Татьяна Егорова
Проект в рамках дополнительного образования «Роботехника в мире сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта :
«Робототехника в мире сказки»
Авторы:
Егорова Татьяна Романовна – воспитатель
Тихонова Ирина Егоровна – педагог дополнительного образования
Анализ социокультурной ситуации:
Всего население МО «Октябрьский наслег» составляет 3 тыс. человек, из них детей дошкольного возраста от 0 до 7 лет зарегистрировано 406 детей. Охвачено дошкольным – учреждением: от 0 до 7 лет – 57,7%, от 3 до 7 лет – 42,3%. Рождаемость детей увеличивается в 2013г. – 47, 2014г. – 65, 2015г. – 70 детей охвачено дошкольным учреждением: от 0 – 7 лет 72%, от 3 до 7 лет – 83%
Публикация «Проект в рамках дополнительного образования „Роботехника в мире сказки“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
• Недостаточно уделяется внимание на индивидуализацию образования;
• Не выявлены критерии результативности ДОУ, развивающей среды и качества ДО.
Проблематика проекта
Современный образовательный стандарт требует от педагогического сообщества пересмотра образовательного процесса, ориентируя на результаты образования, причем на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность является необходимым условием развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Философские основания
Основная идея проекта :
Роботехника – является универсальным инструментом реализующим условия, который вписывается и в дополнительное образование и деятельности и соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для всех возрастов – от дошкольников до профобразования. Обучение детей с использованием роботехнического оборудования – это и обучение в процессе игры и технического творчества с использованием якутских национальных героев эпоса Олонхо и сказок.
Образовательные цели и задачи проекта.
Цели:
Развитие робототехники как инновационного средства обучения в детском саду с учетом ФГОС; вовлечение детей старшего дошкольного возраста в научно – техническое творчество с использованием якутских национальных героев эпоса Олонхо и сказок.
Задачи:
- формировать первичные представления о конструировании и робототехнике, ее значении в жизни человека;
- приобщать к техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
- Развивать связную речь.
Психологическая концепция
Психолого-педагогические основания предлагаемой системы.
Робототехника – это требование времени. Для сегодняшних продвинутых детей это востребовано, интересно. Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны и оригинальны. Очень важно вовремя определить, направить и развивать творческий технический потенциал детей, предоставить все возможности для формирования и развития их инженерного мышления и профессиональной ориентации. Модели, которые, собирают дети, служат отличным обучающим материалом. Учебные занятия по робототехнике способствуют развитию детского воображения и творческих способностей, накоплению полезных знаний, формированию абстрактного и логического мышления, конструкторских, инженерных и общенаучных навыков развитию речи, пространственной ориентации, обеспечивают вовлечение учащихся в научно-техническое творчество и дают возможность по максимуму реализовать творческие способности.
Содержание и структура программы «Робототехника» направлены на формирование устойчивых представлений о робототехнических устройствах как едином изделии определенного функционального назначения и с определенными техническими характеристиками, а также на развитие исследовательских качеств личности.
Актуально воспитание личности с креативным мышлением, обладающей базовыми техническими умениями, но способной применить их в нестандартной ситуации. Поэтому задача дать ребенку возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно:
- Вовлекать к конструированию робототехникой
- Робототехника в изучении ПДД;
- Робототехника в мире сказок;
- Робототехника – страна простора и неограниченных возможностей.
Содержания образования
Описание способа (механизма) реализации проекта
Развитие робототехники как инновационного средства обучения в детском саду с учетом ФГОС; вовлечение детей старшего дошкольного возраста в научно – техническое творчество с использованием якутских национальных героев эпоса Олонхо и сказок.
В целях реализации проекта в педагогическом салоне организовали уголок по робототехнике. Туда охвачены дети старшего дошкольного возраста. Дети посещают кружок по робототехнике по графику и по подгруппами.
Основная цель кружка – развивать творческие и коммуникативные способности, логическое мышление, технические навыки детей на основе организации процесса сборки и программирования моделей роботов.
При организации занятий особое внимание было уделено развитию коммуникативных навыков, развитию мелкой моторики.
1) Информационно-консультационное направление: взаимодействие с центром детского технического творчества, с сетевыми ДОУ, работа по внедрению программ проекта.
2) Образовательное направление.
- разработка методических и рекомендаций и программ обучение по курсам робототехнике.
3) Оснащение ресурсного обеспечения включает в себя следующие функционально-технологические зоны:
- педагогический салон.
4) Технологическое направление проекта :
В заключение хотелось бы отметить один немаловажный эффект реализации данного проекта. Модели роботов из конструктора можно создавать по инструкции, а затем переделывать, добавляя что-то своё и улучшая программы, оттачивая модель для реализации конкретной задачи. Идею проекта выдала соединение робототехники с картонной конструкцией с различными сказочными персонажами. Поэтому проект назван «Роботехника в мире сказки».
