Рыпакова Оксана
Родительское собрание «Азбука этикета»
▼ Скачать + Заказать документы
«Азбука этикета.
Основные правила поведения в общественных местах для детей»
Данная консультация предназначена для родителей с целью помочь им в преодолении трудностей, возникающих при посещении общественных мест вместе с детьми. На фотографиях и видеороликах в интернете все детки такие милые и очаровательные. Они смеются, плачут, бегают, прыгают. Мы готовы бесконечно смотреть на них и получать от этого кучу положительных эмоций.
Публикация «Родительское собрание „Азбука этикета“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
В реальной жизни, когда мы встречаем детей в различных общественных местах, впечатления изменяются. Дети кричат, скачут, роняют предметы и вообще ведут себя не лучшим образом. Каждый из нас неоднократно был свидетелем неподобающего поведения ребенка на улице, в магазине или на остановке транспорта. Маленькие дети чаще всего устраивают истерики относительно своих желаний. Ребенок должен знать, как вести себя в магазине и других общественных местах. Даже, если детям о них и известно – а в детском саду об этом говорят обязательно, часто они не понимают простых вещей:
• культурные навыки – это основа жизни в обществе;
• воспитанному человеку проще наладить отношения с другими людьми;
• в конце концов, за нарушение правил поведения в общественных местах могут наказать их родителей, а для подростков с 14-ти лет наступает личная ответственность.
Обучение основам правильного поведения в обществе надо начинать с первого года жизни – и это одна из ключевых задач родителей, аналогичная по важности интеллектуальному, духовному и физическому развитию. Навыкам, как себя вести рядом с чужими людьми, в таких общественных местах, как магазин, театр, музей, транспорт и даже детская площадка, надо обучать малыша так же, как и чистить зубы или завязывать шнурки.
Существуют официальные правила поведения детей – их перечень можно найти в детских и учебных учреждениях.
Как же научить ребенка
правильно вести себя в общественных местах?
Нам нужно определиться с тем, что такое ПРАВИЛЬНОЕ поведение. С точки зрения родителей ребенок должен быть сдержанным, скромным, не должен мешать другим людям, привлекать к себе внимание, нарушать тишину. С одной стороны, это правильно, но, с другой, такое поведение удобно прежде всего для родителей. Подумайте: чего чаще всего боится мама, чей ребенок начинает бегать или плакать в общественном месте? Негативной реакции окружающих людей на нее, а не на ребенка: «Ну и мамаша, воспитать ребенка не может!» Получается, что плохое поведение ребенка приравнивается к утверждению «я плохая мать» (как вариант — «плохой отец»). А ведь в некоторых ситуациях ребенок просто не может сидеть на месте и молчать — таковы особенности его психики. Либо у капризов есть другие причины. Все случаи, когда ребенок плачет, шумит, нужно строго дифференцировать.
Каким образом?
Как правило, ребенок ничего не делает просто так или из вредности. Например, часто его поведение — это способ привлечь к себе внимание. И тут возникает вопрос: с какой целью? Скорее всего, ответ такой: ребенок системно не получает внимания, пока ведет себя хорошо. Его просто не замечают. А как только начинает шуметь и капризничать, родители внимание обращают и начинают ругать. А ребенку, по сути, важно, что внимание есть. При этом он, как правило, не думает: «Я сейчас закричу на весь магазин, и мама обратит на меня внимание», - это механизм во многом бессознательный. Таким образом, устранить причину достаточно просто: уделяйте ребенку больше внимания, чем компьютеру или телефону.
Но не всегда есть такая возможность: маме вечером надо заниматься домашними делами, папе, возможно, выполнять работу на компьютере — не обязательно же он там в игрушки играет.
Не надо ходить за ребенком весь вечер и к любым его действиям бурно проявлять интерес. Он, когда потребуется внимание, сам даст об этом знать. Главное — не отмахиваться от ребенка. С малышом надо разговаривать, общаться, читать книжки. Подросший ребенок шести-семи лет может прибежать и сказать маме или папе: «Можно я с тобой посижу?». Может забраться на коленки, прижаться, какое-то время просто молча сидеть, а потом убежать опять играть. Он получил свою порцию внимания. Для маленьких детей таких минуток тесного общения нужно побольше. Сколько — сказать сложно, так как это дело индивидуальное. Главное же, что качественное общение позволяет ребенку становиться более самостоятельным, учиться занимать себя самому.
Сейчас наблюдаются две крайности. Одна позиция, когда ребенок — центр семьи, и его желания всегда в приоритете. Другая — отношение к детям как к каким-то потусторонним существам или животным, которых надо дрессировать и воспитывать. Они такие же люди, просто у них меньше опыта и немножечко по-другому устроена психика и интеллектуальная деятельность. Потому что они еще не выросли. Но в остальном они не отличаются от взрослых. И та, и другая вышеописанные позиции приводят к проблемам, поэтому нужно придерживаться золотой середины. Важно и удовлетворять базовую потребность ребенка в любви, безопасности, общении, и объяснить ему, что у других членов семьи тоже могут быть свои желания и заботы, к которым нужно относиться с уважением.
