Виктория Гринева
Родительское собрание «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Налаживание связей между педагогами и родителями группы
2. Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» через формирование активной родительской позиции в коррекционно-развивающей среде.
3. Повышение педагогической культуры родителей.
4. Актуализация и активизация роли родителей в жизни детского сада.
Задачи:
1. Углубить степень знакомства родителей друг с другом.
Публикация «Родительское собрание „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
2. Повысить уровень мотивационной готовности родителей к совместной с ребенком деятельности.
Форма проведения: встреча-путешествие.
Участники: воспитатели, родители, учитель - логопед.
План проведения
1. Вступительная часть
2. Поздравление родителей с началом учебного года
3. Презентация для родителей «Летние денечки»
4. Выборы нового состава родительского комитета. Выборы из числа родителей членов.
Общего родительского собрания МКДОУ. Выборы председателя и секретаря собрания
5. Знакомство с учителем-логопедом. Выступление учителя – логопеда
6. Знакомство с психологическими особенностями детей 4-5 лет по программе «Радуга»
7. Знакомство с ведущим видом деятельности детей 4-5 лет по программе «Радуга»
8. Особенности образовательного процесса в средней группе.
Ход мероприятия
Родители заходят, рассаживаются произвольно.
Звучит релаксационная музыка. Столы расположены кругом. На центральной стене — изображение летящей ракеты, планет вокруг ракеты и макет «Планета детства».
Воспитатель. "Добрый день, дорогие друзья! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной кают-компании! Наша сегодняшняя встреча будет проходить в форме игры. Мы надеемся, что она даст вам возможность отдохнуть и проявить находчивость. Сегодня мы — педагоги и родители - отправляемся по космическому простору (показывает на плакат, которое продлится еще не один год.
Нашим знаменитым путешественникам исполнилось четыре - пять лет, они перешли в среднюю группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.
Упражнение «Пожелание»
Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.
Тринцы – брынцы бубенцы,
Посчитались, молодцы!
Дили – дили – дили – дон!
Пожелание скажет он.
Пожелания родителей записываются на видеокамеру, чтобы дать их посмотреть детям.
Воспитатель. Вот и подошло к концу лето. А как мы его провели, мы сейчас узнаем с помощью презентации (транслирование)
Вручение благодарственных писем за своевременную помощь в подготовке к летнему оздоровительному периоду.
Воспитатель. А как можно отправиться в космические просторы без надежной команды! Предлагаем выбрать родительский комитет группы, который будет заниматься вместе с воспитателями организацией всех наших совместных проектов, а также выбрать из числа родителей членов Общего родительского собрания МКДОУ и председателя и секретаря собрания.
Примечание. Председатель и секретарь родительского собрания выбирается на один год.
Выступление учителя – логопеда.
Зачем ребенку нужен логопед? Логопед-специалист, занимающийся развитием и коррекцией речи (устной и письменной). Логопед проводит диагностику уровня речевого развития ребенка, исправляет дефекты произношения, помогает обогатить словарный запас, развивает грамматику и умение составлять связный рассказ.
К пяти годам звукопроизношение у детей должно полностью нормализоваться.
Однако родителям следует проводить специальные игры и упражнения в домашних условиях.
Логопед сообщает об особенностях речевого развития детей среднего дошкольного возраста, дает советы и рекомендации, называет дни для проведения индивидуальных консультаций с родителями, вручает памятки: «Советы логопеда по развитию речи детей дошкольного возраста»
Знакомство с психологическими особенностями детей 4-5 лет по программе «Радуга» Воспитатель. «Любознательные Почемучки» - вот как можно охарактеризовать данный возраст
Ключ возраста. Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения.
Эмоции. Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребёнка нет актуальных причин для переживаний, он — жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, психически они становятся более выносливы (что связано в том числе и с возрастающей физической выносливостью). Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно.
На пятом году в жизни ребёнка появляются новые источники эмоциональных реакций. У ребё нка появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, например, героям сказок.
Данная способность требует умения представить во внутреннем плане, в себе те душевные состояния, чувства, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека. Следовательно, художественные образы развивают у ребёнка способность в принципе воспринимать чувства другого человека и сопереживать им. К этому возрасту применима фраза А. С. Пушкина: «Над вымыслом слезами обольюсь…» На этой основе формируется и сопереживание разным живым существам, готовность помогать им, защищать, беречь.
Восприятие. Процессы восприятия начинают как бы отделяться от предметной деятельности. Восприятие разных сенсорных свойств предметов может стать самостоятельной задачей. Процессы сенсорного ознакомления с предметами
становятся более точными и дифференцированными. Продолжает расти острота зрения и способность к цветоразличению, улучшается ориентация в пространстве.