Это дает детям ощущение свободы действий, чувство удовлетворённости от реализации собственных идей.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап 2015 – 2016 г. г.
• Разработка проекта.
• Заинтересовать участников изучением данной темы;
• Изучить методическую и научно-популярную литературу;
• Подобрать иллюстрационный материал и видеоматериал по теме «Робототехника в мире сказки»
• Подобрать материал.
• Составить план работы (занятий, мероприятий).
II. Основной, практический этап 2016 – 2017 г. г.
• Беседа. Дать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека.
• Знакомство с пультом управления и со способами настройки ИД пульта управления.
• Конструирование. Обыгрывание персонажей-роботов.
III. Заключительный этап 2017 – 2018 г. г.
• Организация и проведение мониторинга результативности и удовлетворенности участников образовательного процесса по проекту.
Дорожная карта реализации проекта
1 задача
- Создавать условие для развития робототехники как инновационного средства обучения в детском саду с учетом ФГОС;
- Изучение методической литературы по теме «Робототехника в мире сказок»
- Разработка проекта;
- Разработать перспективное планирование по работе с детьми;
- Организация кабинета робототехники;
- Обобщение педагогического опыта педагогов по реализации проекта.
- Презентация проекта.
2 задача
- Развивать и приобщать к техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- Обогащать персональных героев сказок и Олонхо;
- Вовлечение родителей к роботехнике;
- Обогащать методические пособия по робототехнике;
- Выставки конструкций.
3 задача
- Создание расширения пространства уголка робототехники;
- Оформление наглядного материала;
- Подбор и оформление конструктора;
- Использование роботехники в изучении ПДД;
- Мониторинг по теме проекта;
- Проведение бесед, дидактических и практических игр с детьми по темам.
Предполагаемые результаты:
• Создание кабинета робототехники для воспитанников старших групп на базе МБДОУ центра развития ребенка - детского сада «Ромашка»;
• Изучено и определено место и роль кабинета робототехники в условиях детского сада;
• Изучены технологии учебного процесса оптимальные для дошкольников при изучении основ робототехники и конструирования;
• Создана взаимодействие между педагогами дошкольного образовательного учреждения и родителями, воспитанниками в рамках созданного проекта;
• Обобщение и распространение опыта внедрения и использования конструирования, робототехники в образовательном пространстве;
• Обмен педагогического опыта через открытые занятия, мастер-классы между педагогами дошкольного учреждения;
• Восприятие и понимание художественных произведений (сказок и национального эпоса – олонхо) детьми дошкольного возраста;
• Сформированность эмоционально-оценочного отношения к сказке с помощью робототехники;
• Развитое образное мышление и творческое воображение;
• Повышенный уровень интереса к различным формам театральной деятельности;
• Творческое самовыражение воспитанников.
Критерии оценки предполагаемых результатов:
Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определенный уровень знаний, опыт работы, умения навыки. Дети войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих персонажей выполнять широчайший круг функций.
- Соответствие собранной композиции заявленной теме;
- Сложность исполнения;
- Количество собранных персонажей, элементов;
- Наличие ИКТ – сопровождения (видео, аудио, презентация и т. д.);
- Творческий подход, оригинальность;
- Соответствие робота инструкции;
- Правильность программного кода;
- Скорость выполнения.
Предполагаемые результаты:
• Применение игровых технологий в обучении
• Новые формы работы с одаренными детьми
• Современные ИКТ технологии в дополнительном образовании
• Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста
• Формирование личностных качеств – эмоционально-волевое развитие ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности, формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и образовательных программ.
Кадровое обеспечение проекта :
- Воспитатели ДОУ;
- Педагоги дополнительного образования;
- Старший воспитатель.
Финансовое обеспечение проекта :
Внебюджетные источники:
1) Образовательный конструктор по робототехнике «Fan & bot story» - 2 шт. 6400 руб.
2) Образовательный конструктор по робототехнике «Fan & bot sensing» - 2 шт.
9000 руб.
3) Образовательный конструктор по робототехнике «Fan & bot exciting» - 2 шт. 10000 руб.
4) Образовательный конструктор по робототехнике «KICKY Basic (MRT 2 basic)» - 2 шт. 20600 руб.
5) Образовательный конструктор по робототехнике «KICKY Junior (MRT 2 junior)» - 2 шт. 23200 руб.
6) Образовательный конструктор по робототехнике «KICKY Senior» - 2 шт. 27600 руб.
Итого: 96 800 руб.