Нина Сергеева
Ритмопластика для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Я считаю, что целью физического воспитания является приобщение детей к ценностям физической культуры, рассматривать которую необходимо в единстве трёх составляющих её содержание компонентов - телесного, интеллектуального и духовно-мировоззренческого.
Телесный компонент предполагает развитие и коррекцию физических кондиций ребё нка: гармонического развития тела, физических качеств.
Интеллектуальный - направлен на развитие познавательных процессов; овладение элементарными знаниями: техники выполнения различных движений, анатомического строения человека, правил гигиены, закаливания, сохранения и укрепления здоровья.
Публикация «Ритмопластика для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Духовно - мировоззренческий компонент предполагает целенаправленное формирование у детей навыков здорового образа жизни, желания и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
В настоящее время ведущим элементом современной государственной системы физического воспитания является гимнастика. Современная система гимнастики представляет собой совокупность разных видов, важнейшими из которых в связи с проблемой оздоровления нации становятся оздоровительные виды гимнастики. Первое место среди них по праву принадлежит ритмической гимнастике.
В настоящее время можно говорить о двух направлениях в её развитии. Одно представляет собой музыкально-педагогическую дисциплину и называется ритмикой. Цель её - активизация музыкального восприятия через движение.
Второе направление ритмической гимнастики прочно заняло своё место в системе физического воспитания, явившись прародительницей популярных сегодня современных систем: аэробики, шейпинга и т. д.
Основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая её ритм, темп, характер с помощью движений.
Ритмическая гимнастика в своём роде уникальна. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения её направлены на работу, а следовательно, и развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребёнка желание заниматься физическими упражнениями. Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость.
Основу занятий ритмической гимнастикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.
Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений даёт возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба, плавание и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, эндокринную системы организма.
Ритмическая гимнастика для дошкольников решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи - оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие: привлечение детей к систематическим занятиям; укрепление здоровья; воспитание правильной осанки; профилактика заболеваний; повышение работоспособности; развитие основных физических качеств; совершенствование чувства ритма; формирование культуры движений. Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой её является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти - вот неполная характеристика красивого движения.
Для чего необходимы детям эти красивые движения, для чего нужно формировать двигательную культуру ребёнка? Двигательная культура человека во многом отражает его внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями. Замечено, что красиво двигающийся человек более свободен, лёгок и прост в общении. Он- хозяин своего тела.
В системе дошкольного физического воспитания необходимо уделять внимание задачам формирования у детей : базы разнообразных движений; двигательной культуры; жизненно необходимых жестов; умения создавать двигательные образы; выразительности движений; двигательного воображения; фантазии.
Культура движений во многом связана с развитием у дошкольников физических качеств. Ведь без развития силы мышц спины и брюшного пресса ребёнок не сможет удерживать правильную красивую осанку долгое время. Излишняя медлительность проявится в плохом сочетании упражнений с музыкой. Быстрая утомляемость, как результат низкой выносливости, не даст до конца контролировать свои действия.
На занятиях ритмической гимнастикой идёт одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и его звеньев. Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их дуг от друга очень сложно. Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности. В первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребёнка. Занятия ритмической гимнастикой в большей степени способствуют развитию как моторной, так слуховой и зрительной памяти. Это происходит естественно в сочетании с другими задачами физического воспитания.
Сюжетно- ролевая ритмическая гимнастика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры-драматизации и содержания сказок, обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности дошкольников.
Все комплексы ритмической гимнастики в рамках программы разрабатываются по сюжетам различных сказок, рассказов, мультфильмов под соответствующую музыку.
Таким образом, главными компонентами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики являются : Движение, Музыка, Игра и Сюжет.
Список используемой литературы:
Н. А. Фомина Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. -М. :ФиС, 1995.-230с.
Т. С. Лисицкая Ритмическая гимнастика : Методика и физиологическое воздействие. - М. :ФиС, 1985.-158 с.