Ольга Шарапова
Родительское собрание в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной группе детского сада общеразвивающего вида
Проводит: учитель-логопед 2 квалификационной категории Шарапова О. А.
Дата проведения: «__» 201_г.
Место проведения: актовый зал д/с
Присутствовало: ___ родителей
Тема: Фонематическое восприятие у старших дошкольников.
(с презентацией)
Цель: показать роль фонематического восприятия для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтением и письмом.
План:
1. Как получается письмо?
2. Онтогенез фонематического восприятия.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе» размещена в разделах
3. Причины нарушения фонематического восприятия.
4. Как проверить у ребёнка недостаточность фонематического восприятия.
5. Практическая часть: Игры и упражнения с родителями на развитие
фонематического восприятия у детей.
6. Ошибки, на которые следует обратить внимание (информация в
родительских уголках групп).
7. Формы дисграфии (информация в родительских уголках групп).
Сл. 1
1. Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Для этого взрослым необходимо понимать, как получается «письмо». Что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идёт команда делать то или другое. Сл. 2 Все эти сложные перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной области головного мозга и окончательно формируются на 10-11-м году жизни.
Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования – этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Вся информация удерживается в памяти с помощью деятельности целостной системы головного мозга. Если происходит замедление в процессе формирования какой-то области коры головного мозга отвечающей за речь, то нарушенную функцию берут на себя соседние речевые зоны. Включаются компенсаторные возможности ЦНС. В противном случае нарушается устная и письменная речь.
Сл. 3 Процесс становления чтения и письма сложен. В нё м участвуют четыре анализатора:
- речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть
наше произношение;
- речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука);
- зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву);
- двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему
(совокупность определённых движений, необходимых для записи).
Татьяна Юрьевна, психолог детского сада уже рассказала вам о значении некоторых анализаторов (зрительном, двигательном, я познакомлю Вас со значением сформированности речеслухового анализатора, т. е. с фонематическим восприятием.
2. Одним из показателей готовности ребёнка к чтению и письму является чистая, чёткая, правильная во всех отношениях речь. В 4 года многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста-логопеда, и, казалось бы, нет препятствий к усвоению ими грамоты. Вместе с тем в процессе обучения чтению и письму таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определёнными трудностями. Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Сл. 4 Для того чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определённой последовательности. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. Сл. 5 В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Что же это за понятие, о котором так много говорят и пишут в последнее время?
Фонематическим восприятием принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Сл. 6 Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. К концу первого года жизни (по данным Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы входящие в его состав). Например: Маша – Миша.
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что служит основой совершенствования произношения (А. Н. Гвоздев). Н. Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Специалистами доказано, что правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия. У некоторых детей формирование фонематического восприятия запаздывает и не соответствует возрастной норме. Проявляется ли такое отставание в произношении? Безусловно, да. Но только в фонетически более сложных комбинациях, которые редко встречаются в самостоятельных высказываниях ребёнка. Например при произношении слов с чередованием акустически и артикуляционно близких фонем: шоссе, раскладушка, учительница, смеющаяся девочка, балерина, столяр, и т. д. Сможет ли ребёнок в данном случае без специальной подготовки грамотно читать и писать? Конечно, нет. Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».
Можно отметить, что фонематическое восприятие не требует специального обучения, фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно. Сл. 7 Благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом, а с другой – с собственным произношением. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д. Б. Эльконин). Уточним, что чёткое фонематическое представление о звуке возможно только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».
Фонематическое восприятие ребёнка начинается со слуховой дифференцировки далё ких звуков: гласных-согласных, звонких-глухих, твёрдых-мягких, а завершается акустическим различием близких: тихо-громко, длительно-кратко, тембр голоса (низкий, высокий) и т. п.
Сл. 8
3. Причины нарушения фонематического восприятия:
- органическое повреждение корковых зон головного мозга, запаздывание созревания этих систем, нарушение их функционирования (ММД – минимальная мозговая дисфункция, СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, ПЭП, РЭП;
- длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития;
- неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают своё место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее продуктивны.
Сл. 9 4. Диагностика фонематического восприятия у дошкольников показала, что отмечается рост детей с ЗРР, «современные маугли» - это дети у которых казалось бы, в развитии нет никаких особенностей: беременность и роды в норме, двигательные навыки развивались своевременно, но….
Собщение о результатах диагностики сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, данного детского сада.
5. Практическая часть – игры с родителями
Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при выполнении заданий: (после каждого пункта игра с родителями)
- трудности в восприятии и в воспроизведении простых и сложных ритмов;
Отхлопать ритмический рисунок по карточке: //-/, /-//-/, /-//-///-/, //-//-//, //-/-/-/-//-/-/-/;
Отхлопать (топать) с одновременным проговаривание слогов:
ра ра – ра ра ра, ла ла ла – ла ла;
Отхлопать с изменением ударения А-са-са, А-са-са, А-са-са.
- в повторении пар слогов, слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам;
Игра с мячом: ша-са, ла-ра, то-до, ла-ля, до-дё, крыша-крыса, Маша- Миша, бочка-точка – кочка.
- в произношении слов сложной слоговой структуры и скороговорок;
Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской.
- нарушения в звуковом анализе слов, в определении количества звуков в слове: назови первый звук в слове – окна, стол; последний звук в слове – кот, шары, сколько звуков в слове кот, танк, корова, снег.
Возьми столько карандашей сколько звуков в слове машина. Сколько звуков получилось?
Сл. 10 Подбери слово к схеме.
- трудны задания на добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове;
- синтез слов из звуков и слогов.
Игра «Живые звуки» (Называют звук в слове по порядку и делают шаг вперёд. Звуки рассыпались. Встали на свои места.)
Игра «Цифровой ряд». Какой звук пятый в слове.
Работа с разрезной азбукой. Выложи что услышишь (видит перед собой нужные буквы). Запиши что услышишь (нет зрительной поддержки).
6. Ошибки, на которые следует обратить внимание на первоначальном этапе овладения письмом. Образцы письменных работ.
7. Формы дисграфии.
Спасибо за внимание!
Используемая литература:
1. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2003.
2. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
3. Кириллова Е. В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
4. Лукашенко М., Свободина Н. Дисграфия. Исправление ошибок при письме
4. – М. : Изд-во Эксмо, 2004.