Татьяна Попова
Решение задач речевого развития в играх экологического содержания (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В течение года старшая группа работала над экологическим проектом «Календарь – на год, а ума – навек».
Наряду с задачами познавательного и воспитательного характера решались и речевые задачи :
• Воспитание звуковой культуры речи;
• Обогащение словаря;
• Формирование грамматического строя речи;
• Все эти задачи тесно переплетаются между собой.
Публикация «Решение задач речевого развития в играх экологического содержания (из опыта работы)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Все виды речевой работы проводились в форме игр, упражнений, творческих заданий. Поделимся некоторыми из них.
При реализации задач проекта мы пользовались формами и методами народной педагогики.
Например, наблюдая с детьми, мы знакомили их с приметами, народными названиями месяцев. Это способствовало возникновению у детей желания объяснять эти названия, а также заниматься словотворчеством, то есть придумывать свои названия месяцам (июль – купальник, январь – новогодник, февраль – коротышка и другие).
Мы знакомили ребят с народными загадками, потешками, закличками, а потом вместе сочиняли свои (создали «копилки»).
Немаловажное значение имеет «психогимнастика», где ребенок представляет себя объектом природы и рассказывает о «себе». Например: «Я – Маша. Я умею превращаться в месяц январь (животное, растение и другой объект)» Далее следует описание объекта. Такое превращение можно провести, как игру «Угадай по описанию».
Важнейшим источником выразительности детской речи являются малые фольклорные формы. Мы использовали в своей работе игру «Закончи мудрое народное изречение» Например: «Красна весна цветами, а осень плодами, «Сентябрь яблоком пропах, а октябрь – капустой» и другие.
Этому предшествовали «речевые минутки» - работа над словами из пословиц и поговорок, проговаривание их в разном темпе, с разной силой голоса.
Интонационную выразительность речи развивают разные этюды. Например: «Учимся радоваться природе», где дети обращаются к природным объектам. Игра во время наблюдения : «Поздороваемся» - ребята здороваются с наблюдаемыми объектами.
Привлекли внимание детей необычные выражения – фразеологизмы. Мы предложили детям вместе с родителями придумать истории, которые бы объяснили появление этих выражений. Затем, дети поделились своим семейным творчеством. Некоторые из выражений запомнились детям и стали использоваться.
Пример: Жил был волк. Однажды у волка разыгрался хороший аппетит. Он вышел на поляну и съел целое стадо овец. У волка надулся большой-пребольшой живот. Живот лопнул, как резиновый мячик и только эхо раздалось в лесу. С тех пор прошло много времени, но до сих пор люди говорят хороший аппетит – «волчий аппетит».
Рассматривая, например, картину ранней осени, мы вместе с детьми словесно превращали ее в картину поздней осени (дидактическая игра «Скажи наоборот»).
Интересна речевая игра «Это правда или нет?». Дети находили неточности в тексте, а затем и сами придумывали небылицы и путаницы.
Во время прогулки проводилась игра «Разведчики природы». Дети получали задание выбрать любой объект на участке (травинка, цветок на клумбе, дерево, куст, муравейник и тому подобное) и рассказать о его самочувствии.
В свободное время играли в игру «Подбери цветок к настроению», где дети сравнивали свое настроение с цветком и обосновывали свой выбор.
Мы не могли без внимания оставить тот факт, что символ нашего края – березка. В результате возник мини-проект «Наша береза», цель которого – сформировать представление о растении, как о живом существе.
Дети придумывали имя березке, основываясь на признаках дерева, писали письма, сочиняли о ней загадки, истории.
Сочиняли и разыгрывали диалоги на основе парного сопоставления. Например: «Разговор березы и ели» («Дикие и домашние животные», «Оседлые и перелетные птицы» и подобное).
В группе оформлена модель «Береза и все вокруг нее». Эта модель позволяет также решать речевые задачи. Береза меняет свой облик по-сезонно. Дети дарят ей листочки, снежинки, сделанные своими руками и комплименты-пожелания, ласковые слова и другое.
В качестве закрепления полученных знаний о природном объекте, месяце, сезоне, предлагали детям игру «Рекламное агенство», где ребята придумывали рекламу природному объекту (цветку, дереву, месяцу, животному и так далее).
Читая художественную и познавательную литературу, мы не только задавали детям вопросы по содержанию, но делали и наоборот – предлагали детям самим придумать вопросы и задать их друг другу.
Показать возможности развития сюжета можно с помощью игры «Составим разные рассказы». Игра проходила следующим образом: воспитатель делила детей на три команды (по три человека) и предлагала им прослушать текст: «Вчера я была в лесу и видела там зайца. Он так меня испугался …». Первая команда детей составляла описание, какой был заяц. Вторая команда придумывала историю, что же случилось дальше с зайцем. Третьей команде предлагалось составить рассуждение, почему заяц такой пугливый и всего боится. Аналогично рассматривались и другие темы.
Развитие речи осуществляется в детском саду во всех видах познавательной деятельности, в разных формах, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности, на прогулке, на физкультурных минутках и в других видах деятельности. Речевые игры и упражнения можно проводить со всей группой, отдельными подгруппами детей и индивидуально.
Литература:
Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?», 2013
Г. Д. Рыженков «Народный месяцеслов», 1991
Л. И. Грехова «В союзе с природой», 2002
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста», 2003