Наталья Трошина
Родительское собрание «Игровое занятие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня экологической компетентности родителей; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи:
- Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;
- обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;
Публикация «Родительское собрание „Игровое занятие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 4–5 лет“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- ознакомить родителей с программой «От рождения до года».
- вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
Ход игрового занятия.
Вступление.
Сказка и прекрасная природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способы предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцвет.
- Какое время года описано?
Ответ родителей.
Весна – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие» с птицами. Мы будем говорить, как прекрасны и удивительны пернатые нашего края, о том, что они нуждаются в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботиться о птицах.
Основная часть.
1. Ознакомление родителей с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
Средняя группы (от 4 до 5 лет). Расширять представления детей о природе. Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др., птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.). Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха, их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает). Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др., овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др., грибах (маслята, опята, сыроежки и др.). Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др, знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др). В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камнях. Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др, подкармливать их зимой. Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п). Учить детей замечать изменения в природе. Рассказывать об охране животных и растений. Сезонные наблюдения. Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.). Привлекать к участию в сборе семян растений. Зима. Учить детей замечать изменения в природе. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега. Весна. Учить детей узнавать и называть время года: выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях; появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках. Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, люди легко одеты, загорают, купаются. В процессе видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
2. Работа с родителями.
Разбиваемся на две команды и выбираем капитана команды.
Команда «смешарики»
Команда «фиксики»
После отгадывания загадки продемонстрировать картинку
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика (Синица)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой (Клест)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
Найдешь ее в своем дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать ее не смей!
Эта птичка…. (Воробей)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее (Сорока)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая-
Известная персона
Кто она? (Ворона)
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица – почтальон,
Пролетит любой маршрут (Голубь)
На шесте – веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец-
Он и летчик, и певец. (Скворец)
Хочет- прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет (Жаворонок)
Верный страж и друг полей
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей (Грач)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает
Кто эта птица? (Кукушка)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длиннохвостый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (Аист)
Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (Ласточка)
Задание 2.
Викторина.
1. Почему перелетные птицы называются перелетными?
- перелетные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляюсь в другие страны.
2. Почему перелетные птицы улетают от нас осенью?
- все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в теплые края.
3. Что страшнее для птиц зимой – холод или голод?
- Конечно же голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны и голуби – переносят зимние холода.
4. Почему воробьи, вороны, голуби не улетают в теплые края? Чем питаются эти птицы?
- они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев, и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
5. А вы знаете, что не все птицы отправляются в теплые края? Есть такие перелетные птицы, которые прилетают к нам зимовать, перечислите этих птиц?
- снегири, синички, клесты.
6. Чем предпочитают питаться снегири?
- питаются снегири плодами клена, рябины, яблони, причем у ягод они съедают мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Снегири также склевывают семена еловых и сосновых шишек, упавшие на землю. Доставать семена из шишек они не могут.
7. Какие из зимующих птиц выводят птенцов зимой?
-Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят здесь, зимой птенцов. Чтобы яйца и птенцы не замерзли от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнезда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри шерстью и перьями. Устанавливается гнездо под густой еловой лапой, чтобы в него не попадал снег. Самочка клеста согревает яйца, а потом птенцов своим телом, совсем не покидая гнезда до тех пор, пока птенцы не оперятся. А кормит всю семью самец.
8. Синичка – это перелетная птичка?
- это оседлая птичка, живет в наших краях круглый год. Основной корм синиц – насекомые, которых они ловко достают острым маленьким клювом из-под коры деревьев.
Задание 3. «Угадай, кто поет?»
Каждой команде предлагается угадать что за птица поет. Включается аудиозапись.
Задание 4. «Составь рассказ по схеме»
Каждой команде дать конверт с разрезанной картинкой и схемой (схема «составление описательного рассказа о птичке»)
- составить картинку
- ознакомить со схемой
Задание 5 «Игра капитанов»
1. Разминка «Закончи предложение»
Соловей маленький, а журавль (большой)
Аист белый, а грач (черный)
Сова днем спит, а охотится (ночью)
У синицы хвост короткий, а у ласточки (длинный)
Утки серые, а лебедь (белая)
У ласточки брюшко белое, а у кукушки (серое)
2. Назови приметы про птиц.
Ворона купается во дворе – к несчастью. Аист совьет гнездо на трубе дома – хозяина ожидает богатая жизнь и счастье.
Каркает ворон – к худу.
Вороны в круг собираются – к ненастью, купаются – тоже.
Каркают стаей летом – к ненастью, зимой – к морозу.
Если ворона, мимо которой проходишь, сильно каркает – жди неприятностей.
Дятел долбит крышу дома – быть беде.
Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет – это предвещает беду.
Если человек увидит в небе жаворонка – это предвещает неожиданную и приятную встречу или получение добрых вестей.
Синичка в окно постучится – будет известие.
Сова близ дома кричит – к новорожденному.
Сова на крышу сядет – к безденежью, с криком – к пожару.
Соловей поет всю ночь – будет солнечный день.
Грачи летом пасутся на траве – то нужно ожидать дождя.
Ласточки низко летают, быть дождю. Высоко – к засухе.
Закуковала кукушка – пошли грибы.
Задание 6. «Плакат загадка»
Каждой команде на формате А-3 нарисовать (сделать) перелетную птицу с помощью подручного материала. Команде противников необходимо угадать.
Заключительная часть
Итак, подведем итоги нашего занятия. Обе команды родителей справились отлично. Поэтому каждый член команды получает медаль.
Закончить свое выступление я бы хотела словами Сухомлинского «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
Спасибо за внимание и участие.