Галина Соловьева
Родительская школа «Альтернативная коммуникация. Система жестов»
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Коммуникация нужна, чтобы:
• кому-то что-то сообщить,
• на кого-то/что-то повлиять (например, попросить,
Публикация «Родительская школа „Альтернативная коммуникация, Система жестов“» размещена в разделах
• получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми). Коммуникация — это не только слова и речь. Об этом всегда нужно помнить, когда мы имеем дело с людьми с функциональными проблемами. Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.
Системы альтернативной и аугментативной коммуникации служат «мостиком», который в перспективе позволяет «неговорящим» детям перейти к коммуникации с помощью речи. Очень важно помнить, что когда мы имеем дело с человеком с функциональными проблемами или ограничениями, мы рискуем поддаться ложному впечатлению, что он не хочет и не способен вступать в коммуникацию. Но важно не терять надежду на успех, ведь человек может начать понимать смысл коммуникации, только вступив в процесс коммуникации. Обеспечение детей, у которых в силу нарушений ограничена способность к общению, средствами альтернативной коммуникации может существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить самоуважение и дать возможность почувствовать себя полноценной личностью.
Выбор подходящих средств дополнительной коммуникации.
При подборе средств дополнительной коммуникации необходимо учитывать сильные стороны ребёнка и особенности его развития. У некоторых людей в силу особенностей развития и специфики диагноза понимание смысла коммуникации и отклика на неё занимает долгое время. Например, у детей трудности в коммуникации могут быть связаны с замедленной обработкой информации и нарушениями речевого развития. Такому ребёнку нужно гораздо больше времени, чтобы отозваться на предложенное общение. Но при этом у детей очень высока способность к восприятию зрительной (визуальной) информации и к имитации действий. Поэтому оптимальными системами дополнительной коммуникации для данной категории детей могут стать жестовая система, система обучения глобальному чтению, использование системы карточек (пиктограмм) как дополнительная поддержка на этапе формирования активной речи. Для выбора подходящей системы дополнительной коммуникации родителям совместно со специалистами необходимо оценить уровень коммуникативного развития, коммуникативные особенности и возможности ребёнка. Для этого на индивидуальных встречах со специалистом выясняется, есть ли у ребёнка желание вступать в коммуникацию, как выражается это намерение, в каких ситуациях инициируется взаимодействие, умеет ли ребёнок слушать и поддерживать диалог со взрослыми и сверстниками. Обсуждается, какие средства общения доступны для ребёнка в данный момент. Для оценки уровня коммуникации и выбора средства выполняются следующие действия:
• Проводится наблюдение за ребё нком в различных ситуациях: дома, на занятиях, на индивидуальных встречах.
• Проводится обсуждение, какие коммуникативные действия ребёнок совершает (возможно, неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения со взрослыми и сверстниками.
• Анализируется, какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактовать как сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребёнка.
• Обсуждается, как можно закрепить эти коммуникативные действия, превратить их в осознанно используемые ребёнком сигналы.
• Проводится обучение ребёнка тем или иным коммуникативным действия.
• Рассматриваются варианты использования помощи ребёнку со стороны взрослого, необходимость использования различных приспособлений (шлемы с указками, коммуникативные жилеты, альбомы, записывающие устройства, компьютерные программы).
Система жестов.
Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Несколько причин использовать жесты при нарушениях коммуникации :
• они делают слово «видимым»;
• они помогают создать «мостик» к устной речи;
• они помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые слова;
• они помогают ребёнку пользоваться словами, которые он ещё не может произнести;
• они помогают донести до собеседника послание, когда речь ещё не сформирована, либо неразборчива.
Жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова, действия. Многие родители испытывают страх перед использованием системы жестов : «А вдруг мой ребёнок перестанет испытывать потребность говорить, используя жесты вместо слов?» Здесь следует понимать, что жесты стимулируют развитие речи, когда используются совместно со словом, которое проговаривается вслух.
Группы жестов : 1. Символические социальные жесты и движения. Данные жесты ребё нок усваивает постепенно в процессе ситуативно-делового общения:
• Указательный жест.
• Да. • Нет.
• Нельзя.
• Дай.
• На.
• Иди сюда.
• Иди на ручки. • Дай ручку.
• Уходи. • Сядь. • Встань, поднимись.
• Привет. • До свидания (пока-пока).
• Спасибо. • Мой. • Хорошо.
2. Дополнительные социальные жесты :
• Смотри (указательный палец к глазу).
• Слушай (указательный палец к уху).
• Говори (указательный палец ко рту).
• Другие варианты использования указательного жеста.
3. Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий. С данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать их постепенно, по мере формирования предметной деятельности:
• Корова — жест «рога», «забодаю». • Дом — ладони соединены кончиками пальцев, как двускатная крыша дома. • Книга, читать — соединить внешние рёбра ладоней, можно произвести движение, изображающее, как открывается книга. • Самолёт — жест «крылья» : развести руки в стороны. • Высоко — поднять руки вверх. • Большой — развести руки в стороны. • Маленький — соединить обе ладони, либо соединить указательный и большой палец руки. • Часы — указательным пальцем одной руки указать на запястье другой.
