Зарина Шовалиева
Родительское собрание «Наказывать или прощать»
▼ Скачать + Заказать документы
Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку. Неслучайно в Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что «родители обязаны : заниматься воспитанием своих детей; заботиться об их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии; обеспечивать, защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их развитию и здоровью; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение».
Публикация «Родительское собрание „Наказывать или прощать“» размещена в разделах
Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа «теперь не могу», «ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил».
Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.
Какие основные причины нарушения поведения? (вопрос родителям)
-Борьба за внимание
-Борьба за сомоутверждение,против опеки
-Желание отомстить
-Потеря веры в собственный успех.
Психологический смысл наказания :
Чтобы ребенок понял, осознал свою вину, раскаялся, исправился и больше так никогда не поступал. Кроме того наказание и следующее за ним прощение провинившегося ребенка способствуют снятию напряжения, возникшего во время проступка.
Психологический смысл поощрения- что бы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал так же правильно и хорошо. Также поощрение доставляет ребенку чувсто радости от достигнутого успеха
Упражнение "Конфета"
Родители берут в руки конфету и рассказывают как они наказывают и поощряют своего ребенка. Конфета передается по кругу.
Упражнение "Какие бывают наказания"
На доске вывешиваются карточки с формами наказаний :
-ФИЗИЧЕСКИЕ
-СЛОВОМ
- ИЗОЛЯЦИЕЙ
-ЛИШЕНИЕМ ПРИЯТНОГО
Родителям предлагается написать на листочках по одному наказанию к каждой группе. Листике закреплятся на доску под наказанием.
Психолог зачитывает и подводит итог:
Физические-битье, шлепки, обзывательства- ПРИВОДЯТ к СТРАХУ, ЛЖИ, ЗАМКНУТОСТИ.
Словом-крик, нотации, угрозы, насмешки- ПРИВОДЯТ к ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ СТРЕССУ
Изоляцией-угол, молчание, бойкот, стул одиночества-Необходимо учитывать возраст и психологические особенности ребека. ПРИВОДЯТ к ЗАМКНУТОСТИ (УХОД В СЕБЯ)
Лишением приятного-сладостей, просмотра телевизионных передач, отказ от совместной деятельности, ритуалов, гостей-ЯВЛЯЮТСЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ КНАКАЗАНИЯ
Упражнение "Какие бывают поощрения"
Психолог называет и показывает карточки с видом поощрения, а родители называют действия
Физические-объятия, поглаживания, поцелуи, пожимание руки
Словом -одобрение, похвала, предвосхищающая оценка, эмоциональная поддержка
Временем-совместные игры, деятельность, чтение, прогулки, разговоры, ритуала, посещение гостей
Подарки-сюрпризы, сладости, игрушки
Только родитель может тонко чувствовать своего и ребенка и знать, когда надо наказать, а коггда простить или поощрить. Любите своих детей, говорите, что ВЫ их любите как можно чаще.
Памятка «Искусство наказывать и прощать»
1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи,
вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые.
3. Наказывать легче, воспитывать труднее.
4. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы
что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
5. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
6. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
7. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
8. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.
9. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
-Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
-Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
-Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
-Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
-Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.
7. Заключительная часть.
Анкета «О способах воспитания»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения собрания по нравственному воспитанию дошкольников просим вас ответить на вопросы:
1. Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?
A. Да, часто.
B. Нет, изредка.
C. Никогда.
2. Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?
A. Да, часто.
B. Бывает, но в крайних случаях.
C. Не знаю о таких ситуациях.
3. Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?
A. Никак не реагирует.
B. Старается исправить ситуацию.
C. Агрессивно.
4. Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?
A. Да.
B. Отчасти.
C. Нет.
5. Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?
A. Угрозы физического наказания.
B. Беседы о плохом поведении.
C. Обещание подарков за хорошее поведение.
6. Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми
эффективными?
A. Физическое наказание.
B. Воспитание на положительных примерах.
C. Лишение развлечений и подарков.
7. Выберите утверждение с которым в согласны.
A. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.
B. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка.
C. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.
Благодарим за сотрудничество!
Обработка результатов анкетирования.
Вопрос 1: А-3 балла, В-2 балла, С- 1 балл.
Вопрос 2: А-1 балл,В-2 балла, С- 3 балла.
Вопрос 3: А-3 балла, В- 2 балла, С- 1 балл.
Вопрос 4: А-2 балла, В-1 балл, С- 0 баллов.
Вопрос 5: А-1 балл, В- 2 балла, С- 3 балла.
Вопрос 6: А- 1 балл, В- 2 балла, С- 3 балла.
Вопрос 7: А -3 балла, В-2 балла, С- 1 балл.
От 6 до 10 баллов - в семье преобладает авторитарный тип воспитания, который характеризуется жестокой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.
От 11 до 17 баллов — в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.
От 18 до 21 баллов - в семье преобладает либерально-попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю.
Тест «Какой вы родитель?».
Отметьте те фразы,
которые вы часто употребляете в общении с детьми. Баллы
Сколько раз тебе повторять? 2
Посоветуй мне, пожалуйста. 0
Не зная, что бы я без тебя делала. 1
И в кого ты только такой уродился! 2
Какие у тебя замечательные друзья! 1
Ну, на кого ты похож (а? 2
Я в твое время! 2
Ты моя опора и помощник (ца! 1
Ну, что за друзья у тебя? 2
О чем ты только думаешь? 2
Какая ты у меня умница! 1
А как ты считаешь, сынок (доченька? 1
У всех дети как дети, а ты … 0
Какой ты у меня сообразительный! 1
Подсчитайте общее количество баллов.
5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.
7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.
9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.