Едрец Олеся
Родительское собрание (подготовительная группа) «Как родителям формировать финансовую грамотность у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание (подготовительная группа).
«Как родителям формировать финансовую грамотность у ребенка»
Публикация «Родительское собрание (подготовительная группа) „Как родителям формировать финансовую грамотность у ребенка“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
За неделю до собрания разослать родителям анкету. Перед встречей проанализируйте их ответы. Ответы помогут понять отношение родителей к теме обучения детей финансовой грамотности.
Цель: повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- познакомить родителей с особенностями знакомства детей с финансовой грамотностью;
- содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности детей через игровые средства обучения;
- расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.
Предварительная работа: анкетирование родителей, подготовка игровых упражнений и проблемных ситуаций, презентации.
Ход собрания
I. Вступительная часть. Приветствие.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады вас видеть. Листы бумаги и карандаши, которые лежат у вас на столах, помогут вам без труда записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к другим родителям или к нам.
Но для начала предлагаю настроиться на совместную работу
Игровое упражнение «Оркестр»
2. Приглашенный специалист педагог-психолог Исаченко Ольга Петровна.
3. Настрой на общение
Воспитатель: Чтобы настроиться на общение, предлагаю провести разминку.
«Шуточные вопросы» : Я задам вопрос, а вы должны ответить верите или нет.
Первый вопрос: Верите ли вы, что существовали съедобные деньги?
(Да. Съедобными деньгами считалось, зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура банана.)
Второй вопрос: Верите ли вы, что жители островов Санта - Крус применяли деньги в виде перьев?
(Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта – Крус. Представляли они собой, тонкие красные перья длинной до 10 см.)
Третий вопрос: Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?
(Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц.)
Четвертый вопрос: Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть «Остров каменных денег?».
(Да. Пояснение: в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)
Пятый вопрос: Верите ли вы, что есть деньги, которые можно стирать? (Такие деньги есть. Это американский доллар).
4. Основная часть
Педагог: Вы, наверное, уже догадались, что сегодняшняя встреча – встреча о значимости родительского авторитета в финансовой грамотности дошкольников.
А, вы знаете, что такое финансовая грамотность?
Вот что думают об этом наши воспитанники: (ауди/видеозапись) :
• «Финансовая грамотность – это когда ты умеешь считать деньги».
• «Это когда хочешь купить что-то в магазине, но не покупаешь, а кладешь в копилку».
• «Это когда в банк приходишь, а они хотят тебя обмануть, а ты им не поддаешься».
• «Это когда не покупаешь ерунду, а копишь деньги на нужное».
• «Когда хочешь сначала взять кредит, а потом передумаешь, потому что надо его всю жизнь платить».
Финансовая грамотность – это эффективное управление личными финансами, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, учет доходов и расходов, оптимизация соотношения между сбережениями и потреблением. Среди взрослых людей часто бытует мнение: специально учить ребёнка финансовой грамотности нет необходимости. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - это новое направление в педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Наши дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с вами в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их. Как все-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей
Педагог: О сложном мире экономики надо говорить ребёнку на языке ему понятном. Основная форма обучения в детском саду – это игра, именно через неё ребенок осваивает и познает мир. В игре детям легче получать новые знания и закреплять имеющиеся, но думаю, и нам взрослым будет интересно.
Четыре кейс-ситуации. Кейсы помогут вам обсудить ошибки, которые родители допускают каждый раз, когда приходят с ребенком в магазин или договариваются о новогоднем подарке.
Для одних семей деньги – запретная тема, которую они не обсуждают с ребенком. Другие, напротив, с ранних лет приучают ребенка «зарабатывать» – просят выполнять поручения по дому за денежное вознаграждение. Третьи внушают детям, что деньги превыше всего, и тем самым формируют неправильное отношение к ним. Во всех этих случаях родители допускают ошибки.
Важно формировать у детей правильное отношение к деньгам.
Игра «Груша-яблоко»
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
Ведущий: Уважаемые родители! Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.
Скажите, пожалуйста, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).
Ведущий: Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.
Кейс-ситуация №1
• Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
Кейс-ситуация №2
• Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?
Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.
Кейс-ситуация №3
• Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?
Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.
Кейс-ситуация №4
На прогулке Гриша увидел у своего друга игрушку, о которой давно мечтал. Он подошел к маме и попросил купить такую же игрушку. Мама ответила, что подумает. Дома после прогулки мальчик не унимался: капризничал и просил купить ему эту игрушку. Как поступить маме?
Мама: «Гриша, это хорошая идея купить такую игрушку. Я тебя услышала. Если игрушка тебе так нравится и ты о ней мечтаешь, ты можешь начать копить на нее и сможешь сам ее купить. А мы тебе с папой обязательно поможем. Как тебе такое предложение?»
Такой подход позволит не только не отказать ребенку, но и заинтересовать его. Ведь одна из задач финансового воспитания – учить детей бережливости, накоплениям и полезным тратам. Покупка доставит ребенку больше радости, ведь он сам на нее копил. Подарите ребенку копилку или приспособьте для этой цели, например, коробку или красивую баночку. Договоритесь, что при определенных условиях все члены семьи будут помогать ребенку копить. Например, опускать в копилку часть сдачи после похода в магазин, деньги, которые подарят бабушка с дедушкой на день рождения. Время от времени доставайте вместе с ребенком деньги из копилки и пересчитывайте, сколько денежных средств уже накопилось. Когда нужная сумма соберется, обязательно купите то, на что копили, и похвалите ребенка. Подчеркните, какой он молодец, что сумел набраться терпения и накопить на заветную игрушку.
Что рекомендовать родителям. Помните, деньги – лишь инструмент, чтобы стимулировать ребенка к трудовой деятельности, научить его правильно обращаться с деньгами, формировать привычку «отложенного желания».
Тема труда – первая, с которой начинается обучение основам финансовой грамотности. Объясняйте ребенку, что у каждого в семье есть свои обязанности. Например, готовить обед – обязанность мамы, а убирать игрушки – обязанность ребенка. При этом давайте ему посильные поручения с учетом возраста.
5. Обсуждение групповых вопросов.