Будина Людмила Владимировна
Консультация для родителей «Рисование для детей: с чего начнём?»
▼ Скачать + Заказать документы
Дайте маленькому художнику возможность порисовать и красками, и карандашами, и фломастерами. К счастью, сейчас можно купить практически любые материалы, и их ассортимент настолько разнообразен, что скучать малышу не придется. Если кроха предпочитает краскам карандаши, предложите ему порисовать восковыми или акварельными мелками. Он получит не только новый результат, но и совершенно свежие ощущения.
Публикация «Консультация для родителей „Рисование для детей: с чего начнём?“» размещена в разделах
Кроха любит фломастеры? Отлично! Но не стоит ими злоупотреблять. Во-первых, они развивают маленькие ручки куда хуже, чем карандаши, из-за того, что на них практически не нужно нажимать. А во-вторых, фломастерами невозможно передать оттенки. Карандаши же и мелки позволяют это сделать прекрасно.
Расскажите ребенку, что карандашом можно рисовать по-разному. Если давить на него сильно, цвет будет яркий и насыщенный, если водить карандашом по бумаге слегка – нежный, пастельный. Покажите юному художнику, как красиво можно раскрасить свой рисунок при помощи карандашей. Если вы сами не представляете, как это сделать, загляните в отдел литературы по изобразительному искусству в любом книжном магазине. Полистайте обучающие пособия для художников: там можно отыскать массу идей.
Пожалуй, ничто не способно более точно отразить настроение юного творца, чем рисование красками.
Приготовьте для рисования красками несколько баночек гуаши, кисточки, бумагу, бумажные салфетки, стаканчик-непроливайку, палитру для смешивания красок. Во время первых занятий выдавайте малышу не больше четырех баночек с краской (а начать вообще можно с одной). Позже палитру цветов можно будет расширить. Покажите крохе, как обмакнуть кисть в воду, как набрать краску на самый кончик и сделать мазки на бумаге. На первых порах не оставляйте ребенка с красками один на один. Ведь вам снова и снова придется повторять ему последовательность действий, напоминать, что лишнюю воду с кисточки нужно убирать, что кисточку погружают в краску только кончиком и обязательно моют перед тем, как набрать новую краску. Некоторые педагоги рекомендуют первое время использовать отдельную кисточку для каждой краски. Но и это вряд ли убережет краски от загрязнения. Не десять, и даже не двадцать раз кисточка, перемазанная синей краской нырнет в красную, а черная краска перемешается с белилами. Относитесь к этому спокойно. Ведь, в конце концов, гуашь – не сверхдорогие краски. И, когда малыш научится более аккуратно с ними обращаться, вы сможете купить ему новый набор. А пока пусть экспериментирует.
Ребенок и краски: хулиганство разрешается
Вообще процесс смешивания красок обычно очень привлекает кроху. Покажите ему фокус. Налейте на альбомный лист понемногу желтой и синей краски. Расскажите сказку о том, что в желтой-желтой пустыне совсем не было воды и не росло там ни одного зеленого растения. Но вот ветер-озорник принес синюю-синюю тучку и пошел из нее синий-синий дождик. При этом смешайте две краски вместе. И случилось чудо: зазеленела в пустыне трава. Теперь предложите крохе смешать синюю и красную, красную и зеленую краски, добавить чуть-чуть белил в синие и красные лужицы. Что получилось? Дайте возможность «похулиганить» ребенку с красками самому.
Первые детские попытки что-либо изобразить стоит обыгрывать. Например, рассказываем потешку: «Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ…» И рисуем кисточкой большие пятна-следы в такт стишку. А теперь: «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ…» И шлепаем кисточкой, изображая следочки. Что еще можно рисовать мазками-пятнышками? Ягоды рябины и земляники, цветочки на лугу и осенний листопад. А теперь попробуем рисовать с ребенком штрихи-полосочки: это и дождик, и трава, и солнечные лучики, и дорожки. Угадывайте в расплывчатых пятнах и штрихах знакомые образы и обращайте на это внимание крохи. И непременно хвалите! И если малыш нарисовал нечто малиновое и назвал это кошкой, непременно восхититесь и не доказывайте ему, что малиновых кошек не бывает. В стране детских фантазий бывает все! Может, кошка просто наелась малины, как в стихотворении Ю. Мориц. Этим все и объясняется…
Если у вас есть книжка замечательного детского писателя и художника В. Сутеева, вам пригодится сказка «Петух и краски». В ней не только рассказывается о приключениях нераскрашенного петушка и его знакомстве с красками, а еще есть очень хорошие рисунки. И если после прочтения вы нарисуете такого петушка и предложите ребенку раскрасить его так, как в книжке, особых затруднений это не вызовет. И не забудьте познакомить малыша с цветами радуги. Ведь рисовать радугу – это так здорово!
