Галия Саттарова
Консультация для родителей «Как помочь детям запомнить буквы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителям на заметку: «Как помочь детям запомнить буквы?»
Некоторые дети могут путать близкие по написанию и звучанию буквы, не могут вспомнить и написать букву или сложить её. Если ребёнок не запоминает буквы, то простое заучивание букв не будет эффективно. Успех чтения и письма во многом зависит от того, как вы закрепите образ буквы. Здесь нужно разъяснить два важных этапа в освоении буквы: её восприятие и представление. Разница в том, что при восприятии необходимо непосредственно чувствовать руками букву, а представление формируется на основе чувственного опыта и уже не требует ощущения буквы. Поэтому важно подольше задержаться на стадии восприятия буквы. Необходимо дать прочувствовать букву, исследовать её тактильно.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь детям запомнить буквы?“» размещена в разделах
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Развитие тактильного образа буквы
Для этого нужно многократно использовать её в разных вариантах:
• знакомиться с графемой буквы, находить её ассоциативный образ («б» — белка с поднятым хвостом, «д» - дятел с хвостом, опущенным вниз; душ с загнутым шлангом);
• лепить буквы из пластилина;
• вырезать;
• делать из проволоки;
• рисовать на песке, манке пальцем;
• рисовать мелками;
• толстой кистью на листе бумаги (расположенном на вертикальной поверхности);
• обводить по контуру;
• водить пальцем по шершавой букве;
• готовить печенье в форме букв;
• складывать буквы из фасоли, гороха, ракушек, камешек, из деталей мозаики;
• конструировать буквы из счётных палочек, верёвочек, проволоки и других элементов;
• достраивать букву до целой из элементов (особенно те, которые ребёнок часто забывает);
• превращать одну букву в другую за счёт передвижения одного элемента;
• рисовать буквы в воздухе, пальцем в тазике с водой;
• угадывать написанные на руке (спине, ноге) или в воздухе буквы;
• искать буквы вокруг (на улице, в магазине);
• определить на ощупь нужную букву среди других пластмассовых букв в мешочке;
• пройти ногами по букве, нарисованной на большом листе бумаги, на полу скотчем, на асфальте.
Секреты быстрого и лёгкого запоминания
1. Занятие не должно быть слишком длинным, чтобы не утомлять ребёнка. (для 5–6-летнего — 10–15 минут).
2. Новую букву лучше всего вводить один раз в два дня.
3. Заниматься нужно регулярно, не делать больших перерывов.
4. Про каждую букву найдите или придумайте четверостишие, выучите скороговорку, спойте песенку и пр.
5. Каждую изученную букву нужно обязательно закреплять: в упражнениях, продуктивной деятельности (рисовании, лепке, конструировании из подручных материалов).
6. Каждое занятие следует начинать с повторения пройденного материала, чтобы ребёнок не забыл уже изученные буквы.
Авторские методики
• М. Монтессори при знакомстве с алфавитом предлагает задействовать одновременно несколько анализаторов: зрительный и слуховой, тактильный и двигательный. Взрослый показывает ребёнку новую букву, произносит звук, который она обозначает. Малыш должен непременно потрогать её руками, помять, покрутить. В процессе занятий педагог рекомендует использовать буквы разной фактуры, например, шершавые (из бархатной бумаги). Также дошкольник должен рисовать их (например, на песке, обводить, заштриховывать.
• Елена Бахтина, автор обучающих карточек предлагает запоминать букву с помощью ассоциаций. Для этого используются рисунки, краткие истории, звуковые аналогии. Например, младенец кричит: «А-а-а-а», Ё и Ё – это две сестрички, у первой из них закрыты глазки, а у другой открыты.
• Методика Ольги Соболевой также основана на ассоциациях. Для каждой буквы создаётся образ (история, который поможет её запомнить. Например, буква У любит дразниться, говорит «У-у-у!» всем: ужу, улитке, уточке, угольку. Кроме этого, используются и игры с начертанием буквы.