Наталья Задорожная
Родительская встреча на тему: «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительская встреча на тему: "Скоро в школу"
Цель:
1. Углубить знания родителей по вопросам подготовки детей к школе
2. Повысить внимание родителей к психологической готовности детей к школе
Предварительная работа: анкетирование родителей (приложение).
Ход:
Сегодня тема нашей встречи звучит так: "Готовимся к школе". И, для начала, предлагаю вам поиграть в игру: "Хорошо - плохо" (делится лист или доска на две части, слева пишут - "хорошо", справа - "плохо")
Публикация «Родительская встреча на тему: „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Вопрос к родителям: "Что хорошего и что плохого в том, что ваш ребенок идет в школу?"
[b]хорошо[/u][/b] плохо
Станет умнее Будут обижать в школе
Приучится к дисциплине Неизвестно чем будут кормить
Научится общаться с детьми Вдруг учительница будет кричать
И т. д. И т. д.
Подвести итог.
В понятии "готовность ребенка к обучению в школе" выделяют три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный и психологический.
Физиологическая готовность к школе
Она определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям.
С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.
Вопрос к родителям: "Как вы думаете, готов ли организм 6-7 летнего ребенка к таким нагрузкам?"
Исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К 7ми годам эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Ученые делают вывод: с одной стороны организм ребенка 6-7 летнего возраста готов к школьному обучению, в то же время он очень чувствителен в неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.
Стоит отметить, что у старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, лазанье и т. д., в то же время мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонко координированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать и при выполнении графических упражнений они быстро устают.
Совет: Очень полезны в этом возрасте и вызывают интерес у детей разнообразные "пальчиковые игры" и гимнастика для пальцев.
Основные моменты психологической подготовки к
школе
1. Во-первых, это общее развитие.
К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
2. Отношение ребенка к учению определяют движущие им мотивы:
Вопрос к родителям: Спрашивали ли вы у ребенка: хочет он идти в школу и почему?
1. Социальные, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника (Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно).
2. Учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому.
3. Оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение (Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки).
4. Позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника (Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие).
5. Внешние по отношению к школе и учению мотивы (Я пойду в школу, потому что мама так сказала).
6. Игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность (Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями).
Хорошо, если у будущего первоклашки сформирован учебный или социальный мотив учения, т. е. они хотят в школу, чтобы узнать новое, стать образованными людьми и многого добиться в жизни.
3. В-третьих, это воспитание умения произвольно управлять собой.
У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими как следует он еще не умеет. Сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
У ребенка должна быть сформирована координация работы глаз и тонких движений руки. Эта способность обеспечит ребенку успешное выполнение заданий по переписыванию с учебника и классной доски. Нужно научить ребенка не только штриховать, раскрашивать и рисовать, а перерисовывать или переписывать что-то, глядя на образец. Совет родителям: Обязательно приобретите для детей дошкольные прописи!
Первоклассник должен обладать также навыками учебной деятельности: уметь идентифицировать себя с классом (реагировать, когда нет личного обращения, выделять общую задачу, работать по словесной инструкции, строить внутренний план умственных действий. Развить эти навыки помогут пребывание в детском саду, занятия в различных кружках и спортивных секциях.
Личностная готовность.
Она представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленной ситуацией школьного обучения.
Старший дошкольный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении.
Вопрос к родителям: Наблюдаете ли вы изменения в поведении своего ребенка?
Это связано с "кризисом 7ми лет". Симптоматика проявляется в негативизме, строптивости, упрямстве, своеволии и т. п. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада.
Замечено, что кризис в наиболее яркой форме проявляется в семье. Это происходит потому, что образовательные учреждения работают по определенным программам, в которых учитываются возрастные изменения психики детей.
До школы у ребенка нужно сформировать коммуникативные качества, благодаря которым он сможет найти друзей в новом коллективе: способность устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, умение слушать собеседника и эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности.
По отношению к учителю первоклассник должен уметь проявлять уважение, устанавливать контакты на уроке и вне него.
При этом от ученика требуются соблюдение общепринятых норм и правил поведения, контроль за своими поведенческими реакциями и эмоциями. У ребенка должны быть сформированы качества, благодаря которым он сможет осуществить эффективное взаимодействие: дружелюбие, внимание, понимание чувств собеседника, активность, честность, доброта, взаимовыручка.
Анализ родительских анкет
Приложение
Анкета:
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на предложенные вопросы анкеты:
1. Как вы считаете, нужно ли готовить ребенка к школе? И почему?
2. Кто, по-вашему мнению, должен осуществлять подготовку детей к школе?
3. Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы учиться в первом классе?
4. Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
5. Есть ли у ребенка дома развивающие игры, книги, и т. п. Какие?
Используемая литература:
1. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе. - М. : Мозаика - Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Пазухина И. А. Ребенок идет в школу. Рекомендации родителям будущих первоклассников. - Спб. : ООО "Детство-Пресс", 2011.
3. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М. : ВЛАДОС, 2002.