Любовь Сергеевна Носик
Ритмопластика для детей дошкольного возраста
Забота о здоровье – это
важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
1 Название «Ритмопластика для детей 6-7 лет»
2. Воспитатель 1 квалификационной категории Носик Любовь Сергеевна
3. Сроки реализации : продолжительность 9 месяцев, начало 01.09.2022г. ,
окончание 30.09 2023 г.
Актуальность
Публикация «Ритмопластика для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Занимаясь с детьми 6-7 лет физической культурой, я заметила, что ребята усваивают основные физические навыки быстрее, когда занятия сочетаются с музыкальным сопровождением и применением ритмических движений.
Увлекательно, в процессе игры и танца, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются координация движений и ориентация в пространстве. Таким образом, возникла идея освоения ритмопластики с детьми дошкольного возраста.
Занятия ритмопластикой дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
Используемые в ритмопластике движения, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения способствуют укреплению физического здоровья детей.
Кроме того, современные дети сильно подвержены гиподинамии. Долгое проведение за компьютером только усугубляет ухудшение здоровья: нарушается осанка, зрение; очень большая нагрузка накладывается на нервную систему. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека - основой активной творческой жизни.
Новизна ритмопластики заключается в том, что она направлена не только на освоение основных физических навыков и развитие основных движений детей дошкольного возраста, но и на формирование чувства ритма ребёнка, развития пластики, способствуют психологическому раскрепощению,совершенствует коммуникативные навыки и обогащает эмоциональную сферу ребенка.
Методологические положения
Понятие «ритмопластика» было введено в начале XX века Э. Ж. -Далькрозом, который основывался на художественных феноменах своего времени («выразительная гимнастика» Ф. Дельсарта, пластический танец)
В начале XX века эта идея получила распространение в отечественных школах ритмики для детей
Словарик терминов:
В настоящее время уточнено понятие «ритмопластика»
Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку, оформленные танцевальными движениями.
«Пластика», «пластичность» происходят от греческого «plastike», что означает «лепной», «скульптурный».
Ритм движений вкупе с музыкой — это временная мера соотношения частей движений и музыки.
"Ритмическая мозаика»- развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»
Партерная гимнастика – это (гимнастика на полу.) комплекс специально подобранных упраж-нений выполняемых на полу в положении сидя, лежа, на боку.
Цель и задачи
Цель : - обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование социально значимых личностных качеств и развитие творческих способностей посредством ритмики и танца.
Задачи:
- выработка устойчивой правильной осанки;
- укрепление и развитие различных групп мышц;
- укрепление иммунитета;
- улучшение координации движений;
- воспитание в детях чувства внутренней свободы,уверенности в себе;
- развитие умения правильно и красиво двигаться;
- развитие творческих способностей, воображения;
- развитие чувства ритма, музыкального слуха и вкуса.
Описание методики
Занятия проводятся в игровой форме и основываются на ритмичных подвижных упражнениях в сопровождении музыки,что положительно сказывается на восприятии детьми новой информации. Именно такие занятия помогают ребенку раскрепоститься, в том числе и психологически. Я работаю с детьми 6-7 лет
В своей работе использую программу А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика». Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Также ритмопластику можно использовать во время утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, подвижных играх, на совместных спортивных мероприятиях с родителями воспитанников.
В основу легли принципы и методы обучения и воспитания, направленные на личностно-ориентированный подход.
Принцип доступности и индивидуальности.
Принцип постепенного повышения требований.
Принцип систематичности.
Принцип повторяемости материала.
Принцип наглядности в обучении ритмопластики.
Методы:
показ (предварительный показ танцевальной композиции, отдельных элементов, упражнений);
словесный;
игровой;
разговорно - игровой (позволяет ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогает скоординировать движения своего тела с характером музыки);
иллюстративно-наглядный;
анализ и синтез танцевального материала
Структура занятий
Вводная часть:
- построение и приветствие дете
- проверка правильности осанки, живот подтянут, плечи развернуты, голова прямо
Подготовительная часть занятия:
- разминка в движении: ходьба, бег, прыжки
- танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая гимнастика).
Основная часть занятия:
- партерная гимнастика
- разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение пройденных.
Заключительная часть:
- музыкальная игра
- построение, поклон
Все части занятий выполняются с использованием музыки и песен.
Содержание занятий для детей 6 – 7 лет.
Возрастные особенности.
С шести лет дети уже больше осознают свое «Я», хорошо взаимодействуют со сверстниками, появляется стремление научиться делать движения лучше, красивее, точнее. Они уже способны самостоятельно исправлять свои ошибки и вносить коррекцию по ходу двигательной деятельности. Таким детям легче освоить сложные танцевальные движения и гимнастические упражнения.
Ритмическая гимнастика.
- Образные упражнения в движении (в ходьбе, беге, прыжках)
- движения по показу из пройденных элементов и движений
Партерная гимнастика.
- упражнения для развития гибкости с усложнением: «книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко», «мостик», «березка», «улитка»; «рыбка»
- быстрый переход из упражнения в упражнение с использованием музыкальной подборки
- быстрый переход из упражнение в упражнение с использованием стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый»
Танцевальные движения.
- повторение пройденных элементов и композиций и их усложнение
- упражнения с атрибутами (мяч, султанчики, ленты на кольцах, плоские кольца, флажки и другие) пройденные с последовательным чередованием и новые, более сложные
- работа корпусом - повороты и наклоны в сочетании с другими элементами (притопами, различными танцевальными шагами, движениями руками)
- построение в два круга, противоходы и другие перестроения в сочетании с танцевальными движениями и с использованием атрибутов;
- танцевальные движения в парах с использованием элементов, пройденных ранее, смена партнера в движении
- танец польки по кругу со сменой партнера;
Музыкальные игры
- Ранее изученные игры по желанию,
- Игры «Дискотека», игра «Зеркало», «Догонялки с использованием танцевальных движений»
Итоговое занятие.
Показ пройденного материала на открытом занятии в конце первого и второго полугодия.
Материально-техническое обеспечение.
Предметы, используемые для реализации программы.
На занятиях по ритмике и танцу используются различные предметы: платочки, бубны, ленточки на кольцах, обручи, флажки, султанчики, погремушки, цветы, воздушные шарики, мячи, колокольчики, шляпки.
Технические средства
Компьютер, колонки,аудиофайлы
Результаты:
-умеют управлять своим телом, прыгать дальше и выше, контролировать свои движения;
- умеют выразительно и легко исполнять движения под музыку;
- умеют ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом;
- умеют самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- умеют правильно держать спину;
- умеют организовать игровое общение с другими детьми;
- способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- умеют точно и правильно исполнять движения в танцевальных и гимнастических композициях.
Используемая литература
1. «Ритмическая мозаика» .А. И. Буренина. Программа по ритмической пластике для детей. – СПб. : Ленинградский областной институт развития образования, 2010.
2. «Са-фи-дансе» танцевально – игровая гимнастика для детей. Ж. Е. Фирелева, Е. Г. Сайкина. Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб. : «Детство - пресс», 2011.
3. «Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ». Н. А. Мелехина, Л. А. Колмыкова. Методическое пособие. СПб. : «Детство – пресс»,2012.
4. «Школа мяча», Н. И. Николаева., Учебно – методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. СПб. : «Детство – пресс»,2018.
Интернет-ресурсы
1.«Развитие ритмопластики у дошкольников в условиях дополнительного образования» тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Нечаева, Татьяна Борисовна
2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
3.https://www.maam.ru/