Алена Аннина
Рисуем с дошкольниками в технике «монотипия»
▼ Скачать + Заказать документы
Монотипия — нетрадиционная техника рисования. Художественные образы создаются отпечатыванием части изображения или полноценной композиции. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект.
С первого года жизни ребёнку нравится работать с красками. Размазывать, делать круговые движения и тычки, смешивать цвета. Позже формируется способность создавать образ, прорисовывать детали. Техника монотипия применяется на занятиях во всех возрастных группах детского сада. При помощи отпечатывания создаются как простые картинки, так и живописные пейзажи.
Публикация «Рисуем с дошкольниками в технике „монотипия“» размещена в разделах
Монотипия является не только инструментом творчества, но так же педагогики и психологии, поскольку занятия подобным творчеством развивают детскую фантазию и пространственное мышление. Они пока не владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием.
Также эта техника будет полезна для всей семьи – детям очень понравится работать с переливами цветов и угадывать, что получилось, - ну а взрослых она не может не очаровать своим многообразием, и заодно поможет лучше узнать себя.
Подготовка к знакомству с монотипией начинается с выбора материалов и сюжета для рисования Интересный факт
В 1921 г. швейцарский психиатр Герман Роршах разработал тест. Он показывал пациентам 10 картинок-монотипий и просил озвучить ассоциации. Эти монотипии (пятна Роршаха) до сих пор используют для определения внутреннего состояния людей.
Монотипия лежит в основе изображений известного психологического теста
Материалы для рисования монотипией
Для занятий по рисованию в технике монотипия подготовьте необходимые материалы.
• Бумага для рисования. Не рекомендуется использовать офисную бумагу и тетрадные листы — от контакта с водой они промокают и могут порваться.
• Кисти, спонжи. Кисточки подойдут любые, средней толщины. Для ребят постарше потребуются тонкие кисти. Спонжи заменят кусочки хозяйственной губки.
• Краски:
o акварель,
o гуашь.
• По задумке могут потребоваться простой карандаш, ножницы, плёнка или пластик.
В домашних условиях или на индивидуальном занятии со старшими дошкольниками можно использовать акриловые краски. Мы с детьми делали открытки с их помощью. Монотипичные работы отличаются чёткостью изображения и яркостью.
Для занятия по монотипии в детском саду не требуются специальные материалы и инструменты
Рисование пятен и линий Таблица: приёмы рисования с учётом возраста детей
Приём рисования Применение в технике монотипия Возрастная группа
• Рисование симметричных объектов: бабочка, яблоко, лист, цветок, ёлочка.
• Создание первых симметричных композиций: ваза с цветами, птички на траве. Первая и вторая младшие (1,5–4 года)
Тычки • Рисование объектов с пятнистым узором: мячик, платье, бабочка.
• Изображение деталей при помощи тычка: шарики на ёлке, одуванчики на поляне, яблоки на дереве. Вторая младшая и средняя группы (3–5 лет)
Заливка фона • Оформление пространства для будущей монотипии : небо, поляна, фон для открытки.
• Заливка фона как элемент композиции в технике монотипия : предметы и их отражение в воде (пейзажи). Старшая и подготовительная группы (5–7 лет)
Обводка Прорисовка контура получившегося изображения: выполняется карандашом, фломастером или тонкой кистью. Начиная со средней группы
Штриховка, детализация Прорисовка деталей на изображении: травинки на поляне, прожилки на листе, узор на крыльях бабочки, ветки деревьев в пейзаже. Подготовительная группа
Каждый ребёнок развивается в своём темпе, и у него формируется собственный вкус. Индивидуализируйте задания! Когда одни дети справляются с пятнами и линиями, некоторые уже пробуют обводить контуры.
Учитывайте возраст детей: создать пейзаж в монотипии сумеют старшие дошкольники
Обучение нетрадиционным техникам рисования включается в блок занятий по изобразительной деятельности. Тема указывает на объект, который дети будут рисовать. Структура занятия усложняется от младшей группы к подготовительной, но содержит обязательные элементы:
• мотивирующее начало,
• практическая работа,
• рефлексия (озвучивание эмоций и обсуждение работ).
