Лариса Козлова
Родительское собрание «Без напоминаний и с удовольствием. Поговорим о трудовом воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему : «Без напоминаний и с удовольствием. Поговорим о трудовом воспитании»
Цель: Привлечь родителей к трудовому воспитанию дошкольников.
Публикация «Родительское собрание „Без напоминаний и с удовольствием, Поговорим о трудовом воспитании“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка. Расширять представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам трудового воспитания детей;
Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.
Предварительная работа: проведение анкетирования.
Оборудование : мультимедийная установка, компьютер.
Ход:
1. Беседа
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас видеть сегодня на нашем очередном родительском собрании.
- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, труд не нужен человеку…
А теперь те, кто уверен, что труд необходим человеку как воздух….
И без подсчета видно, что вы все единогласны в этом вопросе. А вот скажите, когда, в каком возрасте нам необходимо подключать наших детей к трудовой деятельности в семье, выполнении обязанностей по дому?
(родители высказывают свое мнение, обсуждают данный вопрос)
Слайды фотографий детей группы выполняющих поручения по дому и помогающих родителям.
Труд - является основным видом деятельности человека. До того дня, пока наши дети начнут лечить людей или строить дома, пройдет немало лет. Дети будут ходить в детский сад, учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки.
Многие родители до сих пор считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями, поскольку детство дается один раз, и ребёнок должен насладиться детством играя, а не выполняя посильную работу по дому. Некоторым родителям нужно понять, что, обучая детей принимать на себя ответственность за домашние дела, мы тем самым расширяем их социальный интерес и готовим к тому, чтобы они не боялись принимать на себя ответственность и вне дома. Такие дети обычно лучше адаптируются к обстановке детского сада, а в дальнейшем и школы, испытывают гораздо меньше проблем с самооценкой, более уверены в себе, чем их «беззаботные» сверстники. Стало очевидным, что многие дети трудятся дома по нарошку. Их не привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются, в их домашнем труде. А ведь в такой ситуации может сформироваться, устойчивое нежелание трудится.
Труд детей в семье должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое–какие навыки получит.
Посильный для ребенка самостоятельный труд – это интересная для него деятельность, важное средство воспитания. Дети дошкольного возраста хорошо владеют навыками самообслуживания и простейшего хозяйственно-бытового труда. Основной формой организации их труда являются постоянные обязанности: уход за своей одеждой и обувью, уборка постели, стирка мелких вещей. Они могут выполнять работу, имеющую значение для всех членов семьи: накрывать на стол, убирать со стола, мыть чайную посуду, вытирать пыль и т. д.
Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца.
Какие же обязанности и что может выполнять ребенок в детском саду? Вы знаете об этом? (ответы родителей)
Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда :
• самообслуживание
• хозяйственно-бытовой труд
• труд в природе
•ручной труд
Слайд с фото самообслуживания
Самообслуживание. Ребенок старшего дошкольного возраста умеет самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.
Убирать со стола посуду. Умеет правильно пользоваться носовым платком, мыть руки по мере необходимости без напоминания взрослого.
Умеет замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, прическе.
Умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.
Слайд с фото хозяйственно-бытовой труд
Хозяйственно бытовой труд. Поддерживает порядок в группе и помогает поддерживать порядок на участке. В группе умеет протирать пыль, мыть игрушки, строительный материал, столы, стулья, вместе со взрослым ремонтирует книги, игрушки. Самостоятельно умеет наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега; поливать цветы в клумбе. Самостоятельно заправлять постель после сна. Выполняют обязанности дежурного по столовой, по занятиям.
Слайд с фото труд в природе
Труд в природе. Выполняют обязанности дежурного в уголке природы: поливают комнатные растения, опрыскивают стебли растений и протирают пыль со стеблей, моют поддоны и горшки, разрыхляют почву. Осенью помогают во время уборки овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.
Летом привлекаются к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.