Внимание остаётся ещё в основном непроизвольным. Однако возможность направлять его путём словесного указания взрослого резко возрастает. Переключение внимания с помощью словесной инструкции ещё требует повторения, хотя к концу этого возраста уже в половине случаев оно может происходить по первому требованию. Увеличивается и объём внимания, в среднем до двух объектов. Устойчивость внимания в целом увеличивается примерно в полтора-два раза. Зависимость от интереса по-прежнему сохраняется.
Память также остаётся в основном непроизвольной. Но уже появляются и элементы произвольности. Вначале они возникают в ходе припоминания, а затем достаточно
быстро распространяются и на процессы запоминания. Задачи на припоминание и запоминание принимаются и решаются детьми лучше, когда они включены в игру.
Речь. Уменьшается зависимость речи от конкретных ситуаций и постоянной поддержки собеседника. Продолжает увеличиваться словарь. Используемые ребёнком части речи всё чаще обозначают предметы и явления, выходящие за пределы конкретных предметно-действенных ситуаций. Появляются существительные, обозначающие обобщённые свойства предметов (скорость, твёрдость, прилагательные, выражающие эмоциональные состояния (весёлый, сердитый, этические качества (добрый, злой, эстетические характеристики (красивый, безобразный). Заметно возрастает количество сложных предложений. Возникают разные формы словотворчества. Это создание новых слов по аналогии со знакомыми словами (необычные отглагольные прилагательные, нетрадиционное употребление уменьшительных суффиксов и т. д.). Это также намеренное искажение слов, происходящее большей частью в форме особой игры со сверстниками.
Мышление. Мышление ребёнка после 4 лет постепенно становится речевым.
Он пробует строить первые рассуждения, активно ищет связи явлений друг с другом, в том числе причинно-следственные. Если для малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в практическую предметную деятельность, то теперь он протекает уже преимущественно в уме. Ведущим в этом процессе оказывается воображение.
Совершенствуется способность классифицировать. Основанием для классификации теперь может стать не только воспринимаемый признак предмета, но и такие сложные качества, как «может летать», «может плавать», «работает от электричества» и т. п.
Сформирована операция сериации — построения возрастающего или убывающего
упорядоченного ряда (например, по размеру). Дети могут находить простейшие закономерности в построении упорядоченного ряда (например, чередование бусин по размеру или цвету, по форме) и продолжать ряды в соответствии с ними.
Ребёнок активно осваивает операцию счёта в пределах первого десятка.
Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам — буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция мышления.
Развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени. Это
открывает новые возможности как в познавательной деятельности детей, так и в самостоятельной организации ими совместной деятельности со сверстниками, в первую очередь игры.
Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений, ребёнок именно около
4 лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного
описания различные «миры» — например, замок принцессы, саму принцессу, принца, события, волшебников и т. п.
Сознание. Новообразования в развитии сознания детей проявляются в том, что на
пятом году жизни дети способны в своём познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Начиная с данного возраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах, которые они не видели и о которых узнают только со слов взрослого. Способность по словесному описанию представить себе предметы, явления, события и действовать уже не с реальными предметами, а со своими представлениями о них играет решающую роль в развитии детей.
Моральные представления. В волшебных сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребёнка способности давать оценку собственным поступкам.
Речевое развитие. Значительно увеличивается значение речи как способа передачи детям взрослыми разнообразной информации. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей — наряду с практическим наблюдением
и экспериментированием, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте.
Благодаря таким рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов
ребёнок отрывается от мира «здесь и теперь» и активно интересуется животными, которых он видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказ воспитателя об океане и о пустыне, о Москве — столице России, о других странах и людях, которые в них живут, а также интересуются жизнью динозавров и т. п. Дети с удовольствием слушают и истории из жизни воспитателей или других людей.
К 4 годам речь ребёнка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждения.
Личность. Для становления личности очень важным является формирование в психике ребёнка созидательного отношения, выражающегося в стремлении создавать что-то нужное, интересное и красивое. Атмосфера успеха и одобрения результатов продуктивной деятельности каждого ребёнка, подчёркивание его новых возможностей позволяют закладывать основы такого созидательного отношения.
Расширение объёма знаний и кругозора ребёнка служит почвой для возникновения
познавательного отношения к миру, бескорыстной потребности в знаниях. Чрезвычайно важно максимально уважительное отношение к его собственным умственным поискам и их результатам. Отсюда не следует, что нужно одобрять любые неправильные мысли и соображения детей. Педагог должен не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им на равных, а не свысока.
Отношение к взрослому. В этом возрасте взрослый нужен ребёнку прежде всего, как источник интересной новой информации. Формируется авторитет взрослого как
возможного учителя. Новым в отношении ребёнка к окружающим должны стать интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках.
