Ольга Куклина
Консультация «Родитель — первый педагог»
Родитель – первый педагог ребенка.
Родительское собрание в нетрадиционной форме.
Цель: Помочь родителям обратить внимание на важные стороны воспитания детей в игровой форме. Способствовать сплочению родительского коллектива.
Воспитатель: Здравствуйте, наши уважаемые родители! Собрались мы с вами в середине учебного года. Мы бы хотели поговорить конкретно о наших детях, о достижениях, проблемах. Коллектив нашей группы вместе с родителями одна семья, мы вместе должны подготовить ребят к успешному обучению в школе. Основные качества, которые помогут ребятам успешно подготовиться к школе.
Публикация «Консультация „Родитель — первый педагог“» размещена в разделах
1. Самостоятельность.
2. Любознательность.
3. Воспитанность.
4. Коммуникабельность
5. Умеющими играть и организовывать игры.
Предлагаем вам сегодня в игровой форме провести консилиум на тему «Родитель – первый педагог ребенка или важные советы в воспитании».
Педагогический практикум.
Большую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Что значит родительские установки? Это те словесные обращения, высказывания к ребёнку, оценка поступков ребёнка. Соответственно эти обращения, эта оценка может носить как негативный, так и положительный характер.
Поэтому наша задача избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка.
Поучимся негативные установки трансформировать в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя.
Задание: приглашаются два родителя один эмоционально читает положительную установку, другой отрицательную.
Горе ты моё - Счастье ты мой, радость ты моя
Плакса-вакса -
нытик Поплачь, будет легче.
Ну, всё готов раздать--- Молодец, что делишься с другими
Ты совсем, как твой папа, мама--- Папа у нас замечательный.
Мама у нас умница.
И в кого ты такой - Как ты мне нравишься
Ничего не бойся, никому не -уступай, всем давай сдачу - Держи себя в руках, уважай людей
Уйди с глаз моих, встань в угол - Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе
Если будешь так поступать с тобой никто не захочет дружить - Как относишься к людям, так и они будут относиться к тебе
Ничего не умеешь делать - Попробуй ещё, у тебя обязательно получиться
Неряха, грязнуля - Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен
Ты обижаешь маму, я уеду от тебя к другому ребёнку - Я никогда тебя не оставлю,
ты самый любимый
Что бы ты без меня делал? - Что бы мы без тебя делали?
Дорогие родители! Пожалуйста, следите за своей речью и не давайте детям отрицательные установки. Если же вы всё-таки оговорились, то поспешите исправить ситуацию, заменив отрицательную установку на положительную.
Воспитанность - Игра-задание со счетными палочками.
Воспитатель. А сейчас вам предлагается проанализировать поведение своих детей с помощью геометрических фигур. Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол квадрат; если не всегда, не совсем правильно - круг; если не выполняет - треугольник.
- всегда моет руки перед едой, после посещения туалета, придя с улицы;
- аккуратно складывает одежду;
- пользуется носовым платком;
- вежливо обращается с просьбой о помощи (завязать, застегнуть., благодарит;
- умеет вовремя извиниться;
- не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы извиняется при встрече, здоровается, прощается, говорит до свидания;
- не бросает на улице, в помещении мусор;
- не говорит нецензурных слов;
Посмотрите на фигуры, их форма поможет решить, над чем же следует поработать с детьми.
Основные проблемы: Ребята выкрикивают, перебивают взрослых, не все дети здороваются и говорят до свидания перед уходом.
Игра - Педагогический всеобуч.
Воспитатель. Как вы думаете, какая деятельность является главной в этом возрасте? Ответы родителей.
Игра для ребёнка - это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывает с нравственной стороны и, наконец, приобретает массу всевозможных знаний.
Мы обращаемся к вам с огромной просьбой: играйте вместе с детьми!
Тест-задание «Игра в нашей семье».
Вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете так, как сказано, то выставляете квадрат, не всегда - круг, никогда - треугольник.
- каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
- рассказываю о своих играх в детстве.
- если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.
- купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
- слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
- не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушку.
- часто дарю ребёнку игрушку, игру.
Обобщение: Если на вашем столе больше квадратов, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играйте с ребёнком на равных, ваш малыш любит играть с вами, ведь игра - самое интересное в жизни ребёнка.
А теперь давайте отдохнём и поиграем.
Психологическая игра-рекомендация «Рассерженные шарики».
Родители встают в круг (они дети). Воспитатель предлагает родителям - научиться злиться, никого при этом не обижая. Для этого каждому предлагается надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.
«Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Попробуйте отпустить его и проследить за ним.
Вы видите, что шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и с человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя.
Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями».
Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается).
А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него).
Сравните, опять же – шарик, с нашим телом: «Этим гневом можно управлять».
Задания на тему «Знаете ли вы своего ребёнка?».
Воспитатель. Знаете ли Вы своего ребёнка? Многие родители искренне считают, что своего ребёнка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребёнок, тем мы действительно лучше его знаем.
Воспитатель сообщает, что с детьми проводилось интервью, где им предлагалось ответить на вопросы:
- мне бывает радостно, когда.
- мне бывает грустно, когда.
- мне бывает страшно, когда.
- мне бывает стыдно, когда.
- я горжусь, когда.
- я сержусь, когда.
- я удивляюсь, когда.
Родителям предлагается ответить на эти вопросы:
- моему ребёнку бывает радостно, когда.
- мой ребёнок грустит, когда.
- моему ребёнку страшно, когда.
- моему ребёнку бывает стыдно, когда.
- мой ребёнок гордится, когда.
- мой ребёнок сердится, когда.
- мой ребёнок удивляется, когда.
После выполнения задания родители вскрывают конверт с ответами детей и сравнивают со своими ответами.
Завершить свою беседу хочется словами С. Соловейчика – писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: «Любить – значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечал: «Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок.
На память о нашей встрече хотим предложить Вам – «Буклеты».
Не прогоняйте ребенка из кухни. (НО, помните о технике безопасности)
«Вкусные слова». Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку. Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «растительные», «вареные» слова.
«Охота на слова». Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Укроп, свекла, картошка и т. д.). На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и «охотиться» на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.
«Помощники». Как можно одним словом назвать прибор, который готовит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль?
«Готовим сок». Образуем слово : «Из яблок получается сок (яблочный, из груш – … (грушевый, из слив, из свеклы, из капусты, из …». Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из (моркови, редечный - из…»
«Покупки». Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:
*В каких из этих предметов «живет» звук "Р"? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «В каРРРтошке или в капусте? В яблоках или пеРРРсиках? В аРРРбузе или дыне? В луке или огуРРРцах?
*В каких словах есть звук «Л»? (тареЛка, Ложка, поЛка, виЛка, кастрю – Ля, поЛовник).
*Назови все, что НЕ надо будет готовить – варить или жарить.
*Что для тебя здесь самое вкусное?
*Что самое тяжелое (легкое, твердое (мягкое, гладкое (шероховатое?
«Раскладываем и пересчитываем». Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов. Предлагайте: «Посчитай столько-то ложек и вилок (по количеству членов семьи) и разложи их на столе с правой стороны от тарелок, а с левой клади салфетки».
«Охотимся на цифры и буквы». Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?
А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?
«Придумывалки». Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю про …старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы)».
Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла встретиться? Почему она выросла такая большая (коричневая, кривая? Во что она хотела бы превратиться?»
Удачи вам в совместной работе и игре с ребенком!