Но что если родители уделяют ребенку достаточно внимания, а в магазине он все равно начинает капризничать и требовать мороженое, игрушку?.
Если капризы не из-за дефицита внимания, и родители в этом на сто процентов уверены, то в этом случае надо предлагать ребенку выбор. Надо сказать: сегодня мы можем купить тебе только вот это или вот это, выбери сам, чего тебе хочется больше.
А если ничего лишнего не можем купить — денег в обрез, пришли только за хлебом и молоком?
Если у родителей есть минимальные деньги на молоко и хлеб, то мелочь в пределах 20-50 рублей они могут дополнительно потратить. Какой-нибудь сырок за 15 рублей всегда есть возможность купить. Но нужно приучать ребенка и к тому, что не всегда можно приобрести то, что хочется. Скажите: «Я очень хочу купить вот тот дорогой сыр, я его очень люблю. Но не могу себе этого позволить. Мы купим его на праздник. А сейчас денег немного, поэтому купим только вот это.» И ребенок, видя, что мама к себе предъявляет точно такие же требования, как и к нему, перестанет просить купить для него что-то дорогое. И повода для скандала и манипуляций не будет. Тут очень важно: если речь идет о том, что с деньгами в семье не очень хорошо, и мы вынуждены выбирать то, что покупаем, то это правило работает для всех. Тогда ребенок чувствует себя участником процесса — с ним считаются.
С магазином разобрались. Следующее место, где дети часто не умеют правильно себя вести — это общественный транспорт. У них почему-то есть потребность громко, на весь салон разговаривать, и родители чувствуют себя достаточно неловко, особенно если дети начинают рассказывать всем вокруг (в разговоре с мамой) подробности семейной жизни. Ругать, как я понимаю, нельзя.
Иногда и взрослые начинают разговаривать на весь салон. Правила поведения в общественных местах с ребенком лучше обсуждать не во время того, когда он себя неправильно ведет, а окружающие «помогают» его воспитывать. Лучше заранее, в спокойной обстановке все обговорить. За что ругать, если ребенок не знает, что в автобусе нельзя кричать? Только что на улице весело скакали и кричали, и это было можно, потому что были в парке и никто никому не мешал, и тут зашли в транспорт, у ребенка еще очень веселое настроение, он еще не успокоился и по инерции продолжает разговаривать громко. Если в этот момент он получает раздраженное замечание, то он не понимает, что произошло. Он не знает, что здесь другие правила поведения, поэтому, если хотите, чтобы ребенок себя вел в соответствии с какими-то вашими представлениями о приличиях, обговорите все заранее и объясните, почему это надо.
Как насчет поведения в заведениях общепита?
У детей в психике заложено, что они не могут, как взрослые — по три часа и дольше, — сидеть за столом. Реальность такова, что детям быстро становится скучно в кафе. Особенно если это дети дошкольного возраста. И для них это совершенно нормальное поведение. Ребенок не может дольше получаса сидеть на месте и слушать разговоры. Ему нужно двигаться, играть и общаться. Так что тут всего два варианта: либо надо выбирать общепиты, где есть уголок для детей, либо оставлять ребенка дома — с бабушкой, родственниками или няней.
А воспитать ребенка, чтобы он сидел и молчал?
Для пятилеток это нереально. И не надо над детьми издеваться.
Но бывают ситуации, когда необходимо именно сидеть. И иногда больше часа. Вот, к примеру, в очереди в больнице. Причем тихо, потому что вокруг много детей, и они болеют.
Если это ребенок дошкольного возраста, нужно взять с собой какую-нибудь «развлекалку». Это может быть книжка, раскраска или маленькая игрушечка — кукла, которая надевается на руку. Главная идея в том, что от очередей никуда не денешься, ребенок устанет, но мы понимаем, что ребенок не может долго сидеть на месте, ему будет скучно, и мы думаем, как его развлечь всеми известными способами. Но занятие должно быть тихим и малоподвижным. Мячик в больницу мы не берем.
Также можно предложить ребенку придумать, как использовать привычные предметы в непривычных ситуациях. Например, шарфик можно обмотать вокруг руки и получить рукавицу. Из мобильного телефона выйдет отличная горка для скрепки. Таким образом, вы не только скоротаете время в очереди, но и разовьете логику, фантазию и внимательность малыша.
Правила поведения, разработанные Минобразования РФ
1. На улице и в общественных местах разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям.
2. Проявлять вежливость к взрослым людям, покровительствовать маленьким. Быть внимательным к людям с ограниченными возможностями.
3. Придерживаться чистоты в общественных местах – не мусорить, не плеваться, беречь зеленые насаждения.
4. Беречь общественное и чужое имущество.
