Ольга Берсенёва
Рекомендации родителям на лето
▼ Скачать + Заказать документы
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей! Повторяйте выученные стихи и чистоговорки. Контролируйте произношение поставленных звуков.
Публикация «Рекомендации родителям на лето» размещена в разделах
Читайте с детьми рассказы и сказки. После прочтения попросите ребёнка пересказать прослушанную сказку. Обращайте внимание на то, чтобы ребёнок последовательно излагал события. Включал в рассказ описание предметов. Говорил полными предложениями.
Для обогащения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи в своих летних занятих можно использовать следующие игры:
Игра «Наоборот»
Зима, а наоборот – лето
Потолок – пол
Холод – жара
Солнце - луна
Человек больной, а наоборот – здоровый
Трудолюбивый - ленивый
Высокий – низкий
Широкий – узкий
Далёкий – близкий
Смелый – трусливый
Добрый – злой и т. д.
Игра «Чей? Чья? Чьё?»
Чьё ухо? Чей хвост? Чья лапа?
У медведя– медвежье, медвежий, медвежья
У зайца – заячье, заячий, заячья
У лисы – лисье, лисий, лисья
У волка – волчье, волчий,волчья
У белки – беличье
У кошки –
У тигра –
У льва –
У собаки –
Игра «Назови какой»
Ложка из металла – металлическая
Крыша из кирпича – кирпичная
Шапка из меха – меховая
Хлеб из пшеницы – пшеничный
Из ржи – ржаной и т. д.
Игра «Назови детёнышей животных»
У лошади – жеребёнок
У коровы –
У кукушки –
У вороны –
У свиньи –
У льва-
У тигра
У верблюда
У пингвина и т. д
Игра «Упрямые слова»
Расскажите ребёнку, что есть «упрямые слова», которые никогда не изменяются (кофе, какао, кино, метро, пальто, пианино). Задавайте вопросы ребёнку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях – ответах.
«Вместе придумаем красивые (страшные, смешные, холодные и т. п.) слова»
Взрослый даёт определение словам, которые ребёнок будет придумывать, ребёнок в свою очередь придумывает и произносит.
Угадай предмет по описанию.
Описывает предмет взрослый, отгадывает ребёнок. Затем наоборот.
(например: этот предмет маленький, серый, пушистый, живёт в норке, боится кошек – мышь).
Объясни - учим ребёнка рассуждать.
Что такое ОДЕЖДА? ПРАЗДНИК? ТРАНСПОРТ? И т. д.
Игра «Составь предложение»
1 вариант. Взрослый называет любое слово, а ребёнок составляет с этим словом различные предложения.
2 вариант. Составить как можно больше предложений, используя названные взрослым три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например: озеро, карандаш, медведь).
Игра – мечта «А если бы…»
Игра всегда начинается со слов «А если бы…» (взрослый начинает фразу, дальше ребёнок фантазирует). Например, а если бы я оказался на ковре – самолёте, то… А если бы я увидел в супе лягушку… А если бы ко мне постучал розовый слон… А если бы я был ростом с пятиэтажный дом… А если бы у меня мама не ходила, а только прыгала… И т. д.
Исправь предложение.
Папа принёс кабачковый икру.
Мама сварила картошка пюре.
Маша нарисовала весёлая картинку.
Собака спряталась на конуре.
Ласточка ползала в небе.
Миша посадил в землю лепёшку.
Мышка ловит кошку. И т. д.
Материал для закрепления поставленных звуков.
Звук С.
Вот со звуком С считалка, слушай и запоминай-ка:
Все слова со слогом СА – полоса, коса, оса.
Все слова со слогом СО – Соня, сода, колесо.
Все слова со слогом СЫ – косы, бусы и весы.
Звук З.
Заучивание стихотворения «Зеленая песенка».
В зеленом, зеленом, зеленом лесу,
Зеленый листок земляники несу.
Зеленая ветка под елью не спит,
Зеленая музыка где-то звенит.
Зеленый козленок в зеленой листве,
Поет он зеленую песенку мне.
Звук Ц.
Зацепила из криницы
Красна девица водицы.
Цокнул сзади конь копытцем –
Под копытцем пыль клубится.
Молодец у молодицы
Попросил воды напиться.
Звук Ш.
ПРО ТАНЮ
Ша-ша-ша-ша,
Наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо,
И поет хорошо.
Шу-шу-шу-шу,
Поет песню малышу.
Ши-ши-ши-ши,
Любят песни малыши.
Звук Ж.
Жа, жа, жа — мы видели ежа.
Жи, жи, жи — у меня ножи.
Жу, жу, жу — на лужок хожу.
Жу, жу, жу - флаг в руке держу.
Жок, жок, жок — у меня флажок.
Звук Щ.
В ДОЖДИК
Ща-ща-ща-ща,
В дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу,
Зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще,
Буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё,
И в сапожках еще.
Звук Ч.
СВЕЧА
Ча-ча-ча-ча,
На столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо,
Ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу,
Я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи,
Пламя сдую у свечи.
Звук [Л].
Ла-ла-ла, Лола лампочку взяла.
Лу-лу-лу, Слава взял пилу.
Ло-ло-ло, летом тепло.
Лы-лы-лы, ласточки в гнезде малы.
Ал-ал-ал, Слава Луше дал пенал.
Ол-ол-ол, Саше сделают укол.
Ул-ул-ул, села Леночка на стул.
Ил-ил-ил, папа луг косил.
Звук [Р].
Ра-ра-ра, ра-ра-ра — за мостом стоит гора.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро — подари нам гусь перо.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру — повстречал я детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры — наступил конец игры.