Ирина Едемская
Рисование деревьев во всех возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Методика обучения предметному рисованию
во всех группах детского сада по теме ДЕРЕВО
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями. Рассмотрим приемы обучения рисованию дерева в разных возрастных группах детского сада.
Публикация «Рисование деревьев во всех возрастных группах» размещена в разделах
Образ деревьев очень часто встречается в рисунках детей. Он нужен для изображения пейзажа, сюжетных рисунков, иллюстраций к сказкам, и т. д. Поэтому дети должны иметь представление и уметь изображать деревья разной породы. В основе такого изображения должно лежать наблюдение, рассматривание разных пород деревьев.
Можно выделить следующие общие задачи обучения дошкольников изображению деревьев в предметном рисовании :
- Сформировать у детей обобщённое представление о дереве и способах его изображения;
- Познакомить детей с характерными особенностями деревьев разных пород.
- Формировать представление детей об изменении внешнего вида деревьев разных пород в различное время года.
- Способствовать овладению различными способами изображения деревьев.
Уже начиная с 2-3 лет, можно предложить детям нарисовать дерево карандашом, но непосредственное обучение рисованию деревьев лучше начать в 3-4 года.
Задачи обучения в первой младшей группе ставятся с учетом того, что с ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремится воспроизводить действия воспитателя, сопровождаемые пояснениями, однако у него маленький опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей:
- вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат, желание испробовать свои силы;
- познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
Первой младшей группе. Прежде всего, сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему.
В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются.
Положительным в этом приеме является то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий (разного характера) и, наконец, получает радость и эмоциональное удовлетворение от результата своего труда.
В 3-4 года (II мл. группа) содержанием рисунков детей является лиственное дерево и ёлки. Главная задача обучения – научить детей рисовать красками, передавая высокий, прямой ствол. Для этого необходимо хорошо насытить ворс кисти краской и провести прямую линию кистью плашмя. Ветки прямые смотрят вверх, разные по длине (на верху - короче, внизу длиннее, располагаются в верхней части дерева. Ствол и ветки коричневого цвета, дерево изображается без листьев.
Кроме того, в этой группе рисуют молодую ёлочку с невысоким стволом. Ствол изображается прямой, не очень длинной линией, кисть располагается плашмя. Ветки можно изобразить двумя способами:
а) Ветки располагаются горизонтально, параллельно друг другу, причём верхние короткие, нижние длинные, они изображаются одной линией кистью плашмя.
б) Ветки - располагающиеся по обе стороны от ствола, прямые без изгиба, имеют наклон от ствола к земле (как крыша у домика).
Веток не много (3-4 яруса, они располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Ствол и ветки зелёного цвета.
Главная композиционная задача – учить детей располагать изображение в центре листа, крупно.
С возрастом дети становятся всё более наблюдательными, и могут узнавать различные породы деревьев, поэтому содержание рисунков детей постепенно усложняется.
Дети 4-5 лет (средняя гр.) рисуют уже тополь, яблоню, ёлку.
Появляется и сюжетное рисование, при котором необходимо изображать сразу несколько деревьев без прорисовывания деталей, поэтому начиная с 4-5 летнего возраста нужно познакомить детей с обобщённым способам изображения деревьев.
Именно таким способом дети среднего возраста рисуют яблоню изображается только крона и ствол, без прорисовки отдельных веток. Крона круглой формы, закрашивается кистью плашмя зелёным цветом. Когда краска подсохнет, на фоне кроны изображаются крупные яблоки красного или жёлтого цвета, снизу (кистью плашмя) прорисовывают ствол коричневого цвета.
Кроме того, необходимо дать детям понятие об этапах рисования деревьев (изображние тополя)
На 1- м этапе изображается ствол: начиная с кончика кисти, нужно вести линию вниз до положения «кисть плашмя»
На 2- м этапе изображаются основные ветви, которые немного тоньше ствола.
На 3- м этапе изображаются дополнительные ветви (1-2 на каждой основной). Они тоньше и короче основных, выполняются кончиком кисти.
Для изображения ствола основных и дополнительных веток используем коричневый цвет.
На 4- м этапе рисуется листва.
Возможны два способа рисования листвы.
1) Способ примакивания. Ворс кисти полностью насыщается краской. Мазки плотные, могут перекрывать друг друга. Каждый мазок накладывается прямо на ветку.
2) Способ набивки. Выполняется движением вертикально сверху вниз полусухой клеевой кистью (краской насыщается только кончик).
Для изображения листвы используется зелёный цвет (летнее дерево) или с добавлением красного и жёлтого цвета (осеннее дерево)
Для изображения ели предлагаем несколько способов.
1) К длинному прямому стволу пририсовываются зелёные ветки. Они не прямые как у молодой ёлки, а слегка прогибаются.
2) Сначала изображается ствол. Затем из одной точки на верхушке ствола отдельными, длинными мазками кистью плашмя рисуется несколько веток в форме юбочки (зонтика). Отступив немного вниз, изображается следующий ярус веток, но больший по размеру, затем третий.
3) Обобщё нный способ: изображается только крона и основание ствола.
Сначала изображается крона в форме треугольника: из одной точки кисточкой плашмя проводятся две наклонные линии, пространство между ними закрашивается широкими мазками сверху - вниз, длина мазков одинакова. Затем кистью плашмя проводится нижняя сторона треугольника. Она может быть прямая, а может прогибаться к земле. Снизу прорисовывается короткий ствол коричневым цветом.
4) Вариантом обобщённого способа является ёлка из нескольких треугольников, которые выходят один из другого. Треугольники могут прикрывать друг друга, а могут присоединяться. Верхний треугольник маленький, остальные больше по размеру. Снизу пририсовывается короткий ствол.
