Ирина Махова
Конспект родительского собрания «Движение — жизнь. Основы здорового образа жизни у дошкольников» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.
Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники:
родители,
воспитатели.
План проведения
1. Организационный момент.
Публикация «Конспект родительского собрания „Движение — жизнь, Основы здорового образа жизни у дошкольников“ для средней группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
2. Знакомство родителей с мероприятиями, направленными на оздоровление детей.
3. Проведение оздоровительных игр с родителями.
4. Итог собрания.
Ход собрания.
1. Организационный момент - вступительное слово.
Воспитатель: Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение, ведь разговор сегодня пойдет об очень важной и для вас, родителей, и для нас, воспитателей, теме: «Формирование основ здорового образа жизни у наших детей». Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Ведь здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования, как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ.
ЗОЖ определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, т. к. заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, мы прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Детский сад способствует воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни у детей. Воспитание культуры поведения: гигиена тела; культура питания; культура общения;
Воспитание нравственности: умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.
Физическая культура и спорт: физкультурные досуги и развлечения; дни здоровья;
Учебно-воспитательная работа:
I. Обучение детей.
1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ) : профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др., самомассаж;
простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т. д.);
привитие детям элементарных навыков ( например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т. д.).
2. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:
физкультминутки во время занятий;
проветривание и влажная уборка помещений;
аромотерапия, витаминотерапия;
функциональная музыка;
чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.
Специально организованная двигательная активность ребё нка: занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, "тропа здоровья", своевременное развитие основ двигательных навыков и др.
Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Такая работа по формированию ЗОЖ проводится в ДОУ. Но первыми педагогами для своих детей являетесь вы - родители. Вы обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»).
К сожалению, в силу развитого культурного уровня нашего общества, здоровье ещё не стоит на первом месте среди потребностей человека. Длительное пребывание в неблагоприятных условиях вызывает перенапряжение адаптационных возможностей организма и приводит к истощению иммунной системы. Возникают хронические заболевания бронхолегочной системы, ЛОР-органов и другие болезни.
Рост количества заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.
Да и многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов, закаливанию, занятиям физкультурой, прогулки на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Как вы думаете, что же могут сделать родители для приобщения своих детей к здоровому образу жизни? (высказывания родителей)
2. Знакомство родителей с мероприятиями, направленными на оздоровление детей.
Воспитатель: Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды : чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, лечебные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма. Кроме того, ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье.
Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните, стоит нам улыбнуться – сразу становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть.
Нахмурились – начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись – помогли другому гормону – эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. Ведь один и тот же факт в одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом – вызовет гнев, испортит настроение. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка.
Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что видится, воспринимается, слышится. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу.
Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Кроме этого режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий.
При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 2 раз в день по 2 часа, летом – неограниченно.
Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время.
Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью, а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши.
Немаловажное значение имеет режим питания детей, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенок насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.
Если вы хотите видеть своего ребенка здоровым – надо постоянно, каждодневно уделять время для закаливающих процедур. Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тела и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом.
Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла) широко используются и нетрадиционные.
Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в «холодное»).
Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стоп, идет профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организм, улучшается умственная деятельность.
Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. Полоскание горла прохладной водой со снижением температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. (Полоскание горла начинается при температуре воды 36 – 37 градусов, снижается каждые 2 – 3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.)
Слово «витамин» происходит от латинского вита – жизнь. Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гипо- и авитаминозов.
Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1 – 2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей не менее чем в 2 раза.
Удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями чаще, чем дети не курящих.
Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи. Да, дети очень любознательны и во всем стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами. Помните, здоровье ребенка в ваших руках!
Поэтому мы предлагаем вам комплекс оздоровительных игр.
3. Комплекс оздоровительных игр
Игры при нарушении осанки:
Играем в котенка.
Исходное положение: Ребенок стоит на четвереньках.
• Котенок потягивается: сесть на пятки, руки прямые, прогнуть спину и запрокинуть голову.
• Котенок шипит: выгнуть, округлить спину, пытаясь коснуться подбородком груди - показывает хохолок на спине и шипит на собаку.
• Котенок мурлычет: прогнуть спину и поднять высоко подбородок - мурлычет и хочет, чтоб ее погладили, можно пошевелить хвостиком.
