Михаил Кутузов
Использование камней и палочек для создания уникальных музыкальных инструментов с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Уральские горы не только представляют собой уникальный природный ландшафт, но и служат неисчерпаемым источником для творческого развития детей. Взаимодействие с природой в рамках музыкального образования открывает перед детьми новые возможности для музыкального развития. В этой статье мы рассмотрим, как камни и палочки, найденные в природе, могут стать основой для создания уникальных музыкальных инструментов, развивающих воображение и творческие способности дошкольников.
Публикация «Использование камней и палочек для создания уникальных музыкальных инструментов с детьми» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
На протяжении веков в разных культурах люди использовали природные материалы для создания музыкальных инструментов. В уральском регионе, например, традиции использования камней для создания звуковых эффектов и ритмов берут своё начало ещё с древних времён. Литофоны, или каменные ксилофоны, — это яркий пример того, как природные ресурсы могут стать музыкальными инструментами. Древние люди знали, что каменные плиты разного размера издают разные звуки при ударе, что и вдохновило их на создание литофонов. Этот инструмент наглядно демонстрирует, как простые материалы могут превратиться в нечто удивительное и прекрасное.
Создание музыкальных инструментов из камней и палочек обладает значительной педагогической ценностью. Во-первых, это способствует развитию креативности и воображения у детей. Они учатся видеть в природных объектах не просто камни и ветки, а материалы для создания звуков и мелодий. Во-вторых, работа с мелкими предметами помогает развивать мелкую моторику. Детям приходится координировать свои движения, чтобы правильно подобрать и использовать материалы. В-третьих, процесс создания инструментов знакомит детей с основами физики звука, давая им представление о том, как форма и материал объекта влияют на звук. И наконец, такие занятия способствуют экологическому воспитанию, помогая детям бережно относиться к природе и ценить её дары.
Существует множество способов использования камней и палочек для создания музыкальных инструментов. Каменные плиты разного размера можно использовать для создания литофона. Маленькие камешки можно поместить в мешочек или коробочку, чтобы получить простую, но весёлую погремушку. Прямые и крепкие ветки можно использовать в качестве ударных палочек, а несколько связанных между собой веток — как трещотки. Полые ветки, наполненные мелкими камешками, создают звук, напоминающий дождь, если их переворачивать. Такие инструменты, сделанные собственными руками, становятся источником радости и гордости для детей.
Процесс создания инструментов начинается с поиска материалов. Важно выбрать "правильные" камни и палочки : камни должны быть плотными и гладкими, чтобы издавать чистый звук, а палочки — крепкими и прямыми. Когда материалы собраны, начинается самое интересное — создание инструментов. Каменные плиты выкладываются на ровную поверхность, чтобы создать литофон. Детям предлагается экспериментировать, перекладывая камни местами и проверяя, как изменяется звук. Погремушка создаётся путём помещения мелких камешков в мешочек или коробочку. Трещотки и ударные палочки можно легко сделать из веток, а для создания rain stick понадобятся полые ветки и мелкие камешки.
Игры с созданными инструментами развивают музыкальные способности детей. Например, ритмические игры помогают детям научиться играть ритмы, а звукоподражание природным явлениям стимулирует их слуховое восприятие. Создание "оркестра природы", где дети совместно играют на своих инструментах, подражая звукам леса или дождя, способствует развитию чувства ритма и координации движений. Такие занятия можно интегрировать и в другие образовательные области. Исследование природы через материалы, из которых сделаны инструменты, помогает детям лучше понять окружающий мир. Ритмические упражнения развивают математические представления, такие как счёт и измерение. А движение под музыку способствует физическому развитию детей.
Особенно ярко такие занятия проявляют себя в условиях детского лагеря, где дети могут полностью погрузиться в мир природы и творчества. Вдали от городской суеты и компьютеров дети становятся более открытыми и креативными, а занятия с природными инструментами помогают им расслабиться и избавиться от напряжения. Воспитатели отмечают, что такие занятия способствуют развитию у детей музыкальных способностей, а также их любви к природе и бережному отношению к окружающему миру.
Если вы хотите попробовать организовать подобные занятия, важно не бояться экспериментировать и дать детям свободу выбора. Начните с простых идей, таких как создание литофона или погремушки, и постепенно усложняйте задачи. Важно также следить за безопасностью детей, объясняя им, как правильно обращаться с инструментами, и избегать использования острых или тяжёлых предметов.
В заключение стоит отметить, что использование природных материалов в музыкальном воспитании — это не только способ развить у детей музыкальные способности, но и возможность привить им любовь к природе. Вдохновляя детей на творчество, мы помогаем им открыть мир звуков и мелодий, скрытых в простых вещах, и развиваем их музыкальное и творческое мышление.