Для закрепления умения изображать обобщённый образ деревьев детям 5-7 лет (старшей и подготовительной групп) можно предложить нарисовать берёзу, дуб, яблоню и рябину.
У берёзы крона овальной формы, ажурная, похожая на паутинку. Выполняется способом набивки или спиральными завитками. (фломастерами или карандашами).
Сначала обозначается общий контур кроны, а затем заполняется середина. Для изображения используется зелёный, жёлтый цвета разных оттенков.
Ствол берёзы высокий, тонкий, белый с чёрными крапинками (основание ствола чёрное). Изображается двумя тонкими линиями, расположенными близко к друг другу, кончиком кисти, карандашом или фломастером.
У дуба крона круглой формы, свисает по обе стороны от ствола (она как бы нахлобучена на ствол). Выполняется широкими мазками или плотной набивкой тёмно – зелёным цветом с оттенками.
Ствол дуба широкий, не очень высокий с трещинами. Изображается коричневым цветом двумя линиями кистью плашмя, на расстоянии друг от друга. Затем промежуток между линиями закрашивается широкими мазками.
Пока краска не подсохла, чёрным цветом наносятся трещины)рисование по мокрому)
При рисовании яблони сначала обозначаем контур кроны округлой формы, в центре которого изображаются яблоки. Когда краска подсохнет, способом набивки выполняется крона, которая сверху покрывает яблоки. Ствол рисуем так как у дуба, но он тоньше. Для его изображения используем светло - коричневый цвет с оттенками.
Кроме обобщённого образа можно учить детей изображать деревья конкретно, ближе к реальности. В средней группе дети рисовали лиственное дерево с прямыми ветками, в старшей группе наблюдается усложнение способа изображения. Ветки приобретают изгиб, они тонкие на концах, утолщаются к стволу.
В подготовительной группе дети рисуют дерево с натуры, конкретный образ. Возможны раздвоенные стволы, дупла, сломанные ветки, наклон ствола и т. д. рисунок выполняется кончиком кисти или карандашом.
На примере изображения дуба, яблони, берёзы и сосны можно учить детей передавать в рисунках разные породы деревьев с их индивидуальными особенностями (подготовительная группа)
У дуба ствол широкий, невысокий, мощный все ветки расходятся из одного места (как пальцы из ладони) их немного. Изображение выполняется кистью плашмя тёмно – коричневым цветом с добавлением чёрного по мокрому.
Крона густая, круглая с фестонами. Она выполняется способом набивки тёмно-зелёным цветом, можно использовать оттенки для придачи объема разной степени освещённости дерева.
При рисовании яблони на 1-м этапе изображаются ствол, ветки и яблоки (ствол яблони похож на ствол дуба, но он тоньше и светлее) ветки тонкие, длинные, гибкие.
На 2-м этапе изображается крона округлой формы с фестонами. Сначала обозначается её общий контур способом набивки, а затем заполняется середина, краска накладывается не очень плотно, чтобы были видны яблоки. Для кроны используют светло – зелёный цвет.
У берёзы ствол тонкий, стройный. Дети передают индивидуальные особенности дерева, поэтому возможен изгиб, наклон ствола. Ствол изображается двумя рядом бегущими линиями из одной точки на верхушке.
Основные ветви тонкие, сначала тянутся вверх, а затем плавно опускаются вниз. Дополнительные ветви ещё тоньше, они свисают вниз переплетаются с основными.
Ствол и ветви рисуются кончиком кисти карандашом или фломастером чёрного цвета.
Сосна – это светолюбивое дерево, поэтому ствол у неё прямой, стройный, высокий. Основные ветви направлены в стороны параллельно земле, тлько кончики подняты в верх. Дополнительные ветви направлены вверх. Они тонкие и короткие, ветви располагаются в верхней трети ствола, нижние отмирают и на их месте остаются сучки.
Для рисования ствола и веток используется светло-коричневый цвет, на который сверху, по мокрому, с одной стороны ствола наносится полоса жёлтого или оранжевого цвета с помощью которой передаётся освещённость.
Хвоя располагается отдельными кистями на дополнительных ветвях для её изображения используется два три цвета (оттенки зелёного и жёлтый). Если рисунок выполняется красками для изображения хвои применяется способ горизонтального примакивания. Сверху на зелёные мазки наносятся светло – зелёные или жёлтый цвет (сосна освещена солнцем).
Если рисунок выполняется карандашами, хвою можно нарисовать двумя способами : а) горизонтальная штриховка, б) вертикальная штриховка.
Для рисования ёлки в старшей группе детям на занятия выдаются простые карандаши, чтобы выполнить набросок треугольника в который должна вписываться ёлка.
Возможны следующие варианты рисования ёлок :
1) Основа – ёлка из треугольников. Каждый треугольник обводится волнистой линией по- мокрому контрастным цветом. Этим достигается объёмность изображения.
2) Сначала изображается ствол и основные ветки. К основным с нижней стороны способом вертикального примакивания, пририсовывается хвоя в виде бахромы. Мазки должны располагаться близко к друг другу. Макушка выполняется в виде крестика или трилистника концом кисти или примакиванием.
3) Основные ветви тонкие с нижней стороны основных, изображаются дополнительные ветки (2-3). Хвоинки выполняются карандашом, фломастером или концом кисти отдельными штрихами, или же способом безотрывной штриховки. Иголки покрывают основные ветки, дополнительные и ствол. Для изображения хвои и веток используется два оттенка зелёного.
4) Хвою можно нарисовать широкими мазками из одной точки – места присоединения ветки к стволу.
Для рисования ёлки в подготовительной группе используется два и более оттенка зелёного цвета.