Анастасия Щелкова
Родительское собрание «Мелодия духовно-нравственного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сплотить родительский коллектив в единое целое для обеспечения жизнеспособности группы на высоком уровне, вовлечь членов семьи в процесс воспитания и развития детей.
Задачи:
1. Формировать нравственные потребности, стремления, чувства.
2. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.
«Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание - это наша
Публикация «Родительское собрание „Мелодия духовно-нравственного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
счастливая старость.
Не правильное воспитание - это
наше будущее горе, это наши слёзы,
Это наша вина перед другими людьми,
Перед нашими детьми»
/Макаренко А. С. /
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.
Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых, родителей и педагогов, заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
Духовная составляющая
Понятие «духовность» не имеет единого толкования и различные мыслители определяли его по-разному.
Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности :
1. индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
2. семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
3. национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
4. общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).
Объекты воспитания
По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её :
• нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
• нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
• нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
• нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.
Все духовно нравственное - нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
Вот почему так важно как можно глубже познать себя - в этих глубинах найдутся внутренние источники силы, безопасности, любви и мира.
Если отношения с нашими детьми приносят нам положительные эмоции, то наша душа поёт.
«Душа поёт» - как часто мы слышим эти слова. Всё, что красиво и прекрасно в мире мы очень часто сравниваем с музыкой, а любая мелодия состоит из основы – 7 нот. Сегодня мы попробуем создать свою основу для мелодии, которая называется духовно – нравственное воспитание.
Итак, обратите внимание на наш нотный стан.
Первая нота – это нота – До.
Что по вашему мнению, начинается на букву Д и является первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития. (ответы педагогов) Конечно это добро и доверие. Если мы не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.
А хотите узнать, насколько Вы добры? Я предлагаю Вам ответить на несколько вопросов?
Тест «Добрый ли вы человек?»
Разные бывают люди. Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей вы относитесь сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить тест:
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11
и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее
Следующая нота РЕ, но мы назовём её РЕЛИГИЯ.
Религия – это наш нравственный кодекс.
Божьи заповеди гласят что нужно:
1. почитать и уважать родителей;
2. не убивать;
3. не прелюбодействовать;
4. не воровать;
5. не лгать;
6. не завидовать.
К. Д. Ушинский называл религию корнями векового дерева.
Религия направляет человека к полюсу добра, что важно для образования детей и молодежи.
Религиозные праздники одна из основ семейных традиций, которые в свою очередь очень важны в воспитании детей.
Игра «Подберите картинку, и назовите праздники».
Назовите, пожалуйста, великие религиозные праздники.
Что нам помогает рассказать детям об этих праздниках?
(Беседы, чтение книг, обрядовые песни, танцы и игры.)
Следующая нота МИ, а у нас это нота будет называется –МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он живёт.
Упражнение «Чаша»
- Душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими качествами вы хотели бы его наделить? У каждого из вас есть сердечко, напишите на красной его стороне качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка.
Родители (педагоги) пишут на «сердечках» качества.
«Сердечки» собираются в чаше и озвучиваются качества.
- Посмотрите, какую яркую, красивую душу, мы собрали, какими замечательными качествами мы наделили ребенка! Дети при опросе тоже наделяют себя положительными качествами. Тогда возникает противоречие: почему же в наших детях часто мы наблюдаем проявление такого негатива, как агрессия, злость, жадность и т. п.? Чем Вы можете это объяснить?
- Родители оказывают первостепенную роль на формирование у ребенка общечеловеческих ценностей, таких как доброта, справедливость, щедрость, милосердие, любовь и т. д.)
- Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок:
ЕСЛИ:
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);
5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);
6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
9. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).
Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.
Нота Фа – фольклор, народные сказки, игры.
Известно всем, что сказка учит. В сказке есть мораль.
Мораль это - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающая из этих представлений.
Определите, к какой сказке подходит пословица.
«Лиса и журавль» «Как аукнулось, так и откликнулось»
«Каша из топора» «Скупой платит дважды»
«Карлик нос» «С лица воду не пить»
«Сказке о рыбаке и рыбке» «Много захочешь - последнее
потеряешь»
«Аленький цветочек» «Не ищи красоты, а ищи
доброты»
«Снежная королева» «Ручки белые, душа черная»
«Три медведя» «На чужой каравай рот не
розивай»
«Царевна лягушка» «По одёжке встречают, по уму
провожают»
«Волшебное кольцо» «Не имей сто рублей, а имей сто
друзей»
«Сказка о золотом петушке» «Не давши слово, крепись, а давши
-держись»
«Репка» «Капля по капле и камень точит»
«Колобок» «Чем хвалимся, на том и
провалимся»
«Теремок» «В тесноте, да не в обиде»
«Кот и петух» «Друг познается в беде»
«Зимовье зверей» «В согласии жить — никто не
одолеет»
«Заюшкина избушка» «На чужой каравай рот не
разевай»
Нота СОЛЬ превращается в толерантность, как умение мирно разрешить конфликты.