Слайд с фото ручным трудом
Ручной труд. Работа с бумагой и картоном. Умеют складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; создают игрушки-забавы. Умеют создавать предметы из полосок цветной бумаги, объемные игрушки в технике оригами. Работа с тканью. Работа с природным материалом. Умеют создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов.
2. Домашние обязанности детей. Без напоминаний и с удовольствием.
Что такое домашние обязанности ребенка? У ребенка должны быть домашние обязанности – это утверждение не вызывает разногласий среди родителей. Но ответ на вопрос: каковы должны быть домашние обязанности – уже не столь однозначен. Для одних родителей домашние обязанности ребенка концентрируются на собственных потребностях ребенка: следить за своей одеждой, собирать свои вещи и игрушки. Для других –домашние дела ребенка вписываются в общий контекст домашних дел семьи и направлены на помощь маме или папе.
Конечно, при наделении ребенка обязанностями необходимо учитывать его возрастные особенности и возможности. Важно понять, выполнение каких дел может быть поручено ребенку, в каком объеме, как регулярно они должны совершаться. Если в голове родителя нет отчетливого представления детских обязанностей, вряд ли на практике они будут регулярно выполняться. Как же добиться того, чтобы ребенок знал, что ему нужно сделать по дому, и выполнял это самостоятельно и даже с удовольствием без всяких напоминаний с нашей стороны? Возможно ли вообще такое? Конечно же, ДА.
Для этого нужно выстроить систему, которая будет работать, продумать процесс, цель, и вознаграждение за конечный результат. Правда, без терпения здесь не обойтись, поэтому нужно им запастись заранее. Что именно мы желаем? А желаем мы, чтобы дети:
- помогали по дому;
- знали, где лежат их вещи;
- считали свои обязанности весомым вкладом в семейный быт;
- выполняли их самостоятельно;
- не чувствовали себя дорогими гостями в родительском доме и не считали своих родителей волшебниками, которые исполнят любую прихоть;
- нам, родителям, не приходилось тратить силы на уговоры.
Вы можете дописать этот список. Наша задача максимально четко представить себе:
- что получаем мы – родители,
- предлагая детям взять на себя ряд обязанностей,
- что получают от нового образа жизни дети,
- и что приобретает семья, то есть мы все
- дети и родители.
Итак, список готов и теперь необходимо выделить ГЛАВНОЕ, то есть то, ради чего все это затевается. Одна или две самые главные цели, ради которых мы будем говорить детям, что эти дела отныне входят в их каждодневные обязанности. Не нужно никого принуждать. Поставьте всех перед фактом. Вы не просто хотите, чтобы ребенок выполнял ряд обязанностей, облегчающий уход за домом, идет формирование привычки на будущее, подготовка к взрослой жизни.
"Какие же это замысловатые привычки могут быть",- скажете вы. Вот вам перечень:
Ребенок научиться находить время для домашних дел;
Ребенок поймет, что он живет не в вакууме, а с близкими людьми, и они не обязаны его постоянно обслуживать;
Ребенок научиться заботиться о близких;
Малыш сможет найти пользу и удовольствие даже от рутинных, домашних дел, а ведь их все равно нужно
выполнять;
Ребенок научиться планировать свой день;
Распределяя обязанности разумнее всего отталкиваться от
темперамента, хобби и т. д.
Бывает же такое, что кто - то из детей любит порядок, вот и предложите ему убирать со стола, расставлять столовые приборы, раскладывать салфетки. Пусть даже он просто сгребает грязную посуду в раковину. А может кто - то любит вытирать пыль, так пусть возьмет на себя подоконники и окна, причем не просто вытирать, они должны быть всегда чистыми, следовательно, за этим ему придется следить. Важно сформировать привычку. Выбор обязанностей станет не принудиловкой, а игрой, а то, что все знают, кто и за что должен отвечать станет дополнительным
стимулом. Вряд ли папе будет приятно быть пойманным на "не выбивании" коврика, а дочери на "не вытирании" собачьих лап. Каждому свое. Список обязанностей. Приступаем к воплощению плана. Окиньте пристальным взглядом дом и напишите все дела, которые требуется сделать, чтобы поддерживать чистоту и уют. Пишите абсолютно все. Даже такие мелочи как «наполнять водой фильтр».
Такую обязанность может взять на себя даже трехлетний малыш и будет горд возложенной на него миссией. Не распределяйте получившийся список на обязанности для домочадцев. Распишите все более подробно:
• полить цветы;
• расставить обувь там-то;
• складывать карандаши и ручки в тумбочку;
• класть на место пульт;
• вытирать собаке лапы и пр.
Секрет такого списка заключается в том, что теперь вы будете точно знать, что и как необходимо сделать.
Домашние обязанности детей от 2 до 3 лет.
Дети этого возраста с энтузиазмом относятся к домашним обязанностям. Им нравится копировать поведение и мимику взрослых. Дети 2-3 лет –хорошие помощники по дому, но их «работу» нужно обязательно контролировать.
Им можно поручить:
• собирать игрушки и книги;
• помогать застелить кровать;
• кормить домашних питомцев;
• сортировать стирку;
• выбирать одежду.
Домашние обязанности детей от 4 до 5 лет.
С азартом воспринимают домашние обязанности дети до 5 лет. Они нуждаются в меньшем контроле, им интересны «новые» домашние обязанности.
Разрешите им помочь:
• накрыть на стол;
• убрать со стола;
• нести покупки;
• вытирать пыль;
• помогать на кухне.
• Не участника за успехи в их начинаниях, подбадривайте их. Первый раз он трудный самый. Сразу ничего не делается. Поэтому не ждите безупречного выполнения обязанностей. Во -первых, этому нужно научиться, во - вторых, привыкнуть. Объясните и покажите, что и как нужно делать, где взять инструмент.
Особенно на начальном этапе. Говорите "спасибо" детям за их, пусть даже легкий, труд. Похвала имеет великую силу, поэтому не разбрасывайтесь ею. Хвалите тогда, когда она заслужена.
Первые пару - тройку недель об обязанностях придется напоминать. Увы, от этого никуда не денешься. К новому привыкать сложно, а уж к обязанностям и подавно. Не отчаивайтесь процесс пойдет. Главное начать.
Время прошло, все более - менее привыкли. Проведите опрос. Не ждите, пока возникнет бунт на корабле. Может быть, кто
- то решит взять на себя другие обязанности или захочет внести дополнения. В конце концов, все это делается на благо семьи и семья должна решать, как и куда двигаться дальше.
Не затягивайте, а то кто - то может не выдержать и взбунтоваться. И о хорошем результате тоже приятно лишний раз поговорить. Ленивых детей нет, просто нужно превратить неприятный, казалось бы, процесс в увлекательную игру.
Результаты проведенной анкеты в группе (анкета заполняется родителями за неделю до собрания)
3. Анкета для родителей
1. Рассказываете ли детям о своей работе, о труде других?
Да, нет, иногда (подчеркните).
2. Наблюдаете ли вместе с детьми за трудом людей (строитель, продавец, дворник, шофер, парикмахер и др.? В чем, с Вашей точки зрения, польза таких наблюдений?
3. В какой работе вместе с взрослыми участвует Ваш ребенок (систематически, от случая к случаю?
4. Есть ли у ребенка какие-либо постоянные небольшие обязанности (например, уборка игрушек, помощь младшему в одевании? Да, нет (подчеркните). Если да, то какие именно?
5. Какая работа и почему больше всего привлекает ребенка (по Вашему мнению, со слов ребенка?
6. Какие черты, по Вашему мнению, могут воспитываться у ребенка в процессе посильного труда?
7. В чем вы испытываете наибольшие затруднения : ребенок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослого; забывает; не доводит дело до конца; не проявляет старания при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении (не знает, как выполнять, сомневается, теряется) (подчеркните, допишите недостающее)
8. Ваш ребенок скорее трудолюбив или скорее ленив? (подчеркните)
9. Как Вы поступаете:
• если ребенок не заканчивает начатое дело (устал, отвлекся, не знает как)
если не хочет выполнять поручения, свои обязанности
4. Подведение итогов