• Котенок достает фрукты с дерева: поднять правую руку вверх, высоко-высоко - стараясь дотянуться до яблока, поднять левую руку - дотягивается до груши, можно поэкспериментировать таким же образом с ногами.
• Котенок учится плавать: лечь на живот. Приподнять голову и делать круговые движения руками, имитируя плавание брассом.
• Котенок едет на велосипеде: лечь на спину, согнуть колени и имитировать кручение педалей.
Игры при плоскостопии:
«Парашютисты»
Цель игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление связочно – мышечного аппарата ног; улучшение рессорной функции стопы.
Необходимый материал: скамейка или стулья, мел.
Ход игры. Около скамеечки чертят три кружка: один совсем близко, другой подальше, третий ещё дальше. Дети по очереди прыгают с пенька (скамейки) в кружок. Выигрывает тот, кто точнее приземлится в каждый из кружков и не упадёт. Спрыгивать надо мягко, пружиня на носках.
«Самый стойкий».
Цель игры: тренировка равновесия, координации движений; воспитание выносливости, решительности.
Ход игры. Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие – сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой, и снова играют «на победителя».
Полезные упражнения для стопы «Веселые ножки»
1. Не отрывая пяток от пола, поднимай пальцы ног как можно выше.
2. Поочередно пальцами каждой ноги поднимай с пола веревочку.
3. Стоя носками на доске, пятки на полу, поднимайся на носки и опускайся на пятки.
4. Лежа на постели, сгибай и выпрямляй стопы.
5. Ходи босиком.
6. Ходи на пятках назад – вперед.
7. Ходи поочередно на пятках (8 шагов) и на носках (8 шагов). Игры при ослаблении организма
1. «Часики»
И. П. – ноги в узкой сойке, руки опущены. Делая махи прямыми руками вперед и назад, произносить «тик – так». Повтор 6-8 раз.
2. «Петух»
И. П. – ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку».
3. «Шар лопнул»
И. П. – ноги в узкой стойке, руки опущены. Развести руки в стороны – вдох. Хлопок перед собой – выдох на звуке ш-ш-ш-ш.
4. «Глубокое дыхание»
Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую (левую) ноздрю, по очереди зажимая ее указательным пальцем.
5. «Штангисты»
Быстро втянуть живот внутрь, одновременно резко выдохнув через нос.
Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей (частые простудные заболевания, заболевание органов дыхания:)
4. Решение родительского собрания :
создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в двигательной активности в повседневной жизни (срок – постоянно, ответственные – воспитатели, родители).
Равномерно распределять физическую и умственную нагрузки в течение дня (срок – постоянно, ответственные – воспитатели, родители).
Систематически интересоваться полученными знаниями детьми по формированию здорового образа жизни и закреплять их дома (срок – постоянно, ответственные – родители).
Организовать дома режим дня и питание, приближенное к детсадовскому (срок – постоянно, ответственные – родители).
В выходные дни обязательно организовывать прогулки вместе с детьми.
Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи.
Родителям раздают памятки о формировании правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Каждый новый день начинайте с утренней гимнастики и улыбки.
Соблюдайте режим дня.
Больше читайте книги, меньше смотрите телевизор.
Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
Положительное отношение к себе - основа психологического выживания
Личный пример здорового образа жизни - лучше всяких бесед о нем.
Закаливайтесь - солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья
Лучший вид отдыха - прогулка с семьей на свежем воздухе.
Помните: простая пища самая полезная для здоровья.
Лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями.
С раннего детства воспитывайте у своих детей привычку заниматься физкультурой и спортом!
Воспитывайте в своих детях уважение к людям, занимающимся спортом!
Рассказывайте о своих спортивных достижениях в детстве и юности!
Использованные источники:
Бердыхова. Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. М: Физкультура и спорт,1990
Горцев Г. Энциклопедия здорового образа жизни. - М. : Вече, 2001.
Общественно-политический, научно-популярный и художественный журнал «Ватандаш» /Статья Шевалдиной Е. // Образ жизни родителей и здоровье детей- 2013 г.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Новикова И. М. Издательство: Мозаика-Синтез, 2009 г.