Федора Дьячковская
Релакс сказка перед сном для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дьячковская Федора Афанасьевна
Воспитатель МБДОУ №8 г. Якутска
Релакс-сказка для подготовительной группы
Как известно, сон час в детских садах никто не отменял. И, как правило, все дети после обеда ложатся спать. И не секрет, что некоторые дети, даже в подготовительных группах, с тяжелым сердцем ожидают наступления этого часа. Они всячески оттягивают время, чтобы как можно дольше не лечь в кровать, а когда ложатся, не могут заснуть. Такие дети порой могут и вовсе не спать, а просто пролежать два часа в кровати в ожидании подъёма.
Публикация «Релакс сказка перед сном для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
И, чтобы дети могли заснуть и хорошо выспаться, в этот час воспитатели включают медленную музыку или баюкают не спящих детей. Бывает очень часто, что воспитатель в этот час превращается в угрюмого «надзирателя-хранителя часа тишины».
Чтобы облегчить «участь» не засыпающих детей, можно использовать релаксационные техники для детей. Например, расслабляющие сказки. Они направлены на успокоение возбужденного сознания, снятие тревожности.
Этапы релаксации :
Предварительная работа, подготовка : ознакомление детей с частями тела, развитие восприятия собственных частей тела ( познавательная игра: «Расскажи об ощущениях». Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать часть тела, к которому коснулись каким-либо предметом. Рассказать что за предмет, из какого он материала: бумага, мех, металл, дерево, капля воды, камень, струя воздуха; как он догадался, какой на ощупь этот предмет).
В спальне должно быть тепло. Холод вызывает непроизвольное напряжение мышц. Кроме того, в процессе медитации ребёнок может замерзнуть. Поэтому лучше укрыть его.
Освещение должно быть мягким и теплым.
Мотивирование к слушанию сказки.
Воспитатель: Хотите, чтобы сон час быстро пролетел?
Дети:…
Воспитатель: Тогда я вам помогу – расскажу волшебную сказку, которая сокращает время. Такие сказки называются релакс сказками (чтобы заинтриговать детей незнакомым словом).
1. Подготовка к слушанию сказки.
Воспитатель: Эту сказку нужно слушать в абсолютной тишине. Только в этом случае вы сможете почувствовать её волшебство.
2. Начало сказки («Приключения резиновой куклы»). Начало должно быть интригующим.
Например: в магазине на полке долго лежала резиновая кукла. Никто не хотел покупать её. Потому что она не была наполнена воздухом и лежала плоская, неприметная. Кто из игрушек только не стоял с ней рядом на полке. (далее перечисление 2-3-х самых любимых детьми «крутых» игрушек и описание как они с ней по-разному прощались, описание её эмоций при прощании).
Ей было очень скучно весь день лежать и пылиться на полке. И вот однажды произошло долгожданное событие. Наступило лето. И все дети начали покупать купальные костюмы, игрушки для игры на воде. К концу дня к полке, где одиноко лежала наша резиновая кукла, подошли двойняшки мальчик и девочка с мамой. «Осталась только вот эта кукла. Знаете – с ней тоже можно играть и плавать в воде», - утешала мама огорченных детей…
3. Дорелаксационные события сказки. События должны развиваться быстро и с эмоциональным разнообразием. Радость куклы заменяется разочорованием, дети должны сопереживать, сочувствовать (резиновой кукле).
Например, кукла радуется, что наконец то её заметили, и настал и её черёд прощаться с магазинными полками и скучной жизнью, она радуется новым картинам вокруг себя: солнечным лучам, оживлённой жизни улицы… Но потом дети, даже не попытавшись надуть её, сами прыгают в воду, играют с другими детьми и игрушками.
4. Собственно релаксация. Когда события доходят до релаксационного момента детям предлагается закрыть глаза, потому что начинаются волшебные путешествия, приключения. Так же предлагается принять позу резиновой куклы, когда она безвольно лежит на берегу на пляже: на спине, руки ноги врозь, руки ладонями вверх, чтобы почувствовать её ощущения. Далее нужно переходить на монотонный рассказ. Если в этот момент в спальне тепло (детям бывает жарко, рассказывается вариант с подводными приключениями, если температура нормальная, то можно предложить послушать воздушные, наводные, наземные и подземные приключения.
Подводные приключения.
Резин овая кукла лежит на берегу реки а дети купаются, брызги воды падают на очень горячий резиновый живот куклы. Почувствуйте как это приятно когда прохладные капли воды касаются горячего тела и вам хочется окунуться в прохладную воду, но не можете, а солнце палит беспощадно: нагреваются ладони, руки, ноги, лицо. Река пожалела куклу и решила подарить ей незабываемое путешествие. Отверстия, через которое её должны были наполнить воздухом, находилось на стопах. Почувствуйте, что у вас на обеих стопах отверстия величиной с большую бусину. Через эти отверстия вода вливается в ваше тело. Прохладная вода наполнила стопы, пальцы ног, дальше она стекает по щиколоткам к голеням, наполняет колени, бёдра, постепенно наполняется водой область вашего таза, живота, вода поднимается всё выше и выше по вашему телу, спина наполнилась водой, грудь, далее по плечам вода стекает к рукам, наполняются плечи, локти, чувствуйте, как вода наполняет кисти и все пальцы до кончиков, вода поднимается к голове: наполняет затылок, макушку, закрывает лоб, наполняет нос, щёки, губы, подбородок. И кукла медленно погружается в воду. А под водой так красиво! Вода в реке такая чистая и прозрачная, что все камушки, все рыбки видны. А прохладная вода так приятно обхватывает всё тело, волны качают как будто баюкают. И вот весёлые волны дружно подхватили нашу куклу и приплывают с ней в подводный дворец.
5. Кульминация сюжета. Она должна быть описана в ярких красивых спокойных картинах. Для не заснувших детей сказка продолжается в таком же монотонном темпе. Можно придумывать различные сюжеты с рыбками, с подводными обитателями (новые друзья куклы, с которыми продолжается её подводное путешествия и в конце обязательно вернуть куклу на берег (она устала от ярких впечатлений, и волны бережно качая, вынесли её обратно на берег). придумать счастливый конец (Солнце садилось за горизонт. Последняя девочка (это была та самая девочка, которая забрала её из полки магазина) собираясь покинуть пляж, заметила как кукла качается на волнах. Она была такая красивая, улыбающаяся и девочка сразу полюбила её.
В таких релаксациях дети учатся самоконтролю, развивают нервную систему, учатся различать различные стихии, физические свойства стихий воды, огня, земли, воздуха. Например, если мы наполним резиновую куклу воздухом, то она не погрузится в воду, а поплывет, если наполним гелевым газом, то полетит, если наполним песком, станет тяжелой и постепенно провалится в землю.
Использованная литкература:
1. Бокатов Андрей Детская йога
2. https://studbooks.net/1616526/psihologiya/osobennosti_razvitiya_nervnoy_sistemy_doshkolnika
3. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00711367_1.html Сказка как средство снижения эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста