Виктория Горбачева
Режиссерские игры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут
и который призваны изменить.
А. М. Горький
Ведущей деятельностью дошкольника является сюжетная игра, так общепринято считать в отечественной психологии и педагогике. Такой вид игры является наиболее важным для развития ребенка в дошкольном возрасте. Игра – это деятельность ребенка в условной (мнимой воображаемой) ситуации, но больше похожа на изображение, чем на воображение. Мотив игры – ради удовольствия. Когда мотив меняется, игра перестает быть игрой.
Публикация «Режиссерские игры детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Режиссерская игра мало исследована, методической литературы по использованию этого вида игр в воспитании детей очень мало, следовательно, знания родителей, их педагогическая просвещенность по использованию режиссерской игры в семейном воспитании очень низки. В современном мире, где огромное количество информации, множество развивающий детских центров, родители гонятся за ранним развитием ребенка, как можно раньше посадить его за парту, желая для своего малыша успех в учебе. Но родители не понимают, что работа с дошкольниками не должна ограничиваться только развитием учебных качеств и умений. Для того, чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой для него социальной роли школьника, необходимо также психологическая и личностная готовность к систематическому обучению, которые напрямую зависят от сформированности или несформированности важнейших новообразований в психическом развитии ребенка.
Огромный интерес ученных к игровой деятельности, но режиссерские игры мало изучена. Дошкольная педагогика построена на коллективный вид деятельности, а режиссерские игры – индивидуальный вид. В учебных учреждениях не всегда есть возможность создать соответствующее пространство для игры. Многое зависит от самого воспитателя, насколько он заинтересован этой темой, тогда педагог сможет подключить родителей и детей.
В режиссерской игре дети смогут закрепить знания и умения, которые воспитатель им дает. Педагог сможет лучше узнать ребенка, его интересы, какие чувства он испытывает.
Если педагог сможет создать пространство в группе, привлекая детей и родителей, то дома дети и родители смогут продолжить развивать режиссерские игры. Конечно же, не все смогут продолжить игру, в виду разных интересов и возможностей. Но у каждого ребенка останется в памяти этот опыт и, возможно, когда-то ему пригодится. Но главное, у малыша будут приятные воспоминания от процесса создания атрибутов и от самой игры.
Представляю вашему вниманию презентацию и текст к ней.
Слайд 1
Разрешите Вам представить курсовую работу по теме «Режиссерские игры детей дошкольного возраста».
Слайд 2
В современном мире, где огромное количество информации, множество развивающий детских центров, родители гонятся за ранним развитием ребенка, как можно раньше посадить его за парту, желая для своего малыша успех в учебе. Но родители не понимают, что работа с дошкольниками не должна ограничиваться только развитием учебных качеств и умений.
Слайд 3
Игра становится ведущим видом деятельности дошкольника. Изначально дети играть не умеют. Взрослый должен показать внутри предметной деятельности
Слайд 4
Актуальность темы позволили сформулировать нам объект исследования - социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Был определен предмет исследования - использование разнообразных методов и приемов работы по развитию режиссерской игры в системе дошкольного образования.
Цель исследования - изучить и теоретически обосновать особенности формирования навыков режиссерской игры у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни детского сада.
Слайд 5
Цель исследования определила следующие задачи. С ними вы можете познакомиться на экране.
Слайд 6
Исходя из цели исследования, выдвигаем следующую гипотезу: организация работы по формированию режиссерской игры будет способствовать социально-коммуникативному развитию
Слайд 7
Режиссерская игра – это создание ребенком собственного миниатюрного мира, царства людей или животных, сказочных персонажей, действие которых разворачивается между образными игрушками. Ребенок – творец и властелин – действует от имени всех персонажей, он является режиссером событий, сам выстраивает игровой сюжет со всеми персонажами и их отношения. Он действуют за кукол и животных, говорит за них, озвучивает их желания, осуществляет происходящие события. Ребенок проявляет творчество и фантазию, предметы и игрушки используются как непосредственном значении, так и в переносном (диванная подушка может стать бегемотом).
