметов, используя ассоциативный способ запоминания, например: корзинка — ягодка; дерево — яблоко; курочка — цыпленок. Покажите сначала пары картинок, а потом по одной картинке из пары, вторую картинку ребенок должен вспомнить сам.
Ребенок должен запомнить и воспроизвести количество предметов в пределах пяти, цвета пяти предметов.
Рассматривая сюжетный рисунок, ребенок должен запомнить и воспроизвести как можно больше деталей.
Совет No4
Читайте детям сказки. Просите их пересказывать услышанное.
Мелкая моторика рук.
В этом возрасте дети активно и с удовольствием осваивают различные
виды творческой деятельности. Им очень нравится рисовать. У детей активно развивается мелкая моторика. Очень важно в этом возрасте продолжать развивать мелкую моторику рук ребенка, подготавливать руку малыша к письму. Учить ребенка правильно держать в руке ручку, карандаш, кисточку. Учить аккуратно заштриховывать картинку. Аккуратно обводить картинку по пунктирной линии.
Совет No 5.
Рисуйте с детьми, занимайтесь художественной лепкой, учите их петь и танцевать. Пытайтесь их увлечь этими занятиями, а не заставлять. Предлагайте самые простые идеи для поделок. Хвалите за выполненную работу. Некоторые поделки можно дарить кому-то из близких людей,
чтобы ребенок увидел значимость своего труда.
Теперь рассмотрим знания и навыки в образовательных областях.
Математика.
К 4-5 годам ребенок должен научиться считать в пределах первого
десятка, от 1 до 10, знать, как письменно обозначаются цифры от 1 до 10. Хорошо, если ребенок умеет сравнивать предметы по величине (длине, высоте, ширине). Если малыш еще не владеет этим умением, необходимо научить его этому, размещая предметы в порядке уменьшения или увеличения размера. Начните с трех предметов, доведя к пяти годам количество предметов до десяти.
В этом возрасте ребенок должен научиться ориентироваться на листе бумаги, знать и понимать понятия «сверху», «снизу», «справа», «слева».
Уметь делить группу предметов на две равные части.
Развитие речи.
Активно развиваются речевые способности. Увеличивается словарный запас. Улучшается звукопроизношение. Дети способны четко выражать свои мысли. Они могут описать свои ощущения, рассказать, как выглядит предмет, пересказать небольшой рассказ.
У детей развивается связная речь, формируется грамматическое чутье. Они учатся согласовывать слова, употреблять предлоги.
Совет No 6.
Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания — обратитесь к логопеду.
К 4-5 годам ребенок должен уметь :
строить сложные предложения из 8-10 слов так,чтобы его могли понять все, уметь вести беседу: отвечать на вопросы, самостоятельно задавать встречные вопросы находить антонимы (слова, противоположные по значению) к задан- ным словам. Это умение отлично развивается в словесных играх. Научите ребенка образовывать обобщающие слова, например, шапка из меха-меховая шапка. А так же,образовывать новые слова,например сахар лежит где (в сахарнице).
изменять форму глагола, согласовывая с другими словами в предложении: (Я хочу гулять — Мы хотим гулять — Ты хочешь гулять — Вы хотите гулять — Он хочет гулять — Они хотят гулять).
Ребенок должен уметь объяснить смысл услышанного предложения или небольшого текста и вычленить главную мысль.
Необходимо тренировать умение составлять небольшой рассказ по картинке, соблюдая правильный порядок слов в предложении.
Грамота.
Ребенок к 4-5 годам учится определять место буквы в слове, например, где находится буква «А» в слове «аист» : в начале, в середине или в конце слова.
К 5 годам ребенок должен уметь :
делить слова на слоги и определять, сколько слогов в слове
различать на слух твердые и мягкие согласные;
Хорошо, если ребенок может прочитать простые короткие слова.
Окружающий мир.
К 4-5годам ребенок должен знать имена и фамилии своих родителей, братьев и сестер. Знать свои полные фамилию, имя и отчество, свой возраст и город проживания.
Называть признаки времен года.
Знать части суток, уметь ориентироваться в них, а также рассказывать, чем он занимается в разное время суток.
Малыш должен уметь объяснить, чем отличается сад от огорода.
Называть, какие животные живут в жарких странах, а какие в холодных. Хорошо, если ребенок может рассказать о назначении служебных машин. Знать некоторые виды спорта.
Социальное поведение (социально-коммуникативное развитие)
Средний дошкольник еще не осознает правила поведения и различные социальные нормы, он импульсивен. Вместе с тем, у него уже формируется общее представление о том, как нужно себя правильно вести в обществе. Он хорошо понимает, что значит плохой поступок. Причем, ребенок способен выявлять признаки нехорошего поведения не только у своих сверстников, но и у себя самого. Он сильно переживает, если нашкодит, поскольку понимает, что это плохо. Поэтому взрослые могут регулировать его поведение.
Основные этические понятия только начинают формироваться. В ходе этого процесса ребенок больше внимания обращает не на нравоучения взрослых, а копирует их поступки и модель поведения. Он готов прислушиваться к советам родителей.
Совет No 7.
Никогда при детях не делайте то, что запрещаете им. Ваши требования должны быть обоснованными, тактичными. Будьте последовательны и терпеливы.
