Светлана Борисовна Дзягунова
Рекомендации родителям в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по лексической теме «Насекомые и пауки»
ПОСМОТРИ ВОКРУГ! Дошкольникам всегда намного интереснее и понятнее то, что они могут видеть, трогать, рассматривать, то есть изучать наглядно. Картинка жука может привлечь внимание ребенка, но если показать ему такого же жука во дворе, результат изучения не сравнить. Поэтому стараемся знакомиться с ними в естественных условиях.
Это важно! Не рассказывайте в теме насекомых о пауках. Это очень распространенное заблуждение. На самом деле пауки не насекомые (хотя имеют с ними много общего, а паукообразные.
Публикация «Рекомендации родителям в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по лексической теме „Насекомые и пауки“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Консультации для родителей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пауки, паучки, паукообразные
- Подготовительная группа
- Темочки
КАК РАССКАЗАТЬ? Рассказ о насекомых должен строиться на понятных ребёнку примерах. Для начала можно сравнить насекомых с людьми : у них тоже есть свои отдельные «народы», такие же разные, как и мы: среди них находятся трудяги и паразиты, тихони и злюки, помощники и вредители. Они очень маленькие по сравнению с млекопитающими или птицами, но их намного больше, чем всех птиц и рыб вместе взятых. Чаще всего юных натуралистов не нужно вовлекать в эту тему специально: они сами живо интересуются всем, что порхает, ползает или жужжит. Насекомые для детей – существа неизвестные и загадочные. Задача взрослых – помочь малышу разгадать все загадки.
Начинать можно с самого общего описания: где живут, чем питаются, чем полезны или вредны те или иные насекомые. Такие рассказы обязательно нужно дополнять удивительными фактами.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ТАЛАНТЫ Что же такого удивительного в этих насекомых? На самом деле – очень много. Вот несколько примеров:
1. У них есть свой язык для общения. Только это не слова, как у людей, а разные движения, запахи, прикосновения, звуки. Например, муравьи общаются усиками, пчелы – с помощью «танцев».
2. Они играют в прятки с хищниками. Например, многих бабочек не видно, когда они садятся на цветок – их крылья имеют окраску, похожую на окраску лепестков. Зеленого кузнечика не найти в зеленой травке, серую саранчу – на земле. А палочник по форме и окраске действительно напоминает палочку или стебель.
3. Они умеют превращаться, как настоящие волшебники. Например, из некрасивых вредных гусениц получаются прекрасные яркие бабочки. Сначала они были яйцами, затем стали гусеницами. Гусеницы засыпают в специальном коконе-домике – становятся куколками. А просыпаются они уже крылатыми красавицами.
А вот кузнечик в куколку превращаться не умеет, он превращается из личинки сразу во взрослого.
4. Среди них немало музыкантов. Так, сверчки, кузнечики, медведки имеют специальные приспособления на теле, которые трутся друг о друга, создавая трели. А вот осы, пчелы или комары издают звуки по другой причине: их крылышки очень быстро двигаются и соприкасаются с воздухом на большой скорости.
5. Они умеют дружить. Например, муравьи заботятся о сохранности тлей, защищают их от врагов и переносят в муравейники для теплой зимовки. За это тли угощают муравьёв вкусным молочком.
6. Глаза стрекозы занимают почти всю голову и состоят из огромного количества мелких глазков – 28 тысяч! А летает она со скоростью быстрого автомобиля: до 144 километров в час!
7. Муравей сильнее слона. Конечно, победить или поднять самого слона муравей не сможет. Зато он поднимает тяжесть, которая весит в 10 раз больше, чем он сам! А слон не поднимет даже груз, равный его весу.
8. Пчелы и осы внешне похожи, но и сильно отличаются. Первые – трудяги. Они живут в больших семьях, где есть своя королева, свои воины, строители, рабочие… Пчелы опыляют растения и делают мед, которым делятся с нами. А осы – хищницы, питающиеся фруктами, остатками пищи человека, другими насекомыми.
9. Одно из самых удивительных насекомых – медведка. Она одновременно и сверчок, и крот: у нее есть и устройство для стрекотания, как у сверчка, и приспособление для рытья нор на передних лапках, как у крота. Да и живет она в земле. Медведка внешне не очень красива, но, несмотря на это, она не ядовита и даже не кусается. Если ее обидеть, она может только поцарапать своими острыми лапками. Медведка – вредитель, который портит огородные растения, подъедая их корни. Но при этом сама уничтожает многих вредных насекомых.
Дети должны усвоить:
*образ жизни насекомых;
*чем они питаются;
*маскировка насекомых;
*их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука);
*где живут (норка, улей, дупло, муравейник);
*их вред и польза.
Лексика
Словарь ребенка должен включать слова:
Названия насекомых;
крылья, туловище, лапки, усики, глаза, хоботок, жало;
стрекочет, жужжит;
летает, порхает, ползает, прыгает, сосет;
больно, вредно, ярко.
Игры на развитие грамматического строя речи
1. «Четвертый лишний» (назови лишний предмет.
объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.
Тля, моль, пчела, гусеница.
2. «Сосчитай» (согласование существительных с
числительными в роде, числе)
Один комар, три комара, пять комаров.
(муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)
3. «Насекомые - великаны» (образование
существительных с увеличительными оттенками)
Не таракан, а. тараканище
(муравей, кузнечик, клоп, стрекоза, оса, шмель, пчела, жук)
4. «Чей?» (образование притяжательных прилагательных)
У комара писк - комариный
У пчелы мед -.
У муравья лапка -.
У шмеля жужжание -.
У таракана усы -.
Связная речь
1. Составь предложение из слов :
Цветок, села, на, бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась.
ЧТОБЫ НЕ ЗАСКУЧАТЬ Если ребенок заинтересовался каким-либо насекомым, то, изучая его, важно использовать разные виды занятий. Помощниками родителей в этом деле могут стать, например, познавательные рассказы о насекомых (В. Бианки и других писателей, сказки или мультфильмы. Закреплять информацию можно в творчестве: рисуя, раскрашивая, делая аппликации, вырезая, вылепливая, выкладывая из разных материалов изученное насекомое. Также полезно бывает поиграть. Например, устроить «охоту» : выйти на прогулку с лупой или фотоаппаратом, чтобы рассмотреть и запечатлеть этих удивительных малышей. Или попорхать по узорам на ковре, как бабочки по цветкам.