Слово «толерантность» происходит от латинского tolerantia, то есть терпение и означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.
Предлагается проиграть возможные проблемные ситуации, найти оптимальные пути их разрешения. Ведущий предлагает по одной педагогической ситуации каждой команде. Время обсуждения 2 мин.
Предлагаю разрешить конфликты первой команде:
1. Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы. Права ли она? Как поступили бы вы?
( Правильный ответ: наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили. Даже взрослые, когда на улице грязно, приходят в грязной обуви и могут замарать одежду. Что в этом случае делают взрослые? Чистят одежду, моют обувь. Поэтому и мы можем предложить ребенку вместе почистить одежду, тем самым ребенок поймет, как трудно привести в порядок вещь. В следующий раз ребенок постарается быть более аккуратным).
2. Мама говорит сыну: «Миша, играй тише! Почему у тебя опять разбросаны игрушки? А вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол. Я тебя накажу! Как бы вы решили проблему с позиции толерантности?
( Правильный ответ: «Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно, все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек» Итог: мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться. Причина конфликта – это поведение мамы. Не нужно предъявлять несколько претензий в один момент, ребенку трудно их усвоить и принять к сведению. Ни в коем случае не нужно кричать и унижать ребенка, помнить, что ребенок – это личность, и она требует к себе уважения и понимания.)
Конфликты для второй команды:
1. За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышанье: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!» И отвернулась. Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?
( Правильный ответ: конечно, очень важно заинтересовать ребенка учебой. За ответственное отношение можно похвалить, поощрить, но поощрение материальное не должно войти в систему. Важно, чтобы духовные ценности были выше материальных. Ребенок должен воспринимать вашу улыбку, похвалу, одобрение как поощрение)
2. Рома: «Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня с папой уже там. Ты мне вчера обещал.
Папа: «Ну и что, что обещал. Мне сейчас некогда. Нужно доделать очень важную работу.
Рома: «Ну, пожалуйста…
Папа: «Займись делом!
Какую ошибку допустил папа? (Не сдержал обещание, оттолкнул от себя ребенка) Как решить эту проблему?
( Правильный ответ: Роме не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, чтобы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики, стремятся во всем быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими. Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт).
Нота Ля - знание своих обязанностей
Между детским садом и семьей должна быть тесная связь, потому что родители обязаны, а педагоги должны.
Семья и детский сад – это два общественных института, они стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать, понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать друг с другом в интересах ребёнка. Главное. Что мы можем сделать - это установить доверие между семьёй и детским садом, что позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
Игра «Копилка идей»
— В «Копилке идей» поставлены вопросы, касающиеся двух сторон: родителей и дошкольного учреждения. Вы должны определить, что обязаны родители и что должны педагоги.
1. Являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (ст. 18 закона «Об образовании»).
2. Несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка (СК РФ, ст. 63).
3. Обязаны обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (СК РФ, ст. 65).
4. Обязаны воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию (СК РФ, ст. 65).
5. Обеспечивают охрану жизни и укрепление здоровья детей. (ст. 51 ст 18)
6. Обеспечивают интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка. (ст. 64)
7. Осуществляют необходимую коррекцию отклонения в развитии ребенка.
8. Приобщают ребенка к общечеловеческим ценностям
( Основные задачи дошкольного образовательного учреждения: типовое положение о дошкольном учреждении)
Вот мы и дошли до последней нашей нотки СИ,
которую назовем Семья, т. к есть общее – число 7.
Игра «Ассоциации»
Итак, все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. Капитан выбирает человека, который будет записывать ассоциации. Помогает вся команда. Оценивается оригинальность мышления.
— Если семья — это постройка, то она …
— Если семья — это цвет, то она …
— Если семья — это музыка, то она …
— Если семья — это геометрическая фигура, то она …
— Если семья — это название фильма, то она …
— Если семья — это настроение, то она …
— Если семья – это страна, то она называется
— Если семья – это фрукт, то это…
— Если семья – это известный литературный персонаж, то это….
— Если семья – это животное, то это….
Вот мы и создали основу нашей мелодии, которая называется духовно-нравственное воспитание.
Я желаю вам удачи в написании именно вашей мелодии добра, любви и взаимопонимания.
Святое дело – душу воспитать,
Сердца наполнить светлою палитрой!
Пусть малышей согреет Благодать.
Растите их с любовью и молитвой!
Родитель, воспитатель, педагог!
Святое дело нам доверил Бог!
Обратите внимание на «Цветок чувств». С помощью лепестков сообщите, какое у вас сейчас настроение и эмоциональное состояние.
Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий – неудовлетворенное, грустное;
На этой чудесной ноте я хочу закончить нашу с вами встречу. Благодарю всех за участие, за активность. Мне было приятно с вами общаться.