Слайд 8
Согласно теоретическим основам отечественной психологии ведущая деятельность дошкольника – ролевая игра. Именно с помощью нее закладываются и эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся:
строить свои личностные жизненные планы;
определяют и апробируют действия и средства их достижения;
проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.
Слайд 9
Функции игры
это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес;
возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели;
формируется понятийная база ребенка, формируются высшие психические функции (память, мышление, речь)
освоение диалектики общения, усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей и норм;
преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
Слайд 10
Педагогическая ценность режиссёрских игр
- способствует умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
- игровой опыт помогает создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
- ребенок умеет занять себя в новой жизненной ситуации;
- навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;
- адекватная самооценка необходимый компонент учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
- ребенок преодолевает трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;
- Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
Слайд 11
Хороший воспитатель найдет правильные приемы руководства играми, которые будут способствовать развитию фантазии детей и в то же время помогут им лучше понять окружающее. Вмешательство взрослого в режиссерскую игру ребенка должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка. Задача воспитателя состоит в то, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед другими детьми.
Слайд 12
Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства.
Создание предметной игровой среды в ДОУ по возрастам можем увидеть на слайде.
Младший возраст - ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы - заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного использования объекта, на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.
Средний возраст - педагога - научить детей отражать роль словесного, без опоры на реальный предмет.
Старший возраст - опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, куколки, но и разнообразные предметы (ткань, шарик, брусок и т. д.).
Слайд 13
Предметы для режиссерской игры, дошкольники могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой работе своих родителей и т. д.). Воспитатель продумывает хранение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др., а по окончании игры - убирать на место.
Слайд 14
Наблюдения и исследования показали, что режиссерская игра более успешно разворачивается с опорой на неоформленный материал, неконкретизированый легче наделяется игровым значением в смысловом поле игры. Спектр возможных игровых значений получается несравнимо шире, чем в случае игры с сюжетной игрушкой, где ограничителем фантазии ребенка выступает ее внешний вид.
Слайд 15
Детям раннего возраста для игры условные игрушки (кубики с нарисованными лицами, впоследствии просто предметы-заместители. В таком возрасте условную игрушку легче принимают.
Слайд 16
К концу дошкольного – началу младшего школьного возраста ребенок отказывается от предмета-заместителя и возвращается к игре с сюжетными игрушками. Требования к внешнему виду игрушки становятся крайне высоки: «лаконичная обобщенная игрушка уже не удовлетворяет дошкольника», предпочтение отдается максимально реалистической игрушке.
Слайд 17
Л. С. Выготский сказал, что психологический механизм игры всецело сводится к работе воображения и между игрой и имагинальным поведением можно провести знак равенства. Игра есть не что иное как ФАНТАЗИЯ в действии, фантазия не что иное как заторможенная и подавленная, не обнаруженная игра.
Еще одна специфическая форма – режиссерская игра с опорой на рисунок. Такая игра может не «озвучиваться» ребенком в слух, может не быть наслоения изображений, сам рисунок может быть вполне красивый и ровный, но тем не менее игра будет присутствовать в нем.
Слайд 18
Чрезвычайно ценным здесь является то, что подобные игры совершенно иначе формируют личность ребенка, давая бесценный опыт создания необходимой ему предметной среды собственными силами.
Слайд 19
Многое зависит от самого воспитателя, насколько он заинтересован этой темой, тогда педагог сможет подключить родителей и детей.
В режиссерской игре дети смогут закрепить знания и умения, которые воспитатель им дает. Педагог сможет лучше узнать ребенка, его интересы, какие чувства он испытывает.
Если педагог сможет создать пространство в группе, привлекая детей и родителей, то дома дети и родители смогут продолжить развивать режиссерские игры. Конечно же, не все смогут продолжить игру, в виду разных интересов и возможностей. Но у каждого ребенка останется в памяти этот опыт и, возможно, когда-то ему пригодится. Но главное, у малыша будут приятные воспоминания от процесса создания атрибутов и от самой игры.