Показ и обсуждение рисунков — обязательный этап занятия в детском саду
Длительность занятия по рисованию определена нормами СаНПиН для каждой возрастной группы:
• младшая группа — 15 минут;
• средняя группа — 20 минут;
• старшая группа — 25 минут;
• подготовительная группа — 30 минут.
Таблица: временной план занятия по монотипии в младшей группе
Этап занятия Мотивирующее начало Физкультминутка или игра малой подвижности Практическая работа Рефлексия
Длительность 2–3 минуты 2 минуты 8–9 минут 1–2 минуты
На занятии в средней группе увеличивается длительность практической части.
Таблица: временной план занятия по монотипии в старшей группе
Этап занятия Мотивирующее начало Трудовые поручения (подготовка рабочего места и материалов) Физкультминутка Практическая работа Рефлексия и анализ работ Подведение итогов
Длительность 5–6 минут 1–2 минуты 2–3 минуты 11–13 минут 2 минуты 1 минута
На занятии в подготовительной группе увеличивается длительность практической части.
Чем старше дети, тем больше времени им требуется на выполнение творческого замысла
Рисование в технике монотипия даёт детям возможность почувствовать себя маленькими волшебниками
Порядок выполнения рисунков в технике монотипия
Чтобы дети не потеряли интерес, совершенствовали навыки рисования и развивали воображение рисование в технике монотипии проводят от простого к сложному. Дети 2–4 лет создают образы симметричных объектов, затем — композиции. В старшем дошкольном возрасте осваиваются пейзажи.
Поэтапное рисование бабочки
1. Первоначально дети учатся подготавливать лист бумаги. Квадрат или прямоугольник складывается пополам, обозначается середина изображения. Воспитатель помогает.
Первый этап — подготовка листа бумаги
2. На одной половине листа рисуется часть изображения : верхнее и нижнее крылья бабочки. Могут быть обозначены туловище, голова и усик (по возможностям детей). Непринципиально, на какой половине листа будет рисунок. Как правило, правши рисуют основу для монотипии справа, левши — на левой стороне листа.
На одной половине листа рисуется часть изображения
3. Пока краски не высохли, бумажный лист складывается по линии. Сверху нужно хорошенько надавить ладонью и пригладить лист. Раскрываем — получилась бабочка!
Для младших дошкольников задание считается выполненным, когда отпечаток получился
4. Детям 3–4 лет предлагается дополнить рисунок бабочки : нарисовать глазки, узор на крыльях, попробовать сделать обводку.
Детализировать и украшать рисунок увлекательно, но самым маленьким это сложно
Поэтапное рисование дерева
1. Необходимо показать детям, что монотипию можно создавать на листе разной формы (прямоугольной, квадратной) и с разной ориентацией (горизонтальной, вертикальной). Для рисования вытянутых в вышину предметов лист кладётся вертикально.
На прямоугольном листе рисуется часть дерева
2. По мокрой краске рисуются дополнения более тёмного оттенка.
Рисуя в технике монотипия, дети развивают чувство цвета
3. Благодаря использованию нескольких оттенков зелёного получается реалистичный цвет кроны и травы.
1. Для рисования цветочной композиции в технике монотипия на одной стороне листа изображается несколько растений и половина предмета, если есть (ваза, горшок).
В технике монотипия дети осваивают рисование простой цветочной композиции
2. Зеркально отпечатывается изображение и получается пышная композиция (по замыслу) — цветочный куст или букет.
Отпечатанное изображение составляет симметричную композицию
3. Остаё тся прорисовать детали: серединки цветов, прожилки листьев, обозначить лепестки. Горшок или вазу следует обвести.
Прорисовка деталей оживляет цветочную композицию
Поэтапное рисование платья
1. К листу с обозначенной границей прикладывается трафарет «Платье». Воспитатель проверяет, чтобы середина шаблона совпадала с серединой листа. Дети обводят карандашом
Монотипия используется для тонирования листа, на котором дети разместят аппликации
Космические пейзажи, полученные отпечатыванием гуаши, получаются фантастическими и вместе с тем правдоподобными
Цветочная композиция может стать подарком маме 8 Марта
Монотипия — простая техника рисования. Но при помощи отпечатывания рождаются удивительные и яркие образы. Детям открывается волшебные мир цветов, оттенков и всевозможных форм!