Суханкина Оксана Сергеевна
Родительское собрание нестандартной формы «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема Тема: «Маленькие исследователи»
Форма проведения :
Мини лаборатория.
Цель Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательной активности детей средствами экспериментирования.
Задачи -Раскрыть важность развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
-Познакомить родителей с содержанием работы по развитию у детей экспериментирования.
Публикация «Родительское собрание нестандартной формы „Маленькие исследователи“» размещена в разделах
-Способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.
-Формировать представления о правильной организации экспериментальной деятельности у ребенка-дошкольника.
-Дать практические рекомендации родителям по развитию познавательной активности детей.
Предварительная работа
с детьми 1. 1. Подготовка приглашения на собрание.
2. 2. Проведение занятий по экспериментированию.
3. Запись видео фрагментов занятий – экспериментов.
Предварительная работа
с родителями Анкетирование родителей по теме : «Детское экспериментирование дома».
2. Оформление приглашения для родителей.
3. Консультация для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях»
4. Подборка и оформление материала к презентации и видеороликам.
5. Подготовка буклетов «Исследовательская деятельность детей в домашних условиях»
Ресурсы Какими источниками пользовались при подготовке?
1. Гризик Т. И. Познаю мир. – М. : Просвещение, 2000.
2. Дыбина О. В. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. :ТЦ Сфера, 2004.
4. Мартынова Е. А. ,Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: -Волгоград: Учитель, 2011.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста:-СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
Что необходимо для проведения собрания?
Столы, мензурки, колбочки, химические реактивы, халаты, шапочки, микроскоп, лупы, мерные ложки, разные емкости для воды, технические средства: проектор, экран, компьютер.
Повестка дня 3. 1. Вступительная часть
4. 2. Мастер–класс (просмотр видеороликов занятий по экспериментированию).
5. 3. Представление родителями семейного опыта экспериментальной деятельности с детьми
6. 4. Практикум для родителей : «Исследуем, познаем, открываем…» (экспериментальная деятельность родителей)
5. Заключительная часть. Подведение итогов.
Ход собрания 7. 1. Вступительная часть
В. : Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать в нашей лаборатории. Сегодня мы вам предлагаем стать «исследователями» и поэкспериментировать.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста всегда остается актуальным, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. А экспериментирование является одним их ведущих видов деятельности у детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». «В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной. Ребёнок — дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности — к экспериментированию. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон, американский поэт и философ.
- Когда же ребенок начинает эксперименторовать?
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата. Давайте с вами подумаем, когда же ребенок начинает экспериментировать?
Ответы родителей :
В. : Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмет этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт.
И поэтому задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Однако среди родителей часто распространяется ошибка – ограничения на пути детского познания. Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту.
Знакомство с окружающим и детское экспериментирование неразрывны, и начинаются с рождения ребенка. Он наблюдает, знакомится, познает. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.
Для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться некоторых условий:
• проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
• нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
• объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
• не оставлять вопрос без внимания;
• радоваться вместе с детьми, поощрять его успехи.
Уважаемые родители! :
-Вы всегда отвечаете на все вопросы своего почемучки?
-С готовностью рассказываете ребенку о предметах которые заинтересовали его?
- Позволяете исследовать свойства приглянувшегося объекта (разобрать, разломать с целью заглянуть внутрь предмета, бросить в воду и т. д. ?
От этих вопросов можно и просто отшутиться: "много будет знать, скоро состарится». И именно эта исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. Важно отличать исследовательскую деятельность от простого желания ломать игрушки, от капризов ребенка.
Давайте подумаем, как же развлечь ребенка дома? Самое простое, включить ему телевизор. Но мы Вам предлагаем другой вариант - провести любопытные эксперименты. Пользы будет гораздо больше. Ребенок будет в восторге, как и родители. Опыты эти очень простые для исполнения. Пробудите в себе любознательность! Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что новое усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего ДОУ. А сейчас мы вам предлагаем посмотреть, как проводится исследовательская деятельность в нашем детском саду.
8. 2. Мастер – класс (просмотр видеороликов занятий по экспериментированию).
В. : Как видим из видеороликов, наши педагоги все больше внимания уделяют созданию условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, развивают умения действовать самостоятельно, координировать свою деятельность.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, такая деятельность способна развивать любознательность и активность детей к окружающему миру, но только если интерес ребенка поддерживает и его близкие, его семья, то эта деятельность становится еще более интересной, и надолго остается в памяти малыша. Но каждая семья уникальна по своему, она держится на своих традициях, устоях, и сейчас семья Иры Мироновой. хочет поделиться, как они проводят опыты в семье со своим ребенком.
