Марина Первухина
Родительское собрание «А есть ли детство?»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1 «А есть ли детство»? (картинка)
Цели: ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей 5-6 лет. Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу.
Задачи:
1. Формировать активную педагогическую позицию родителей, правильное отношение к индивидуальным особенностям своего ребёнка.
Публикация «Родительское собрание „А есть ли детство?“» размещена в разделах
2. Содействовать возникновению у родителей желания и умения общаться с ребенком как с самостоятельной личностью.
3. Развивать у родителей способность находить оптимальные способы решения проблемных ситуаций и стратегии поведения при этом.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: психолог, воспитатели группы, родители.
Ход мероприятия.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем родительском собрании.
Я предлагаю начать наше собрание с игры «Пожелание» или («Комплимент»). Правило простое: нужно представиться и сказать какое-либо пожелание или комплимент рядом сидящему соседу, передавая сердечко.
Цель игры: установить между родителями контакт, сформировать положительный настрой.
На этой позитивной ноте мы продолжим. Уважаемые родители! Что представляют собой дети в возрасте 5-6 лет? Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все-же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Именно об этом сейчас коротко расскажу вам.
Это – важнейший период формирования личности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения.
Формируются :
«Высшие чувства» : моральные, интеллектуальные, эстетические.
К моральным чувствам можно отнести чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы.
К интеллектуальным чувствам можно отнести любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление. К эстетическим чувствам относится чувство прекрасного, чувство героического.
В этом возрасте у ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает нравственные нормы и правила.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину на других. Вам как его родителям важно :
— С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его мышления. Различать «враньё» — защитное фантазирование и просто игру воображения.
— Быть внимательными к желаниям ребенка, но уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей.
— Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться».
Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима, но в последнее время наблюдается тенденция когда родители переусердствуют в вопросах воспитания и развития ребенка. Последние годы все более популярными становятся занятия для детей-дошкольников - это целый бизнес. Каждый развивающий центр убеждает родителей в своих рекламных буклетах: "Посетив наши занятия. пройдя программу нашего центра. ваш ребенок достигнет. сделает. сможет. ". Прослеживается подтекст: без занятий ребенок не достигнет, не сделает, не сможет.
И все это укрепляет родителей в мысли, что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и "не разовьется", и "никем не станет".
Такая установка лежит в основе успешного бизнеса многих детских досуговых центров и очень мешает родителям оценить : насколько же занятия, которые они выбирают для своих детей, хороши? Соответствует ли цена качеству? Стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями, и детьми на то, чтобы их посещать?
Трудность еще и в том, что чувство меры, ощущение золотой середины — это почти начисто отсутствующие у современного родителя добродетели.
Послушайте диалог двух мам в приемной детского сада.
— Что у вас в среду?
— Ой, ну среда просто невозможный день, ни минуты свободной. С утра развивающие занятие в саду, потом каток, а после сна на занятие к логопеду и вокал.
— А в четверг?
— В четверг еще хуже — с утра каток, потом сад, после сна английский и вечером бассейн.
И мама, у ребенка которой занятий чуть меньше, начинает сомневаться, права ли она, или же стоит нагрузить чадо посильнее.
Я не противник развития. Но ведь никто не кормит ребенка обедом через полчаса после завтрака, а еще через час — ужином. Мы понимаем, как важны интервалы и размеренность, иначе пища не переварится, не усвоится и толку не будет.
Наверное, все зависит от того, чего родители хотят от своего ребенка: гордиться им, задавая высокую планку и получая чувство собственного удовлетворения – вот какие мы родители! – или чтобы он был счастливым, независимо от уровня достигнутой им планки.
Переутомление – враг ребенка
Психологи отмечают, что стремление родителей сделать жизнь ребенка полной, насыщенной, учить и развивать вполне оправдано. Но!
- В последние годы жалобы на то, что «жизнь тяжелая» и «ничего не хочется делать» все чаще и чаще можно услышать от старших дошкольников. Появились даже дошкольники-шестилетки, которые на вопрос, хочет ли он идти в школу, отвечают, что в школу они идти не хотят, так как к шести годам они уже успели походить и на математику, и на логику, и на психологию, и на плавание, и на хореографию и бог знает на что еще. А хотят они в детский сад, потому что там можно играть, лепить, рисовать. А самое главное – никуда не спешить.
А кому оно надо?
Часто родители забывают, что ребенок должен заниматься теми видами деятельности, которые являются для данного возраста ведущими.
В дошкольном возрасте таким видом деятельности является игра. Именно она способствует максимальному развитию личности ребенка. И что особенно важно, не только его интеллекта, а всех сторон личности.
Нагрузка должна быть посильной
Нагрузка для ребенка должна быть посильной. Прежде чем отдавать ребенка в какую-нибудь «престижную» секцию, во всевозможные кружки и занятия с репетиторами, родителям важно понять : будет ли такая нагрузка адекватна именно для их ребенка? Здесь важно учесть и особенности здоровья ребенка, и возможности его психики, и личностные особенности.