Дети уже умеют контролировать большинство своих эмоций. У них развивается эмоциональная отзывчивость. Они способны понимать чувства других людей, сопереживать.
Ребенок становится более усидчивым, покладистым и спокойным. Он может выполнять простые бытовые обязанности, однако быстро отвлекается, теряет интерес к труду и не всегда доводит начатое дело до конца.
Совет No 8.
Если ребенок не закончил начатое дело, не ругайте его, а предложите доделать все вместе, заинтересуйте каким-то поощрением.
У детей в возрасте 4-5 лет возрастает потребность в общении, поиске друзей. К тому же от общения в деятельности (во время игры или прогулки, которое преобладает в младшем дошкольном возрасте, они переходят к личностному общению.
Повышается самостоятельность, ребенок способен проявлять инициативу. В этот период для него становится важным признание окружающих. Он старается добиться их уважения, услышать одобрение своих действий. В таком возрасте дети очень обидчивы и эмоционально реагируют на критику.
Совет No 9.
Почаще хвалите ребенка, обнимайте. Говорите, что гордитесь им, довольны его поведением или поступком.
Усиливается гендерное самосознание. Дети не только хорошо осознают свою половую принадлежность, но и учатся вести себя соответственно ей. Также расширяются их представления о половой принадлежности (мужской пол — мальчик, юноша, мужчина, сын, старик и т. д.). Они учатся различать мужские и женские профессии, понимать специфику поведения и общения с людьми разного пола.
Средний дошкольник может анализировать свое самочувствие, начинает обращать внимание на свое здоровье. В случае недомогания способен сообщить об этом взрослому и объяснить в чем проблема.
Совет No 10.
Рекомендации! Не отмахивайтесь ребенка, если он будет приставать к вам с вопросами. Постарайтесь в доступной форме объяснить интересующую его тему.
В этом возрасте ребенка также можно уже начинать учить одному другому иностранному языку. Главное учить правильно, чтобы впоследствии учителям в школе не пришлось повторно его переучивать, да и ребенку будет сложно понять, почему нужно говорить совершенно по-другому.
Навыки самообслуживания.
Какими же навыками самообслуживания должен владеть ребенок 4-5 лет?
В четыре года ребенок должен уметь сам одеваться-раздеваться (помощь взрослых только в застегивании - расстёгивании пуговиц и замков, в шнуровании ботиночек, а в период с 4 до 5 лет ребенок должен и этому научиться, то есть взрослый только контролирует качество того, как ребенок оделся, иногда помогает застегнуть только верхнюю пуговку на рубашке,остальные ребенок должен уметь сам застегивать - расстегивать (исключение у девочек, если на платьишке пуговички сзади).
после раздевания сам выворачивать на правую сторону всю свою одежду и аккуратно развешивать по своим местам.
Также в этом возрасте ребенок уже должен сам за собой заправлять кровать (конечно же, о высоком качестве никто не говорит, взрослый потом сам по- правляет все получившиеся складочки).
Ну и, конечно же, в 4 года ребенок полностью самостоятельно ходит в туалет, пользуется туалетной бумагой и сам моет руки.
Помогает маме накрывать на стол, наливает себе не горячее питье в чашку, убирает за собой посуду после еды. Отлично обращаться с ложкой и вилкой. Конечно же, много помогает по домашним делам и поддерживает элементар- ную чистоту в своей комнате.
Как привить навыки самообслуживания?
Помните о том, что любой, даже самый незначительный труд должен прино- сить малышу удовольствие. Поэтому необходимо прививать ему навыки са- мообслуживания с учетом его возрастных особенностей. Обратите внимание, что все навыки формируются постепенно, причем лучше заниматься с ребен- ком в игровой форме. Лучший пример для подражания - это родители, по- этому не забывайте показывать правильный пример. Во время обучения не забывайте о том, что у ребенка уже сейчас сформировались свои вкусы и при- вычки.
Стоит избегать необоснованного одергивания и поторапливания - пусть ре- бенок сначала освоит новый навык.
Совет No 11.
Не осуждайте малыша публично за неумение справляться с чем-либо - это нанесет серьезный удар по его самооценке и по желанию продол- жать осваивать уроки самостоятельности.
Также не нужно излишне заигрывать с непоседой во время умывания, еды или одевания, не нужно затягивать эти процессы.
Заключение.
Проанализируйте, что знает и умеет ваш ребенок в 4-5 лет. С какими заданиями ваш малыш справляется с легкостью, а какие вызывают у него трудности. Может быть, малыш не понял задание, или у него недостаточно знаний и умений. Уделите развитию недостающих навыков больше внимания. Не следует перегружать ребенка. В этом возрасте он способен удерживать внимание 15-20 минут. И не забывайте хвалить малыша.
Информация по ФГОС о возрастных особенностях детей является одним из способов осуществления активного сотрудничества между семьей и дошкольным учреждением. Благодаря такой педагогической поддержке родители смогут правильно выстроить свои взаимоотношения с малышом, что поспособствует формированию у дошкольника высокой самооценки. Ребенок станет более уверенным, овладеет навыками и способностями, полезными для дальнейшей жизни.