Наталья Рогачева
Родительский клуб «Дружная семья»
▼ Скачать
Родительский клуб
Прекрасная речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! как же ты красива!
Е. Шукина.
Ход мероприятия
РНМ Воспитатель: — Здравствуйте, уважаемые родители и дорогие гости! Сегодня мы приглашаем вас к разговору о том, как и зачем развивать речь наших детей.
Публикация «Родительский клуб „Дружная семья“» размещена в разделах
Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития современного общества, когда информационные технологии всё глубже проникают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно отражается на наших детях. Как именно, мы с вами обсудим чуть позже. А сейчас небольшая теоретическая справка:
— Согласно психологическому словарю, «речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка». В раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что всё в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.
— Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.
— Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства ребёнка есть свой период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития определённого свойства, то есть наиболее благоприятным, так как именно в этот период ребёнок наиболее чувствителен к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Для развития речи такой период охватывает возраст от одного года до восьми — девяти лет.
— Важно отметить, что ребёнок овладевает речью только в процессе общения со значимыми взрослым. Навыки правильной речи приобретаются в семье, однако большую часть времени ребёнок проводит в иной среде – в детском саду. И мы глубоко убеждены, что для формирования полноценного, гармоничного речевого развития, необходимо взаимопонимание и взаимодействие педагогов, работающих с ребёнком и семьи, воспитывающей его.
Воспитатель: Игры с пальчиками
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Присмотритесь, как ваш ребёнок зашнуровывает обувь, может ли застегнуть пуговицы, как держит ножницы, карандаш, координированы ли его движения.
Если замечаете неловкость ребёнка, то рекомендуется стимулировать речевое развитие у детей путём тренировки движений пальцев рук.
Мы вам предлагаем поиграть в пальчиковые игры:
«Солнышко».
Пальчиковая игра «Солнышко»
Утро настало,
Солнышко встало.
(Пальцы руки малыша растопыриваются пальцами матери)
– Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
(Мама совершает круговые движения большим пальцем руки ребенка)
– Вставай, Большак!
(Мама щелкает по большому пальцу ребенка)
– Вставай, Указка!
(Щелчок по указательному пальцу ребенка)
– Вставай, Середка!
(Щелчок по среднему пальцу)
– Вставай, Сиротка!
(Щелчок по безымянному пальцу)
– И Крошка - Митрошка!
(Щелчок по мизинцу)
– Привет, Ладошка!
(Хлопают ладошки)
Все потянулись и проснулись.
(Все пальцы ребенка взрослый разгибает одновременно)
(Игру можно повторить несколько раз)
Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)
На лесной опушке (хлопают в ладошки).
Жили-были зайчики (показывают уши)
В беленькой избушке (показывают домик).
Мыли свои ушки (трут уши,
Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук,
Наряжались зайчики (движения ладоней сверху вниз по туловищу,
Надевали тапочки (показывают).
Воспитатель: — Дыхание – это здоровье человека, его физическая активность. Правильное дыхание способствует снабжению всех органов кислородом, улучшению качества умственной деятельности. Дыхание также основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной. Дыхание ребенка имеет свои особенности: чем меньше ребенок, тем меньше жизненная емкость легких, а потребность в кислороде велика, поэтому детское дыхание частое и поверхностное. Это не может не отразиться на речи, на ее интонационной выразительности, на голосе, его силе, и, конечно, на звукопроизношении. Учитывая все вышесказанное, огромное значение приобретает дыхательная гимнастика.
— В домашних условиях можно устроить «незаметную», но очень действенную дыхательную гимнастику. Вместе с ребенком можно выдувать пузыри, пускать кораблики в тазике с водой, заставляя их плыть, подув на них.
Пример простых дыхательных упражнений.
Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований:
• широко открыть рот и спокойно подышать носом;
• закрыть одну ноздрю среднем пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
• вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки).
«Поединок».
Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.
«Рисунки на стекле».
Ребенок выдыхает на зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего рисует на нем смешные рожицы, человечков.
