Татьяна Бородина
Сценарий родительского всеобуча
Сценарий родительского всеобуча.
Цели и задачи:
1. Формировать систему воспитательных отношений в совместной деятельности между родителями и детьми;
2. Создавать социально-психологические основы всестороннего целостного развития личности;
3. Формировать положительную мотивацию обучения и межличностные отношения между детьми, родителями и педагогами.
Оборудование и материалы:
Публикация «Сценарий родительского всеобуча» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
1. Памятки и рекомендации для родителей (по выполнению и проведению дыхательной, пальчиковой гимнастик, самомассажа, массажа);
2. Оборудование для практического показа дыхательных упражнений, пальчиковых игр и упражнений, самомассажа.
План
1. Развитие ручной умелости.
2. Учимся правильно дышать.
3. Технология массажа в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Ход мероприятия.
Уважаемые родители!
Сегодня всеобуч посвящен различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи. Вы увидити, как логопед применяет их в повседневной работе с детьми и как можно использовать данные рекомендации для занятий дома, а также принять в занятии непосредственное участие.
Развитие ручной умелости у детей.
Послушайте «Сказку про пальцы».
Жили братья, не тужили,
Но однажды приуныли.
Стали думать и гадать,
Как же имена всем дать? Согнуть пальцы обеих рук.
Я хоть ростом невелик,
Но веселый озорник. Покрутить большими пальцами обеих рук,
Все стоите вы за мной,
Буду зваться я Большой. остальные пальчики сжаты в кулачок.
Я указывать люблю
На цветы и на Луну,
Очень я внимательный,
Палец Указательный. Покрутить указательными пальцами обеих рук.
Я стою посередине,
Буду зваться я отныне
Средний палец – удалец,
Вот такой я молодец! Покрутить средними пальцами обеих рук.
Меньше всех я братьев ростом.
Ох, как маленьким непросто!
Но меня легко узнать,
Пусть мизинцем будут звать. Покрутить мизинцами обеих рук.
Брат один, как ни гадал,
Имя так себе не дал.
Но его не обижают,
Безымянным называют. Показать безымянные пальцы обеих рук, остальные прижать к ладошке с помощью больших пальцев.
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к учебе и тревожного состояния. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Для развития у детей ручной умелости дома можно:
- Разминать пальцами глину, пластилин;
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;
- Выполнять пальчиковые игры и упражнения;
- Рисовать ручкой, карандашом, мелом, гуашью, углем;
- Вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;
- Вышивать, вязать;
- Играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками;
- Штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.
Учимся правильно дышать.
Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основе нашей речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Работа над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.
- Сейчас я познакомлю несколько упражнений и вас прошу попробовать выполнить эти упражнения.
1. Упр. «Хомячок» : пошмыгать носом, рот закрыт.
2. Упр. «Собачке жарко» : часто дышать, высунув язык. При выполнении этого упражнения чувствовать движения стенки живота.
3. Упр. «Согреть руки» : выдох со звуком «х-х-х».
4. Упр. «Остудить воду» : выдох со звуком «ф-ф-ф».
5. Упр. «Бабочка» : сдувать бабочку на ниточке с цветка.
Бабочка на цветке сидела,
Ветер дунул – улетела.
6. Дуть на кусочек ваты, на полоску бумаги.
7. Упр. Футбол» : дуть через соломинку на горошинку, стараясь попасть в ворота.
8. Упр. «Подводная лодка» : пускать через соломинку воздух в стакане воды.
Следующие упражнения развивают не только направленную воздушную струю, но и укрепляют мышцы языка.
9. Упр. «Фокус» : язык чашечкой, сдувать ватку с носа.
10. Упр. «Забей гол» :
- Плавный выдох, губы трубочкой;
- Плавный выдох, губы в улыбке;
- Плавный выдох, язык лопатой;
- Язык лопатой, выдох толчками.
Для углубленного вдоха детям предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.
Технология массажа.
Массаж – совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами.
Методика массажа и самомассажа, построенная с учетом клинико-физиологических принципов, - эффективное средство лечения, восстановления работоспособности, снятия усталости, предупреждения и профилактики заболеваний, активное средство оздоровления организма.
Рассмотрим один из видов массажа – самомассаж, который активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела.
Длительность сеанса – 5-10 мин. Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Дети могут сидеть или лежать. Предварительно детям нужно вымыть руки. Такой самомассаж желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике. Массаж сопровождаем показом и одновременно произносим потешки, сопровождающие движения.
Ручки растираем и разогреваем,
Растереть ладошки, похлопать.
Лицо теплом своим мы умываем,
Ладошками провести по лицу сверху вниз.
Грабельки сгребают все плохие мысли, Граблеобразные движения от середины лба к вискам.
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро, Растирающие движения ушей вверх-вниз.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки
И потом уходим пальцами за щечки. Нагибание ушных раковин кпереди, оттягивание вниз.
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались Разминаем верхнюю и нижнюю губы.
Мы теперь утятки-
Клювики потянем, Губы в трубочку.
Разомнем их мягко, не задев ногтями, Большой и указательный палец разминают обе губы.
Уголками губ мы щечки поднимаем, Пальчики по очереди поднимают уголки рта.
А потом от носа вниз к губам стекаем. Спиралевидные движения по носогубной складке.
Губки пожуем мы, Покусать верхнюю и нижнюю губы.
Шарики надуем Раздувают щеки
И губами влево-вправо потанцуем Пальчики двигают верхнюю и нижнюю губы в разные стороны.
Мы язык за губу заворачиваем, Подвернуть язык за верхнюю губу.
Кулачком по губе поколачиваем, Постучать кулачком по верхней губе.
За другую губу заворачиваем Подвернуть язык под нижнюю губу
И другим кулачком поколачиваем Поколачиваем кулачком по нижней губе.
Тянем подбородок Разминаем подбородок с оттягиванием его вниз.
И к ушам щипаем, Пощипываем нижнюю челюсть.
А потом по шейке ручками стекаем. Поглаживаем шею всей ладошкой от ключицы к ключице.
Проводится обсуждение отдельных моментов самомассажа.
Подведение итогов.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании и развитии ребенка.