Елена Силина
Родительское собрание «Профилактика буллинга в школьной среде»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, сегодня мне хотелось бы вам рассказать об одной очень серьёзной опасности для ваших детей- буллинге (школьной травле).
Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Проблема заключается еще и в том, что в группе риска может оказаться практически любой школьник.
Публикация «Родительское собрание „Профилактика буллинга в школьной среде“» размещена в разделах
- Буллинг, профилактика буллинга. Насилие и травля в школе
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Оформление детских садов
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Буллинг (bullying,от англ. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) Длительный процесс отношения, физического, словесного и (или) психологического преследования со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Многочисленные исследования доказывают, что буллинг имеет очень тяжелые последствия для становления личности и дальнейшей судьбы всех участников этой ситуации - и буллеров (преследователей)
Ученик подвергается буллингу, когда в течение времени по отношению к нему осуществляются агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, он остро ее переживает, но по разным причинам не может ответить на агрессию (Д. Олвеус норвежский ученый, один основоположников исследования буллинга в западной психологии).
Буллинг - это не ссоры и драки, в которых участвуют школьники, обладающие одинаковым авторитетом. Буллинг бывает справедливым, так как «сильный» получает «удовольствие» от нанесенного ущерба (материального и морального) «слабому».
Булиинг характеризуют 4 основные компоненты:
1. Агрессивное и негативное поведение.
2. Булинг осуществляется систематически.
3. Булинг происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью и физические возможности.
4. Булинговое поведение является преднамеренным.
Виды буллинга
Физический -нанесение физических повреждений жертве, а также воровство или порча имущества (физическая агрессия чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек; толкание, принки, удары и т. п.)
Вербальный- насмешки, распускание слухов, унижения, запугивание, высмеивание.
Социальный - исключение из группы, клевета с целью принизить социальный статус жертвы и повысить свой.
Кибербуллинг- издевательства и запугивания в социальных сетях, при помощи электронных писем или в компьютерных играх.
Участники буллинга
Жертвы: тревожные, с низкой самооценкой. Мальчики обычно физически слабые. Обычно отвергаются сверстниками. Фиксируются на своих неудачах, жаждут одобрения.
пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы;
тревожны, не уверены в себе, имеют низкое самоуважение;
склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве;
не имеют близких друзей, успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;
мальчики могут быть физически слабее своих ровесников.
Обидчики-жертвы: провоцирующие, агрессивные. Часто плохо учатся, с низкой самооценкой, сниженный контроль, нередко попадают в плохую компанию.
Обидчики: сильно выражена потребность в доминировании, положительно относятся к насильственным методам при решении проблем. Другие ученики их уважают, но к старшим классам их популярность падает. Умеют скрывать свое поведение от взрослых.
испытывают сильную потребность господствовать и подчинять
импульсивны и легко приходят в ярость;
ведут себя агрессивно и вызывающе по отношению к взрослым;
не испытывают сочувствия к своим жертвам;
мальчики обычно физически сильнее своих ровесников.
Свидетели: разнородная группа. Включает «помощников» обидчика (включаются в ситуацию буллинга на стороне обидчика, «группу поддержки» (наблюдают за буллингом одобрительно, подбадривают обидчиков, свидетелей (не вмешиваются из-за страха социального отвержения, нерешительности, страха перед буллингом) и защитников (приходят на помощь жертве).
Родителям школьников важно обращать внимание на маячки, тревожные звоночки, которые могут говорить о психологическом состоянии ребёнка. Итак, какие признаки могут говорить о том, что ребёнок столкнулся с трудностями в школе?
Самое очевидное — ребёнок не хочет или отказывается идти в школу;
Сонливость (засыпает везде, засыпает в неудобных позах, засыпает «на ходу»);
Повышенная тревожность (теребит в руках предметы, прислушивается к себе и постоянно подозревает у себя какие-либо болезни);
Резкие смены настроения;
Снижение аппетита или, наоборот, постоянное переедание;
Отказ от общения с другими детьми (прогулки, детские дни рождения, школьные мероприятия);
Появление страхов (Монстров, болезней, смерти, высоты, воды и так далее);
Невротические проявления (крутит волосы, грызёт ногти, грызёт ткань, выдёргивает ресницы, обдирает кожу и так далее).
