Лариса Бочарова
Рекомендации родителям дошкольников с расстройством аутического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей детей с расстройством аутистического спектра
Основное и самое главное для родителей во время воспитания - это терпение
и вера в благоприятный исход и максимально эффективное развитие ребенка
с РАС в силу его психофизиологических особенностей.
1. Помогайте осуществлять психолого - педагогическую коррекцию.
Между родителями и специалистами в лечении детей должны установиться
доверительные отношения. Интересуйтесь содержанием занятий,
требованиями к ребенку и соблюдайте рекомендации и советы специалистов
Публикация «Рекомендации родителям дошкольников с расстройством аутического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- Темочки
педагогического (дефектолог и психолог) и медицинского (психиатр, невролог)
профиля.
2. Ребенка нужно активно вводить в социум, ставить реальные задачи и цели
на ближайшее будущее.
Старайтесь вызвать у ребенка потребность эмоционального общения со
всеми окружающими его взрослыми, детьми и учите испытывать большую
радость от него. Вступайте в сообщества родителей, которые воспитывают
детей с подобным диагнозом, принимайте их положительный опыт и делитесь
своим. Главное — не замыкаться вокруг своего ребенка, не избегать друзей,
путешествий с ребенком.
3. Придерживайтесь единых требований, которые предъявляются ребенку.
В структурированной среде ребёнок чувствует себя в безопасности, что
позволяет максимально раскрыть потенциал ребёнка в процессе обучения и
социализации. Все взрослые, участвующие в процессе обучения и
воспитания, должны действовать в одном ключе - схема действия должна быть
во всех случаях одинаковой. Будьте последовательны, придерживайтесь
одного и того стиля поведения при повторяющихся ситуациях. Если
существует запрет на какое-то действие ребенка, то запрет этот должен соблюдаться всегда и всеми членами семьи.
4. Установите особый, теплый эмоциональный контакт с ребёнком. Не выпускайте ребенка из своего поля зрения, к нему должно прийти понимание, что он всегда может подойти к вам. Дозируйте свое общение с ребенком, чтобы ребенок от него не уставал. Создайте укромное место, где ребенок может посидеть в одиночестве, поиграть, расслабиться. Подбадривайте ребенка в те моменты, когда вы чувствуете, что он испытывает страх, старайтесь ликвидировать причины страхов.
5. Внушайте ребёнку уверенность в себе. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не унижайте его и не говорите при нем о его недостатках. Учите использовать свои способности.
6. Помогайте усвоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
В жизни ребенка с РАС должен строго соблюдаться определенный режим и ритм с соблюдением ежедневных ритуалов. Организация четкого распорядка и режима дня помогает детям в усвоении бытовых навыков. При обучении стереотипам поведения в быту требуйте от ребенка выполнить какое-либо действие, которое ему под силу.
Соблюдайте принцип «от простого к сложному» и действуйте в тактике «мелких шагов». Терпеливо объясняйте ребенку смысл его деятельности.
7. Развивайте у ребёнка заинтересованность игрой и учите играть игрушками в ролевые игры.
Проявляйте тактильный контакт к ребенку тогда, когда он к этому готов. Играйте в контактные игры, они помогают развивать тактильные навыки. Из-за нарушения элемента подражания, детям сложно играть в куклы, машинки, делать пасочки и мириться с тем, что кроме них, в песочнице есть другие дети. Но гулять с аутистом отдельно – ошибка. Медленно, но уверенно учите его подражать. Например, делая пасочки, уделите каждому этапу день-два. Любую игру, особенно новую, проигрывайте много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок учился не только слушать, а главное - слышать и понимать правила, и чтобы игра превратилась в ритуал.
8. Развивайте речь ребенка, чтобы приблизить ее к возрастной.
9. Дозируйте все новое в разумных для ребенка в данный момент пределах. Стремитесь сделать свою деятельность с малышом целенаправленной и своевременной.
10. Занимайтесь с ребенком лечебной физкультурой. ЛФК развивает не только координацию движений и укрепляет здоровье, но и прекрасно снимает психоэмоциональное напряжение и развивает мыслительные процессы ( понимание пространственных представлений: вправо -влево, верх-низ).
11. Научитесь контролировать поведение ребенка. Помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому боритесь с ним незамедлительно. Пытайтесь притупить агрессию, старайтесь даже самые начальные симптомы или признаки агрессии перевести в фрагмент игры, переключив внимание ребенка на другие действия.
Поощряйте ребенка за хорошее поведение. Хвалите его как можно чаще, например, за выполненную инструкцию, за разученный новый навык и др.
Показывайте своё одобрение каждый раз, как только ребёнок успешно
выполнил задание.
Научитесь отказывать. Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Иначе
малыш не поймет, что некоторые его поступки причиняют боль – он будет
толкать детей на площадке или бить маму и т. д.
Не балуйте малыша! Дети-аутисты великолепные манипуляторы, а
вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять
всю работу за них.