Ольга Маркина
Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Ход родительского собрания:
Здравствуйте дорогие родители, сегодня мы с вами поговорим о том, как помочь нашим детям научиться стать самостоятельными.
Публикация «Родительское собрание „Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Среди требований, предъявляемых обществом к личности человека, является проявление самостоятельности. Для ребенка дошкольного возраста это базисная характеристика, и она проявляется в том, что ребенок владеет навыками и умениями самообслуживания. Самостоятельность способствует формированию ответственности, которая проявляется в волевых усилиях, в ситуациях выбора между: «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен».
Навыки и умения самообслуживания в детском возрасте отождествлены с культурно-гигиеническими и санитарно-гигиеническими навыками, связанными с соблюдением чистоты и порядка, и они формируются под руководством взрослых. Самообслуживанием считается также труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Задачи развития навыков самообслуживания актуальны на всех возрастных этапах развития личности, в том числе в дошкольном возрасте. Оно определяется с учётом возраста (от 1 до 6 лет, психофизиологических особенностей и возможностей ребенка, и воспитательно-образовательных целей взрослых.
Культурно-гигиенические навыки у детей формируются с самого раннего возраста. При их формировании идет простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно важный процесс социализации малыша. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Формирование навыков самообслуживания – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Приобретение навыков самообслуживания связано с осознанием способов их осуществления, т. е. последовательности их выполнения, а также необходимости их выполнять.
Формирование навыков самообслуживания происходит в играх, труде, занятиях, в быту.
выделяет следующие условия формирования навыков самообслуживания :
- наличие социально-бытовых условий;
- рациональная организованная обстановка;
- четкий режим дня;
- руководство взрослых.
Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам» - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.
Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Или, кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно, что взрослый сделает всё быстрее и лучше. Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, постоянное и удобное место для полотенца и т. д. В квартире все должно быть приспособлено для их удобства. Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить их действиями. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, намылить руки, правильно держать ложку и т. д., наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Чтобы пятка сразу оказалась на месте, колки надевают с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье, свитер, сначала нужно определить, где у них перед (на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застежка, метка, вышивка).
Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка, пользоваться вилкой, если он ещё не научился, правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью. Всё выделенное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, родители должны быть примером для подражания.
Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании обязательно надо учитывать индивидуальные и возрастные особенности.
Большое значение по формированию навыков самообслуживания занимают потешки. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, мы читаем потешки, соответственно действию называя имя ребё нка:
«Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!»
***
«В кране булькает вода,
Очень даже здорово!
Умывается сама (имя ребёнка)
***
«Знаем, знаем, да, да, да!
Где тут прячется вода!
Выходи водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку по-нем-нож-ку!
Нет, не понемножку – посмелей,
Будем умываться веселей!»
Повышает интерес к процессу одевания на прогулку чтение таких потешек (так же применяя имя ребёнка) :
Купим (Никите) валенки
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке,
Будет Никита ходить,
Новы валенки носить.
***
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не пропал»
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла,
Ищешь, ищешь и найдёшь!
Здравствуй, пальчик,
Как живёшь?»