Для изучения и запоминания жестов можно использовать на занятии альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами. Альбомы можно включать в сюжетную игру, например, при изучении распорядка дня. Также для запоминания жестов используются разнообразные пальчиковые игры и стихи.
4. Жесты описательного характера. Передают характерные черты и свойства, присущие определё нному субъекту: • Зайчик — показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки». • Кошка — погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки или изобразить усы. • Курочка — жест «клюёт». • Лошадь — изобразить движение «скачем на лошадке» : руки сжаты в кулачки и подняты на уровень груди, подскоки. • Медведь — показать, как мишка ходит. • Петушок — изобразить гребешок. • Птичка — жест «полетели». • Мышка — рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает. • Свинка — жест «пятачок» : кулаком или указательным пальцем потереть нос. • Собака — жест «лает» : большой палец противопоставлен остальным, несколько раз сомкнуть и разомкнуть пальцы.
Роль помощника при освоении системы символов.
При освоении системы графических символов необходим помощник. Он должен помогать ребёнку, указывая на объект его рукой. Однако существует опасность, что у помощника может не хватить терпения и чуткости, чтобы ждать и улавливать слабые сигналы ребёнка, и тогда он невольно начнёт навязывать ему свои желания. Поэтому нужно быть очень внимательным к малейшим сигналам ребёнка (взгляд, движение головы) и научиться их читать, а потом уже помогать ему обозначать их на картинке указательным жестом.
Важно, чтобы ребёнок понял, что картинка может изображать находящийся на расстоянии предмет или планирующуюся деятельность, что с помощью картинки можно потребовать, ответить на вопрос, рассказать о себе и своих желаниях, а также выразить эмоции.
Пособия, которые можно использовать:
• Календарь активности — расписание, которое помогает структурировать деятельность, где обычно используются пиктограммы и другие символы.
• Коммуникативная доска — специальная доска, разбитая на квадраты, к которым прикрепляются графические символы.
• Тематические книги. •
Альбомы с картинками и фотографиями. • Набор коммуникативных карт в ящике или на брелоке. •
Да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие согласие и несогласие).
Предварительная оценка навыков ребёнка, необходимых для освоения системы символов : 1. Коммуникативные навыки ребёнка. На какие вопросы важно попытаться ответить: • Проявлено ли желание (намерение) вступать в коммуникацию? • Стремится ли ребёнок участвовать в диалоге? • Какими средствами (вокализации, жесты, отдельные слова? • Каких знаков не хватает ребёнку?
Преимущества и недостатки системы жестов. Преимущества: • Руками для использования системы жестов мы можем воспользоваться всегда, в отличие от других специальных приспособлений. • Язык жестов легче понять и «произнести», чем речь. • Язык жестов часто наглядeн. • Ребёнку можно помочь своими руками. • Обращение идёт непосредственно к тому, с кем говорят, и имеет место зрительный контакт. Недостатки: • Некоторые жесты понятны только «посвящённым». • Такое общение ограничено для детей с нарушениями двигательных функций. • Жесты динамичны, то есть исчезают сразу после того, как их «произнесли». • Ребёнок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.
Игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых для освоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того чтобы освоение систем альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребё нка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики, внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.
Игры и занятия, способствующие развитию необходимых навыков
• Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением. Данный вид деятельности чудесно можно использовать в игре-театрализации. Например «Теремок». При появлении сказочных героев ребёнку необходимо будет вспомнить жест, которым они обозначаются (закрепление категории жестов, обозначающих принадлежность). А так же повторить за героями различные действия («спать», «идти», «плакать», «здороваться», «прощаться»). Пальчиковый кукольный театр
• Совместное рассматривание картинок с обязательными комментариями взрослого (название, что с этим делают, какого цвета, формы, к какому классу объектов относится).
• Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его).
• Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции с написанным словом.
Соотнесение картинок с написанным словом
• Прикрепление картинок, графических изображений в самых распространённых местах, введение в рутину. При введении обучения альтернативной (дополнительной) коммуникации в повседневную деятельность необходимо организовать домашнюю среду
таким образом, чтобы окружающее ребёнка пространство способствовало как можно более разнообразному усвоению различных систем коммуникации. Например, при обучении глобальному чтению на предметы обстановки можно прикрепить карточки с напечатанными названиями предметов: «стол», «стул», «шкаф», «зеркало». В ванной можно прикрепить визуальное расписание с указанием последовательности действий при умывании или посещении туалета.
• Рассматривание коммуникативных книг.
• Составление фотоальбома про себя.
• Составление ритмических стихов с жестами. Стихи, жестовые и пальчиковые игры можно использовать ежедневно в занятии с ребёнком. Взрослый читает стихотворение, а ребёнок заканчивает последнюю строчку, применяя либо известный ему жест, либо указывая на картинку с изображением данного предмета.
Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин … (дом) Бежит … (курица) с ведром, заливает кошкин … (дом)