Появление беспричинной, на первый взгляд, температуры, рвоты, ОРВИ, ангины и других соматических нарушений, которые проходят сразу же после того, как ребёнку разрешается не идти в школу и остаться дома.
Если вы заметили подобные симптомы, это повод внимательнее присмотреться к ребёнку и настойчиво выяснять, с какой проблемой он столкнулся.
Как вести себя родителям?
Буллинг : как защитить ребенка от травли?
1. Направлять свои усилия на то, чтобы вовремя узнать о проблеме
Первое и основное – ваш ребёнок должен знать, что к вам можно прийти с любой историей, любой проблемой, и вы поможете.
Многие родители выбирают тактику невмешательства, считая, что жалобы – стыдно. Тот, кто не справляется сам – «слабак», «несамостоятельный», «ябеда». Это приводит к молчанию ребёнка, чувству незащищённости, одиночества, и к множеству проблем в будущем. Ситуация с буллингом может кардинально измениться тогда, когда обращаться за поддержкой к самым близким людям станет нормой.
Поддерживать доверительные взаимоотношения с ребёнком помогут общие дела, увлечения, интересные поездки. Часто именно в атмосфере таких семейных дел и поездок случаются откровенные доверительные разговоры. Также способствует атмосфере доверия и безопасности в семье традиция обсуждения того, как прошёл день. Причем важно, чтобы о своих успехах и сложностях рассказывал не только ребёнок, но и каждый член семьи, будь то ребёнок или взрослый. Так вы сможете быстрее понять, что что-то идет не так и вовремя вмешаться в ситуацию.
Уважительно относиться к ребёнку, развивать и поддерживать его чувство самоуважения и самоценности с самого раннего возраста
Для ребёнка должно быть нормой, что каждый человек обладает самой высокой ценностью, и недопустимо проявление каких-либо неуважительных, оскорбительных, унижающих достоинство действий по отношению к кому-либо. Присмотритесь к своему состоянию – насколько вы придерживаетесь такого принципа в собственной жизни и какой пример отношения к себе видит ваш ребёнок. Именно с чувства уважения к себе и необходимо начинать родителям и учителям, которые непрерывно взаимодействуют с детьми. Допуская неуважительное отношение к себе, мы не так категорично относимся к проявлению неуважения к другому.
2. Найти для ребёнка увлекательное и безопасное место
Вместе с ребёнком найдите дело, увлечение, которое будет вызывать неподдельный интерес и привнесет в жизнь ребёнка ещё одно место, кроме дома, в котором безопасно, есть единомышленники и другие модели построения взаимоотношений. Там же ребёнок может найти наставника или друзей, которые вовремя выслушают и помогут разрешить сложную ситуацию. В подростковом возрасте отношения с родителями бывают сложными и важно, чтобы ребёнок имел возможность обратиться ещё к какому-то значимому и обладающему авторитетом взрослому.
3. Осознать, что буллинг не учит преодолевать трудности и не закаляет характер
Конфликты в детском коллективе – важная часть взросления. Издевательства – нет. Буллинг — это патология, сигнал о том, что дети не смогли сами справиться с вызовами взросления. Родители могут считать, что: «Если поощрять жалобы ребёнка, он вырастет стукачом и слабаком», «Если помогать ребёнку в школьных разборках, он никогда не научится сам общаться». Но травля не воспитывает, она ожесточает, травмирует, и не оказывает никакого положительного эффекта на становление характера человека.
4. Обсуждать с ребенком проблему буллинга
Можно посмотреть вместе и обсудить фильмы о буллинге. Вот список фильмов, который поможет вместе с ребенком составить мнение о буллинге и обсудить возможный алгоритм действий, если это произойдет с вами: «Кэрри» (1976, «Класс»(2007, «13 причин почему» (2017).