9. 3. Представление родителями семейного опыта экспериментальной деятельности с детьми
Спасибо большое! Вы познакомились с семейным опытом семьи Мироновой. Вы увидели, как они вместе с детьми проводят элементарные опыты. Это очень интересно и занимательно, не так ли?
4. Практикум для родителей : «Исследуем, познаем, открываем…» (экспериментальная деятельность родителей)
В. : А сейчас подумайте: какие элементарные опыты или эксперименты вы могли бы провести со своими детьми.
Ответы родителей.
Молодцы!
В: А теперь давайте представим себя детьми и немного поэкспериментируем.
«Волшебные краски» (Смешивание цветов)
В. :У вас на столах стоят несколько стаканов, наполненных чистой водой, три баночки с концентрированным раствором красок разного цвета – красной, желтой, синей.
В. : Ложкой добавьте в каждый стакан немного разной краски. Обратите внимание на то, какой цвет приобрела вода: в одном стакане стала розовой, в другом – желтой, в третьем – синей. Добавляем еще той же краски так, чтобы убедится: вода стала ярче и темнее.
В. : Как можно из предоставленного материала, получить зеленый цвет воды?
«Если к синей добавить желтую, то какая краска получится? (зеленая) А если вы в красную воду добавите синей краски, то какой цвет получите в результате? (фиолетовый)
А теперь попробуем в стеклянную банку или стакан налить воду и растворить в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием «пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды - раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту - раствор снова обесцветится.
Производит впечатление на детей и такой простой опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться). Это можно показать на опыте «Вулкан» :
А выращивать кристаллы не пробовали? Это совсем несложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы.
Как известно, ни одну воспитательную, или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны знать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признайте за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
В. : А для этого мы подготовили для вас буклеты «Исследовательская деятельность детей в домашних условиях»
Свое выступление хочется закончить китайским изречением:
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я делал, я знаю!»
5. Заключительная часть. Подведение итогов.
В ходе данного родительского собрания родители научились способам организации безопасных опытов и экспериментов в квартире и на улице. Сформировался навык совместной работы с ребенком, как партнёром по серьёзному, новому для родителей, и для ребенка делу. Родители получили знания об индивидуальных особенностях и возможностях детей. Подвели их к пониманию того, что только общими усилиями семьи и детского сада можно достичь желаемого.
Проект решения родительского собрания :
1. Организовывать совместные с ребенком опыты и эксперименты в домашних условиях, соблюдая определенные правила безопасности.
2. Стимулировать и поощрять нестандартные решения вопросов в самостоятельной мыслительной деятельности ребенка.
3. Подвести родителей к пониманию того, что только общими усилиями семьи и детского сада можно достичь желаемого.
Обоснование актуальности тематики собрания для родителей
Проблема познавательной активности приобретает особую актуальность именно на этапе дошкольного детства. Проявляясь в интеллектуальной инициативе, повышенном интересе и стремлении к знаниям, познавательная активность обеспечивает развитие познавательного интереса ребенкадошкольника, расширяет и интеллектуализирует содержание его познавательной потребности, способствует формированию произвольности его поведения, обеспечивает становление познавательной мотивации дошкольника.
Так как у дошкольников недостаточно сформирована потребность в устойчивом познавательном отношении к миру, самостоятельном познании окружающей среды, то большую роль в становлении познавательной активности детей принадлежит взрослым, Сотрудничество ДОО и семьи позволит эффективно решить эту задачу. Выбранная тема позволит познакомить родителей с детским экспериментированием, некоторыми экспериментами, которые можно провести в домашних условиях.
Обоснование формы проведения собрания
На современном этапе развития образования большую ценность имеет организация эффективного взаимодействия ДОО с родителями. Именно на родительских собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Современный педагог детского сада должен выстраивать продуктивное общение и обязательно устанавливать обратную связь.
Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, знаниями. Диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания; ориентируется на выявление интересов, чувств родителей и внимательное восприятие высказываемых идей, способных объединить взрослых в коллектив единомышленников.
Востребованными становятся нетрадиционные формы проведения родительского собрания с использованием таких методов, как: дискуссионные вопросы, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов, показ видеозаписей, проведение мастер-класса, выставка литературы, работа в группах. Использование нетрадиционной формы собрания подводит родителей самостоятельному решению жизненных задач.