Анастасия Урасова
Режиссерские игры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Режиссерской называется игра, в которую ребенок играет один с некоторым числом игрушек, при этом на себя он роль не берет, но наделяет ролями игрушки, действует от лица каждой из них и одновременно «режиссирует» общее действие, сам находясь при этом вне разыгрываемой ситуации.
Публикация «Режиссерские игры дошкольников» размещена в разделах
Специфика режиссерской игры (в отличие от сюжетно-ролевой) заключается в следующем. Во-первых, это преимущественно индивидуальная форма осуществления игры, и, во-вторых, особенности замещения (переноса значения) : если в сюжетно-ролевой игре ребенок берет какую-то роль на себя, то в режиссерской игре он наделяет этой ролью некий предмет (сюжетную игрушку или предмет-заместитель, а сам при этом находится за рамками сюжетного действия. Данное обстоятельство приводит к тому, что к середине-концу дошкольного возраста у ребенка фактически сформирована внеигровая (или надыгровая) позиция.
Раскроем особенности подробнее:
1. Наиболее яркая отличительная черта режиссерских игр – это несравнимо большее тематическое разнообразие. Причины этого достаточно очевидны: в совместной игре тематика должна быть общей, т. е. близкой и понятной нескольким детям, а эта область «пересечения интересов» будет заведомо же, чем сфера знаний каждого отдельного ребенка.
2. Несвязанность ребенка ситуацией взаимодействия с другими детьми приводит к тому, что он оказывается намного более свободен в моделировании как самих ситуаций, так и возможных взаимоотношений персонажей в них. При индивидуальной игре ребенок волен повторять или менять те или иные события столько раз, сколько ему требуется, что дает большую свободу в обыгрывании и способствует практическому пониманию того, что любая ситуация может быть разрешена.
3. Надыгровая позиция, а также необходимость проигрывания множества разнообразных ролей, безусловно, способствуют более интенсивному формированию позиции децентрации. Если роль – это взгляд на проблему глазами другого персонажа, но все-таки одного, то здесь возникает необходимость моделировать разные взгляды разных персонажей на одну и ту же проблему, учитывать по ходу игры столкновение их мнений, характеров, интересов, интерпретаций происходящего, что заметно усложняет задачу.
4. Еще одна особенность режиссерской игры связана с тем, что она требует от ребенка гораздо большей познавательной и творческой активности, инициативности. Если в процессе сюжетно-ролевой игры образуется некая смысловая пауза, то толчком для последующего развития сюжета игры может стать идея любого из играющих детей (как правило, более активных). В случае подобных пауз во время индивидуальной режиссерской игры такой «помощи» ждать неоткуда, и ребенок всегда сам должен мобилизовывать резервы своей фантазии для того, чтобы игра могла успешно продолжаться и дальше. В определенной степени способность к построению сюжета может расцениваться как осмысленная (т. е. наделенная смыслом) модель действий в случайной ситуации.
Итак, создание условий для развития режиссерской игры как деятельности и развития самого ребенка в процессе этой игры предполагает обязательный учет разнообразия форм ее проявлений (поведенческих паттернов); правильную организацию предметной среды данной игры; обеспечение творческого характера ее реализации; создание оптимальных условий для становления и развития именно самодеятельных детских игр, которые не должны примитивизироваться структурно и содержательно. В современных условиях это связано, прежде всего, с возрождением традиционных форм реализации режиссерской игры, которые были свойственны детям прошлых поколений, но совершенно уходят из жизни современных детей как раз потому, что взрослые, стремясь сделать детскую игру интересней, подменяют возможности для становления детской деятельности уже готовой игрушкой, ограничивая тем самым детский потенциал саморазвития и направляя его изначально творческую игровую деятельность в заранее заданное (определенное внешним видом конкретной игрушки) русло. Адекватная педагогическая поддержка самодеятельной игры на сегодняшний день должна стать одной из приоритетных задач развития дошкольников. Ведь только полноценно проживший свое детство дошкольник, в полной мере овладевший в своей деятельности тем багажом знаний и умений, которые специфичны для его психологического возраста, имеет все шансы впоследствии стать успешным и творческим школьником и взрослым. Учет выделенных в данной статье принципов поддержки самодеятельных детских игр позволит педагогам успешнее решать эту задачу.
Литература 1. Белкина В. Н. Развитие творчества ребенка в режиссерской игре. // В кн. : Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. / Материалы Международной научнопрактической конференции. Часть I. – М. : Прометей, 1995. 2. Брунер Дж. Игра, мышление и речь. // Перспективы: Вопросы образования. 1987. № 1. 3. Бутенко В. И., Тришина Л. К. Использование игровых макетов для развития детей старшего дошкольного возраста. // В кн. : Играют взрослые и дети. Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. – М. : Линка-Пресс, 2006. 4. Володкович Т. В. Экспериментальное исследование развития знаковой функции в игре детей раннего и дошкольного возраста. // В кн. : Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте. – М. : АПН СССР, 1990. 5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М. : Педагогика, 1991. 6. Гаспарова Е. М. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста. – Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. – М., 1985. 7. Гаспарова Е. М. Режиссерские игры дошкольников с отклонениями в поведении. // В кн. : Игра и развитие личности дошкольника. М. : Изд-во АПН СССР, 1990. 8. Гаспарова Е. М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1984. № 6. 9. Гринявичене Н. -Э. Т. Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевых игр дошкольников. – Автореф. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. – М., 1989. 10. Денисова З. В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – Л. : Наука, 1978. 11. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. – М. : Педагогика, 1986. 12. 13. Игры : дети от 0 до 12 лет. / Исакссон У. и др. – Шведский институт и Движение читающих, 2004. 14. Короткова Н., Кириллов И. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. 1997. № 6. 15. Коэй Р. ван дер, Мейес Г. П. Современное состояние детской игры. // Перспективы: Вопросы образования. 1987. № 1. 16. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. : Педагогика, 1991. 17. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М. : Просвещение, 1996. 18. Лысюк Л. Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2-4 лет. // Вопросы психологии. 2000. № 1. 19. Менджерицкая Д. В. О детских играх. // В кн. : Игры детей. – М. : Учпедгиз, 1948. 20. Моргун Н. Такие игры радуют. // Дошкольное воспитание. 1970. № 7. 21. Мухина В. С. Близнецы. – М. : Народное образование, 1997. 22. Новоселова С. Л. Родителям о детских играх и игрушках: Советы психолога. Книга для родителей. – М: Ассоциация педпомощи родителям, 1992. 23. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр. // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. 24. Новос лова С. Л. Развивающая предметная среда детства. Мир Квадро. // Дошкольное воспитание, 1998, № 4. 25. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М. : Тривола, 1996. 26. Палагина Н. Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. – М. : Институт практической психологии, 1997. 27. Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. – М. : НИИ ОП АПН СССР, 1979. 28. Пухова Т. И. Режиссерская игра, или О пользе кукольных домиков. // Игра и дети. 2002. № 3. 29. Пухова Т. И. Шесть кукол. Психологический анализ режиссерской игры в «семью» у дошкольников. – Москва-Обнинск: Принтер, 2000. 30. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. – М. : Просвещение, 1965.