Пиховкина Татьяна
Рекомендации родителям «Игры с детьми для развития мелкой моторики»
▼ Скачать +Заказ
Рекомендации родителям "Игры с детьми для развития мелкой моторики"
Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Рекомендации родителям „Игры с детьми для развития мелкой моторики“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики и диагностические показатели детей моей группы, решила провести углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и узкими специалистами детского сада.
Предполагаемый результат моей работы:
1. Усовершенствована предметно – развивающая среда;
2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
2. Цель и задачи
Начиная работу по данной теме, я поставила перед собой следующую цель:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством игр и упражнений.
Для решения этой цели выделила следующие задачи:
1. Развивать тактильную чувствительность рук детей;
2. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы
3. Программно-методическое обеспечение
Для успешного решения поставленных задач я подобрала и изучила методическую литературу по этой теме:
Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»;
Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»;
Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей»;
Кислинская Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры - потешки для детей от 1 года до 4 лет»;
Косинова Е. М. «Гимнастика для пальчиков»;
Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста 1 – 3 года»;
Интернет-ресурсы
Данная литература помогла мне:
- разработать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию мелкой моторики (приложение 2.docx) ;
- систематизировать игры;
- дополнить предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом, пособиями, схемами, иллюстрациями, картинками, демонстрационным материалом;
- оформить картотеку пальчиковых игр и упражнений.
4. Предметно-развивающая среда
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Поэтому постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно. Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдала за их действиями, при необходимости оказывала помощь.
Определенную ценность представлял для меня центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулировали развитие ручной и пальцевой моторики, обогащали чувственный опыт, способствовали снятию эмоционально - негативных реакций, создавали атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравились такие игры как : «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы Маши».
В группе имелось большое количество игрушек развивающего характера : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики. Были подобраны игры для совершенствования тонких движений пальцев и кистей рук с использованием темпо-метро-ритмики (Приложение 3, пальчиковые гимнастики, дидактические игры «Шагаем пальчиками» (Приложение 4, различные игры и упражнения для развития мелкой моторики (Приложение 5). Большое удовольствие детям доставляли игры с прищепками (Приложение 5).
Весь наглядный материал и дидактические пособия, имеющиеся в нашей группе, имели привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляли детям радость, вызывали желание играть ими, способствовали накоплению сенсорных отношений.
5. Организация работы с детьми в разных видах деятельности.
5.1. Организованная образовательная деятельность
Пальчиковые игры и игры на развитие мелкой моторики проводили в течение всего дня в разных видах деятельности.
В процессе разучивания потешек, стишков в таких играх формировалось правильное звукопроизношение. У детей развивалось пространственное мышление, фантазия, память, внимание. В зоне изобразительной деятельности дети пользовались карандашами, фломастерами, гуашью, мелками, учились обводить по трафарету, по контуру, штриховать овощи, фрукты. Использовали в работе нетрадиционные техники рисования (ладошками и пальцами). На прогулках рисовали на снегу, на песке.
Работа с тестом, пластилином так же развивала мелкую моторику рук. Пальчики детей становились более ловкими, гибкими. Вместе с детьми с соленого теста лепили сушки, печенье, конфеты.
С большим удовольствием дети занимались в физкультурной зоне, где имелось разнообразное оборудование: ребристые доски, дорожки-массажеры, мячи-ежики, дорожка из пуговиц, мешочки с крупой, цветные пробки. Упражнения с данным инвентарем полезны были не только для стоп ног, но и для массажа рук и пальцев.
Игры с бумагой. Дети отрывали кусочки от цветной бумаги, а затем раскладывали их по заранее нарисованным контурам, получалось очень красивое, модное панно. Учились разрывать бумагу разной плотности: картон, салфетки. Сминали, а затем разглаживали ладонями и пальцами скомканный лист бумаги.
Игры с камешками. Предлагали детям потрогать и сравнить по цвету, по форме, выложить рисунок (солнышко, цветочек, дорожку для цыпленка)
Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в режимные моменты
В своей работе по данной теме, старалась использовать любую свободную минуту для проведения игр и упражнений по развитию мелкой моторики в разные режимные моменты: утром до завтрака, между организованной деятельностью, во время их, во время прогулок, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе.