5. Не совершать недостойных поступков и уберегать от них друзей. Это означает: не обижать и оскорблять других, не брать чужие вещи, не издеваться над животными и др.
6. Без сопровождения взрослых дети до 16 лет не могут находиться на улице после 21 часа вечера (во время каникул дети старше 12 лет могут гулять до 22 часов).
7. Посещение подростков зрелищных мероприятий разрешается не позже 21 часа 30 минут.
8. Нельзя забираться в подвалы, на крыши, на железнодорожные вагоны.
9. Самостоятельно купаться без сопровождения взрослых
10. Хулиганить, бросая камни в проезжающий транспорт, накладывать разные предметы на рельсы.
Основные правила в театре:
1. если собрался в театр, оденься опрятно, нарядно;
2. в фойе шуметь, бегать, затевать игры нельзя;
3. в зале надо занять свои места. По ряду следует идти лицом к сидящим, извиниться, если нечаянно заденешь кого-нибудь;
4. неприлично во время действия мешать зрителям: хлопать откидными стульями, разговаривать. Не ешь во время действия;
5. не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это неприлично;
6. в зрительном зале нельзя сорить, совершенно недопустимо грызть семечки;
7. в музеях, на выставках ведите себя спокойно, сдержанно;
8. не делись громко своими впечатлениями, не мешай другим посетителям;
Основные правила поведения в транспорте:
1. не надо спешить, толкаться;
2. не забудьте заплатить за проезд;
3. пожилым людям, женщинам с маленькими детьми, инвалидам надо уступать место;
4. если нечаянно толкнете кого-нибудь, извинитесь;
5. при выходе из вагона не бросайте билет под ноги;
6. будь осторожен при входе и выходе, помни, что двери открываются автоматически.
Основные правила поведения на улице:
- на улицу надо выходить чисто и опрятно одетым.
- неприлично на улице громко разговаривать, кричать, свистеть, обращая на себя внимание прохожих;
- если ты идешь с товарищами, не занимай весь тротуар. Если ты встретил товарища на улице и остановился поговорить с ним, отойди в сторону;
-украшай свой двор, поддерживай в нем чистоту и порядок, не ломай цветы и деревья;
-не обижай малышей.
Научите малыша пользоваться носовичком и салфетками
1. При кашле и чихании принято прикрывать рот.
2. Пользоваться носовым платком при насморке.
3. Не выходить на улицу небрежно одетым и непричесанным.
4. Аккуратно и тихо кушать в заведениях общественного питания, пользоваться салфетками.
5. Нельзя публично отзываться грубо или плохо о других людях или происходящих событиях.
К законам вежливости относится телефонный и подарочный этикет : ребенок должен первым представиться, если звонит кому-то, поблагодарить за полученный подарок.
Нельзя кричать на улице и в общественных местах
Также, правила поведения в обществе требуют соблюдения таких норм:
1. стучаться перед тем, как открывать двери;
2. не шептаться при других людях, не говорить на непонятном им языке;
3. не перебивать, когда кто-то говорит;
4. не поворачиваться спиной, когда к тебе обращаются.
Поведение за столом
Это один из самых сложных в обучении раздел общественных правил. Многие взрослые не умеют вести себя за столом. А их дети во всем подражают им, так как не видят ежедневно другого примера. С самого детства обучайте ребенка основным правилам и запретам.
Обучение можно проводить в игровой форме
Надо:
• мыть руки перед едой;
• уметь пользоваться столовыми приборами;
• пользоваться салфетками (а не вытирать рот руками, а руки – о скатерть или штаны);
• брать адекватную порцию;
• благодарить за трапезу.
Нельзя:
• чавкать, кушать с открытым ртом;
• говорить с полным ртом;
• баловаться за столом;
• ковыряться во рту;
• критиковать блюда;
• плеваться за столом.
Обучение вежливости
1. Это один из важных этапов развития культуры поведения и начинать обучение надо с первых слов малыша. Лучше всего это делать не поучениями, что, если хочешь что-то попросить, то надо сказать слово «пожалуйста», а показывать это ежедневно на своем примере.
2. Когда родители просят ребенка и при этом сами говорят слова вежливости, то малышом это будет восприниматься как норма и специально учить его не будет необходимости.
3. Личный пример
4. Одних воспитательных разговоров и пояснений для того, чтобы детей и подростков обучить правилам поведения среди людей, будет недостаточно. Видя, что отец плюется на улице под ноги, или мама громко и некрасиво ругается в магазине – ребенок и сам будет вести себя так же, копировать поведение взрослых.
5. Личный пример – лучший способ обучения
Поэтому начинать воспитание ребенка надо с себя.
С детских лет ребенку надо объяснять, что такое хорошо, что такое плохо. Для этого играйте с ним в ролевые игры, прорабатываете различные сценки, показывая на примерах, как неприятно находиться рядом с невоспитанным человеком. Также, объясняйте это, пересматривая мультфильмы и фильмы. И помните – учить всегда легче, чем переучивать.