Рисуем с ребенком
Конечно, очень важно давать возможность ребенку рисовать самостоятельно, придумывая свои миры и смешивая краски в самые невероятные цвета. Но время от времени устраивайте совместное творчество. Это поможет еще больше заинтересовать малыша, ведь он просто обожает делать что-то вместе с любимыми взрослыми.
1. Мамин пример. Этот прием поможет увлечь ребенка, который по каким-то причинам отказывается рисовать. Возьмите альбом и начинайте рисовать что-нибудь, интересное крохе. Может, это гараж с машинами, или роботы, или инопланетяне, или прекрасная принцесса и ее дворец. Не сомневайтесь, скоро малыш подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить к рисунку что-нибудь свое.
2. Рисованные истории. Можно сочинять рисованный рассказ о приключениях какого-нибудь героя или нарисовать на каждой странице альбома комнаты для маленькой принцессы или залы рыцарского замка. Получится не альбом, а настоящий дворец!
3. Рисуем с натуры. Предложите малышу нарисовать что-нибудь с натуры. Например, кошку или любимую игрушку. Такое рисование с ребенком развивает наблюдательность. Для этого нужно правильно передать и форму, и цвет, и пропорции. Для начала рассмотрите игрушку вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так малышу будет легче заметить свои неточности. Но нет ничего плохого и в том, если он изобразит предмет в своем неповторимом стиле. Может быть, у вас подрастает новый Пикассо.
4. Юный портретист. А еще можно рисовать с ребенком портреты : автопортрет, глядя на себя в зеркало, мамин портрет, глядя на маму, и портрет бабушки, рассматривая ее фотографию. Вспомните вместе с малышом, какие у бабушки волосы: длинные или короткие, светлые или темные. Какие глаза, рост. А может, малыш захочет нарисовать свою подружку или друга?
5. Тепло и холодно. Расскажите, что почти все цвета можно разделить на холодные и теплые. Так, синяя, голубая, фиолетовая краски и все другие цвета, где заметны синие оттенки, считаются холодными. А красная, желтая, оранжевая краски (и все оттенки с желтыми полутонами) называют теплыми. А потом нарисуйте вместе теплую и холодную страну: «В теплой и жаркой стране растут пальмы. Там много желтого песка и жгучее оранжевое солнце… В холодной снежной стране растут сосны. Их вечнозеленая хвоя защищает от синих морозов и снежных белых метелей». Итак, рисуем желтую пустыню, песок, жгучее солнце, желто-зеленые верблюжьи колючки. И верблюд у нас окрашен в коричнево-желтые тона. А на холодном севере основными цветами станут белый, синий, голубой, фиолетовый. И даже шкура белого медведя слегка отливает холодной синевой. Действительно, на таких картинках разница между теплыми и холодными цветами особенно очевидна. Будто веет раскаленным зноем от одной картинки и снежным холодом от другой. Пусть малыш сам попробует получать более теплые и более холодные тона, добавляя разные цвета к одной и той же краске.
Если ребенок не хочет рисовать…
На деле родители нередко сталкиваются с ситуацией, когда их дети не рисуют. Или рисовали увлеченно и самозабвенно, и вдруг – перестали. Часто в этом виноваты мы сами. Ведь для того, чтобы рисование, лепка и другие виды изобразительного искусства были для малыша желанным занятием, он должен чувствовать себя в таком творчестве счастливым и успешным. И если взрослые часто критикуют детские работы, поучают юного художника, навязывают свое видение мира, у малыша постепенно пропадает вера в собственные силы. Так уж устроены дети, что любят заниматься тем, что у них получается. И если их рисунки плохи, зачем же тогда вообще рисовать?
Иногда полезно внести в занятия свежую струю. И пусть работы крохи никогда не станут шедеврами, зато они будут оригинальными. Пусть неправильными! Но всегда быть правильным – это так скучно…