Отношение к сверстникам. Как мы уже отмечали, сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребёнка во многом определяется тем, какие оценки ему дают воспитатели. Необходимо подчёркивать что-то хорошее в каждом из детей. Следите, чтобы не было детей, которые получают от вас больше порицаний и негативных оценок, чем другие. Негативные оценки можно давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой.
Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы
становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья — те
дети, с которыми у ребёнка лучше всего налаживается взаимопонимание.
Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные
черты характера ребёнка. Важно воспринимать эти черты именно как следствие неправильного воспитания. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Учитывайте индивидуальные особенности темперамента, наследственность и принимайте каждого ребёнка независимо от его поведения. Оценивайте поступок, а не личность в целом.
Знакомство с ведущим видом деятельности детей 4-5 лет.
Воспитатель. Игра имеет характер ведущей деятельности. Отметим, что игра, воспроизводящая бытовую ситуацию (поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи, передаёт опыт ребёнка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. В этом смысле они не заменяют друг друга.
Сюжеты игр детей отражают их собственный опыт, а также черпаются из литературы, фильмов и телепрограмм, поэтому они постоянно меняются.
Педагоги должны быть морально готовы, что сюжеты игр детей окажутся новыми
или неожиданными, а иногда и непонятными.
Дети обожают переодеваться и наряжаться. В своих ролевых играх дети любят
строить для себя дом.
Возникающая чувствительность к состоянию другого отражается и в играх детей.
Они теперь воспроизводят не игровые действия, а игровые ситуации, в которых всегда есть какие-то переживания.
Речь детей обретает интонационное выразительное богатство, в ней появляются
различные оттенки. Всевозможные позы, жесты, мимика передают разнообразные
эмоции персонажа, которого изображает ребёнок. Возникает ролевой диалог.
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети
сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми («Значит, я буду дочка? А что я буду делать?», «А ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!»). Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.
Дети обожают путешествия и приключения.
У ребёнка в возрасте 4—5 лет появляется то, что мы называем продуктивным целеполаганием. У детей впервые появляется желание не использовать какую –то готовую вещь, а самому создать что -то новое (например, не покатать игрушечную машинку, а самому построить её из кубиков). Это новообразование означает, что до начала действия у ребёнка появляется представление о том, что он хочет сделать и что должно стать результатом его усилий. Показателем этого новообразования в деятельности является один ответ на два вопроса: «Что ты хочешь сделать?» (до начала работы) и «Что ты сделал?» (по её окончании). Совпадение ответов свидетельствует о том, что у ребёнка было предварительное представление о цели и что он удерживал его до конца работы. Дальнейшее развитие целеполагания идё т по линии появления цепочки связанных между собой целей: чтобы играть в поезд, надо построить его из модулей и т. п.
Следующее, более сложное изменение в психологическом портрете ребёнка
4—5 лет — это обогащение и дальнейшее развёртывание уже реализованных целей.
Построив гараж для машины, ребёнок решает построить дорогу, а потом ещё и бензоколонку. Одновременно появляется способность в течение относительно длительного времени (нескольких дней и даже недель) разворачивать и удерживать систему взаимосвязанных целей.
Однако если простейшая форма продуктивного целеполагания — способность
представить себе тот единичный результат, который следует получить, возникает всегда, то способность к соподчинению связанных между собой целей и особенно способность к их дальнейшему содержательному развёртыванию мы наблюдаем далеко не у каждого ребёнка.
Ещё одно направление в развитии деятельности детей — усовершенствование уже
сделанной работы за счёт постановки дальнейших целей. Особенно успешно эта работа идёт в изобразительной деятельности. Сделанный рисунок можно усовершенствовать в разных направлениях — более тщательно дорисовывая или дополняя новыми деталями и предметами.
Далее воспитатель обращает внимание на не заполненную планету «Планета детства» и предлагает родителям при помощи средств изобразительной деятельности заполнить ее тем что необходимо (в понимании родителей) в дошкольном детстве для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства. (Создание коллажа)
Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения (можно оформить в виде памятки, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий, о дополнительном образовании (бесплатные и платные кружки).
Чтобы отправиться в такое длительное плавание, нам необходимо надежное, оборудованное и красивое летательное средство. Это наш детский сад и наша группа (предметно-развивающая среда, без нее невозможно полноценное всестороннее развитие наших детей). Какая же помощь необходима чтобы подготовить нашу группу к новому учебному году? (обсуждение вопросов подготовки материалов для полноценного развития детей)
Родители задают интересующие их вопросы, высказывай предложения по улучшению качества образовательного процесса.
Воспитатель. Путешествие по космическому простору на планету Знаний продолжается.