Большую помощь пальчиковые игры оказали мне во время адаптации детей, когда малыши первые дни сильно плакали. Они успокаивались и получали удовольствие, когда я им рассказывала стихи и потешки, при этом массажировала пальчики и ладошки. Я видела, что эти игры способствовали развитию речи, вызывали смех и радость общения.
Наравне с пальчиковыми играми и упражнениями в свободное время в работу с детьми я стала включать пальчиковый театр, с персонажами которого можно поставить любую сказку. Вначале, сказки я показывала сама, в последующем дети уже сами манипулировали куклами. Им очень нравилось рассказывать сказки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Три медведя».
Для самостоятельной деятельности детей, чтобы улучшить умения нанизывать предметы на стержень в центр настольной игры я вносила – пирамидки разных видов, дощечки со стержнями и геометрическими фигурами. Дети с удовольствием играли с народными игрушками (матрешками, увлекаясь их красочностью, выразительностью.
Больше всего на прогулке детям нравилось рисовать палочками на песке, собирать камешки, сухие веточки, прибирать за собой игрушки. Одновременно дети развивали мелкую моторику и учились трудиться.
Одно из любимых занятий детей в вечернее время, являлось пересыпание круп (перловка, греча) из одной посуды в другую, а так же рассыпание крупы на поднос (горох, боб, фасоль) и рисование (клубочек, мяч, дорожка, лесенку. Играя с крупой, трогая и пересыпая её, дети получали хороший массаж для кистей и пальцев рук.
Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.
Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста, поэтому развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет — актуальный вопрос для родителей.
НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще миллион разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком.
Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день, — пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.
ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
В 2–3 года малыш уже способен справляться с застежками-липучками, крупными пуговицами, проталкивать предметы в отверстия, разбирать и собирать пирамидки, строить башни из кубиков, рисовать, лепить куличики, откручивать крышки, нанизывать бусины на шнурок и еще много чего. Он даже начинает пользоваться безопасными детскими ножницами. Чем разнообразнее игры и занятия ребенка, тем более разносторонним будет развитие его рук и пальчиков. Это не значит, что нужно покупать ему как можно больше игрушек, — в любом доме легко найдется множество подходящих для этой цели предметов.
САМЫЕ ПРОСТЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ
Заинтересовать и вовлечь в игру малыша 2-3 лет легко, и чем проще игра — тем лучше.
«Улитка». Самым маленьким это упражнение поможет научиться удерживать большим пальцем безымянный и мизинец в согнутом состоянии, оставляя указательный и средний прямыми. Одну руку нужно сжать в кулачок и аккуратно высвободить из него 2-й и 3-й пальчики так, чтобы 4-й и 5-й остались под большим. Чтобы малышу было проще сохранить такую комбинацию, можно слегка прижать ее к повернутой вверх ладошке другой руки. Теперь пора пошевелить свободными указательным и средним пальцами, изображая рожки улитки, сидящей на листочке-ладошке.
«Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу, превратив человечка в веселого монстрика или даже в осьминога.
«Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.
Играя с ребенком, проявляйте фантазию: это поможет не только развеселить его, но и стимулирует развитие творческих способностей, воображения.
РИСОВАНИЕ
Впервые взяв в руки карандаши, восковые мелки или пальчиковые краски, ребенок с восторгом понимает, что теперь он умеет оставлять разноцветные каракули практически на любой доступной поверхности.
Пользу рисования сложно переоценить, ведь помимо мелкой моторики оно развивает :
мышление;
фантазию;
чувство прекрасного;
творческие способности.
Многие родители расстраиваются, что их чадо не желает держать пишущий предмет правильно, а зажимает его в кулачке, но в таком раннем возрасте об этом можно не беспокоиться.
Вот несколько рекомендаций для того, чтобы рисование принесло удовольствие и пользу малышу:
В качестве инструмента для первых опытов предпочтительнее безопасные восковые мелки, чем карандаши, так как при поломке они не теряют пишущих качеств. К тому же, с их помощью можно проводить линии разной толщины, а также рисовать боковой поверхностью.
Чтобы уберечь от потока детского творчества обои, нужно обеспечить ребенка необходимым пространством для рисования: например, предложить ему лист ватмана, разложенный на полу. Это обязательно понравится маленькому художнику, если в альбоме ему тесновато.
Работу с пальчиковыми или обычными красками удобно организовать в ванной, совместив с купанием. Рисовать можно на кафельной стене или другой подходящей поверхности, и при этом не боясь запачкаться. В магазинах даже можно найти специальные мелки для ванной.