«Сдуй листочек с ладони».
Положить на ладонь ребенка листок дерева и попросить его сдуть с ладони. Выдох плавный, без надувания щек.
— Упражнение «Разговор по картинке» подойдет для деток от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи. Для последовательной беседы подойдет всякая, желательно сюжетная, красивая картинка. Лучше всего упражнение выполнять, когда читаете книжки, собираете паззлы или увлечены любой другой интересной игрой, чтобы у крохи не возникало чувства «нудного урока». Ваша задача заключается в том, чтобы увлечь ребенка простой игрой «вопрос-ответ». Задайте разнообразные вопросы с применением полного «ассортимента» вопросительных слов: Когда? Почему? Зачем? и других. Чтобы ребенок начал говорить, употребляйте вступительные фразы («А ты думаешь?», «А тебе встречалось такое…») либо предположения («А вот если …», «Может, здесь хотели сказать…», «А ты как бы поступил…»). Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему выстроить предложение, покажите, о чем и как рассказать.
Артикуляционная гимнастика – еще один отличный способ сделать речь своего ребенка четкой и понятной. Ее можно выполнять и в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой.
Есть ряд простых логопедических упражнений для языка.
Улыбнитесь и покажите ребенку, как язык может, словно маятник часов, двигаться то влево, то вправо. Можно улыбаясь показать широкий язык. Попросите ребенка повторить, ну а после можно надуть щеки и подержаться за уши — так получится веселая обезьянка.
Существует много комплексов гимнастики для языка. Упражнения можно обыгрывать, можно придумывать различные сказки: про волшебный язычок, который любит превращаться в различные предметы, или просто любит делать гимнастику.
Вот пример артикуляционной гимнастики:
Язычок гулять собрался (открыть рот) :
Почистил зубы, (провести по верхним зубам кончиком языка)
Причесался, (провести языком между нижними и верхними зубами, вперед — назад)
Вправо, влево повернулся, (движение языком вправо – влево)
Сильно-сильно потянулся, (движение языка вперед)
Погулял и улыбнулся. (спрятать язык во рту, улыбнуться)
Артикуляционные и дыхательные упражнения не дадут ожидаемых результатов, если не проводить занятия регулярно, весело!
А теперь мы с вами поиграем в дидактические игры на обогащение словарного запаса Представьте, что вы дети и находитесь в детском саду:
Делимся на две команды. Придумываем название.
1 команда 2 команда
Назовите предметы зеленого цвета
желтого
Сказочных героев
волшебные предметы
Солнце какое
Мама какая
Назовите действия предметов
Игра на развитие речи: Скажи наоборот»
Высоко – низко Большой – маленький
Длинный – короткий Белый – черный
День – ночь Тепло – холодно
Друг – враг Радость – грусть, печаль
Жара – холод Добро – зло
Ложь – правда Хорошо – плохо
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ Далеко - близко
Светло - темно труд - лень
Да – нет сорить - убирать
Молодой - старый
Грязно - чисто
Вы будете отрывать лучик от солнца. На этих лучиках написано начало предложения, и вы должны его закончить.
• Я хорошая мама, потому, что…
• Мне бывает радостно, когда…
• Я очень грущу, когда…
• Мне бывает страшно, когда…
• Я сержусь…
• Я очень горжусь…
• Я расстраиваюсь, потому что…
• Мы со своей семьей увлекаемся…
• Я очень рад (а, что мой сын (дочка…
- мое любимое занятие …
Я хорошо умею делать….
Я очень люблю….
Приглашаем на совместное творчество «Солнышко».
Воспитатель
Родителям предлагаются ножницы, клей, листы бумаги. Родители, вместе приступают к совместному творчеству.
Обводят ладошку и вырезают их и приклеивают на основу и пишут пожелания.
Воспитатель: Какая красота! Вот чудо! Молодцы! Славно потрудились.
И теперь это солнышко будет светить нам утром и вечером, согревать как мамины ладошки!
До свиданья, до свиданья!
Приходите к нам опять!