Зашкаливающая нагрузка приводит к стрессу, болезням, апатии. Дети не хотят ничего делать, и готовы часами сидеть перед компьютером или телевизором, безучастно наблюдая за происходящим на экране.
Время на игру
Как мы уже сказали, ведущей психологической деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра творческая, фантазийная и игра с ровесниками. Но если игра так важна, то на времени для нее экономить нельзя. То есть ребенок-дошкольник должен иметь возможность пару раз в день полноценно играть. Это, так сказать, основной урок — урок игры.
Чего стоит отсутствие времени на игру? Если в силу общей загруженности его не остается, существенно снижается скорость развития воображения и фантазии. А именно эти способности у дошкольников — предтечи интеллектуальной активности.
Ведь пока ребенку не исполнилось 7 лет, время непосредственной интеллектуальной активности еще не настало. Мозг не готов еще к нормальным и привычным для школьников "левополушарным" занятиям: сидению над прописями и учебниками, выполнению рутинных заданий.
Не давая ребенку играть, пока он мал, мы лишаем его некоторых "дивидендов" в виде накопленного опыта пройденных в игре ситуаций. Это станет заметно позднее — по снижению социального интеллекта и по отсутствию интегративных связей между отдельными разрозненными областями знаний.
Время переварить информацию
Именно в игре, а вовсе не над энциклопедиями дошкольник постигает сложнейшие взаимосвязи окружающего мира и начинает ориентироваться в жизни взрослых людей. Сюжетная игра и спонтанный (в смысле — не по заданию сделанный) рисунок — это главные для ребенка возможности переварить то огромное количество неизвестного, которое его окружает.
Более того: если жизнь ребенка устроена так, что впечатлений и получаемой информации больше, чем необходимо, он может — сам того не осознавая — выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное — не запоминает. Психика защищается от перегрузок, сбрасывая лишние знания как балласт.
И если раньше подобные особенности можно было наблюдать лишь у загруженных старшеклассников, то последние годы, в связи с изменением обучающих программ и общего подхода к воспитанию, педагоги и психологи бьют тревогу. Потому что дети, только готовящиеся начать обучение в школе, обладают многими качествами "заучившихся" подростков.
Да, общая информированность и общий интеллектуальный уровень нынешних первоклассников выше, чем у детей такого же возраста 20-30 лет назад. Но их желание учиться, учебная мотивация выражены хуже.
Отсутствие мотивации: на что оно влияет?
Спросите любого педагога, каково это — учить способного ребенка, который не желает учиться. Даже если у такого ученика есть дарования, он не может их использовать. Просто потому, что не хочет и сам не понимает, какой природы это нежелание. Мы, родители, подвергнув ребенка системным перегрузкам, можем, сами того не желая, включить у него "автоматически срабатывающую систему предохранения" — выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям.
А если подобная система не включится, а перегрузки продолжатся, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.
Если за обильным столом вы не удержались и съели больше, чем обычно, легкое расстройство желудка весьма вероятно. И это все понимают. Последствия же перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей. Отчасти это происходит потому, что в сознании работает установка "нужно успеть дать ребенку как можно больше как можно раньше".
Я намеренно немного сгущаю краски, но каждый учебный год у меня на консультации бывает не по одному обращению именно с перегрузками — и парадоксальными реакциями детей на них.
И роднит эти — такие разные — сюжеты то, что родители особенной нагрузки-то и не видят.
Дети и усталость: что дальше?
Быстрее, быстрее, темп жизни увеличился, и на мировом рынке труда нишу занять не так просто. К этому с младенчества надо готовиться. Отложи машинки и бегом за прописи.
Детство перестало быть временем праздности, и мысль о том, что взрослым-то он еще побудет, и довольно долго, а вот ребенком — уже никогда, посещает далеко не всех родителей.
Игра и чтение книг перестали быть самодостаточными нормальными детскими занятиями. Последствия этого станут заметны лет через 15-20, когда на рынок труда выйдет поколение, недобравшее праздности в детстве.
Смогут ли они, вынужденные с детских лет функционировать с перегрузкой и почти лишенные периода нормальной детской праздности, работать лучше нас? Используют ли выросшие дети предоставленную родителями "фору"? Благо или зло — форсированное обучение и развитие?
Ответ может дать только сама жизнь. А пока многие из нас ставят на собственных детях, занимая их сверх меры, эксперимент с неясным прогнозом.
Нагружать или не нагружать?
• если прогулки заложены лишь в выходные или как время перебежки с одного занятия на другое, то ребенок будет лишен возможности подвигаться, сбросить мышечное напряжение, подкормить мозг кислородом;
• если у ребенка нет времени на игру, то он будет склонен к истеричному поведению или замедленным реакциям (в зависимости от темперамента);
• уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное — его образовательным способностям и потребностям;
• составляя паззл учебной и неучебной нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы "проецируетесь", то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось.
Искренне желаю вам решить эту задачу со многими неизвестными успешно! Я благодарю всех за участие и откровенность. Спасибо. Всего доброго!
Род. собр. закончилось словами:
"Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!"