Как мелки, так и карандаши лучше покупать толстые, диаметром около 1,5 см, – их малышу будет намного удобнее держать, чем «взрослые» тонкие, а значит, он охотнее будет ими пользоваться.
ЛЕПКА
Одно из самых важных упражнений для детских пальцев — лепка. Даже простое разминание пластилина или теста великолепно развивает сенсомоторику ребенка. Выбору массы для лепки следует уделить особое внимание: материал должен быть безопасным и достаточно мягким, чтобы малыш мог с ним работать. Занятия должны проходить под присмотром и при участии взрослых:
«Лепешки и колбаски». Чтобы наглядно продемонстрировать малышу возможности пластилина, можно скатать несколько небольших шариков (лучше разноцветных) и предложить ему расплющить один из них ладошкой — получится лепешка. Второй шарик ребенок должен будет покатать по столу так, чтобы получилась колбаска. Следующие несколько шариков нужно предоставить в распоряжение ребенка и понаблюдать, что он из них сделает.
«Прилипалка». Начинающему скульптору нужно показать, что иногда фигурка может состоять из нескольких деталей. Для этого нужно слепить несколько незамысловатых фигур — шариков, кубиков, колбасок — и предложить малышу соединить их как ему захочется. Возможно, он слепит человечка.
«Палитра». Через какое-то время после начала работы с пластилином ребенку обязательно придет в голову идея смешать цвета. Не стоит его в этом ограничивать! Наоборот, полезно будет показать ему несколько удачных сочетаний, например, перекрутив между собой две тонкие колбаски разных цветов, а потом позволив перемять их. Конечно, разделить пластилин обратно уже не удастся, но зато палитра пополнится новыми оттенками.
Подобные маленькие уроки расшевелят фантазию ребенка, и он уже сам придумает множество интересных «пластилиновых» игр.
У малыша не сразу получится воплощать все свои замыслы, поэтому ему нужно помогать в наиболее сложных деталях, иначе он может потерять интерес к лепке.
ИГРУШКИ
Детские магазины предоставляют огромный выбор развивающих игрушек для малышей. При желании почти любую из них можно воспроизвести дома из подручных материалов. Здесь главное условие — чтобы игрушка нравилась ребенку. Вот несколько популярных примеров:
Мозаика. Представляет из себя перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.
Шнуровка. Это набор из картонных карточек с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное шнурование.
Сортировка. Для этой игры подойдет любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно продолжать. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.
Подбор крышки. Это домашняя игра, для которой понадобится несколько небольших пластиковых бутылок и банок с крышками разного диаметра. Ребенку предлагается подобрать нужную крышку к каждому горлышку и закрутить ее.
Конструктор. Универсальная игра, интересная ребенку любого возраста. Возводить постройки можно как по образцу, так и в свободной форме. При выборе конструктора для малыша нужно учитывать одно требование: чтобы он соответствовал категории «0+» как по размеру деталей, так и по качеству материала, из которого он изготовлен.
В 2-3 года вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым развивающим занятиям нужно приступать, когда малыш пребывает в соответствующем расположении духа, – тогда они принесут максимальную пользу и радость
С целью выявления результативности проведенной мною работы, были повторно предложены детям тестовые задания, в ходе анализа которых, стало возможным определить степень успеха в использовании игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики детей 2 – 3 лет. Из таблицы видно, что на конец учебного года количество детей с высоким и средним уровнем увеличилось, а с низким уменьшилось.
100% детей научились уверенно сгибать и разгибать пальцы, движения рук стали более скоординированы, все дети смогли поднимать обе руки. 93% детей самостоятельно одевались без пуговиц и шнурков, 7% еще не научились. Уверенно держали карандаш и проводили штрихи 89% детей, а 11% затруднялись. Бросали мяч, держали уверенно ложку и самостоятельно кушали 93% детей, 7% допускали небольшие ошибки. 89% детей свободно манипулировали мелкими предметами, 11% немного затруднялись.
Сравнивая результаты начальной и итоговой диагностики, можно выявить положительные результаты в решении поставленных задач. Если на начальном этапе практически по всем критериям в среднем положительный результат составлял всего 23%, то к концу года он составил 89%.
Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей 3-го года жизни. Это говорит о том, что целенаправленная работа принесла желаемые результаты.