Если вы столкнулись с тем, что ваш ребёнок подвергается буллингу в школе
1. Не оставлять ребёнка один на один с травлей
При буллинге единственно верный путь – вмешательство извне взрослых.
Советы не обращать внимания, попытаться понравиться обидчикам или поискать причины в себе ни к чему не приведут. Они только заставляют ребёнка, подвергающегося буллингу, думать, что это с ним что-то не так и молчать о происходящем.
Пассивное поведение взрослых равноценно одобрению для агрессора и отказу в помощи для жертвы.
Как это выглядит для буллинга : если мне никто не говорит, что я неправильно себя веду, значит всё хорошо и можно продолжать.
Как это выглядит для того, кого травят: Если никто ничего не делает, чтобы прекратить издевательства, значит, я это заслужил, я сам виноват, мне надо потерпеть.
2. Постараться максимально спокойно проанализировать ситуацию
Чувства и эмоции могут переполнять вас, но они плохие помощники в ситуации, когда мы сталкиваемся с буллингом. В тот момент, когда родители узнают о происходящем, у них может возникнуть острое чувство своей несостоятельности («я плохой родитель, раз мой ребёнок так себя ведет» (у родителей булли, «я плохой родитель, я не смог защитить ребёнка, научить его справляться с агрессией, давать отпор» (у родителей жертвы буллинга).
Но эти эмоции и эти мысли могут привести к достаточно типичным для родителей реакциям, которые не помогают разрешить ситуацию. Некоторые родители видят единственно верным решением устроить булли физическую расправу (надрать уши, оттаскать за волосы наедине или при всем классе). Но поднимать руку на чужого ребёнка, какие бы возмутительные, с вашей точки зрения, действия он не совершил, запрещено законом. Кроме того, подумайте, хотите ли вы, чтобы у вашего ребёнка сложилось убеждение, что проблемы можно решать, игнорируя уголовное законодательство. Другие родители призывают не бояться, не разобравшись в ситуации идти к директору, кричать, угрожать разнести школу. Но такой подход как раз и напоминает действия булли и тоже не будет позитивным примером для будущей социализации самого ребёнка.
3. Не призывать применять физическую силу в ответ на буллинг
Есть убеждение, что если школьник не научится давать сдачи, его так и будут всегда лупить. Поэтому родители отдают детей на бокс, борьбу, рукопашный бой, что может дать детям большее чувство уверенности, но не решает проблему. Кроме физической агрессии есть оскорбления, обидные прозвища, слухи, карикатуры. Если ваш ребёнок на каждый из этих форм буллинга будет отвечать ударами, именно он будет выглядеть агрессором. Кроме того, булли может провоцировать жертву на физическую агрессию, чтобы выставить его зачинщиком, и сделать такие ситуации ещё одной формой издевательства.
4. Выстроить чёткий алгоритм действий
• Встреча и переговоры с классным руководителем
• Встреча и переговоры с родителями булли
• Если не помогает – встреча и переговоры с администрацией
• Если не помогает – обращение в государственные инстанции
5. Перевести решение проблемы в правовое русло
Если не получается урегулировать ситуацию путем ведения переговоров с родителями булли, учителем и школой, наиболее эффективный способ решения проблемы – обращение в официальные инстанции, письменное оформление жалоб, сбор фактов и данных о происходящем в школе. Объясните ребёнку, что он может снимать происходящее на видео (это можно делать, так как дети находятся в общественном месте и самим фактом съемки пресекают правонарушение). Собирайте доказательства травли в интернете и в школе для того чтобы иметь основания обращения в суд.
6. Поддерживать ребёнка морально
Напоминайте, что он ни в чём не виноват. Объясняйте, для чего вы используете те или иные способы решения проблемы. Напоминайте, что вместе вы справитесь с ситуацией. Учите ребёнка действовать не с позиции жертвы, а с позиции человека, готового отстаивать свои права.