Агафонова Наталья
Рекомендации построения РППС по реализации программы «Социокультурные истоки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
«…Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу,. прежде всего и больше всего любуясь им, и радуясь тому прекрасному, что в нем находится» В. В. Зеньковский
Духовно - нравственное воспитание является одним из основных направлений отечественной педагогики. В настоящее время это направление наиболее актуально потому, что взаимосвязано с восстановлением народных традиций, развитием национальной культуры, и воспитанием бережного отношения к русскому народному наследию. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т. д.
Публикация «Рекомендации построения Рппс по реализации программы „Социокультурные истоки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
Среда, в которой живёт ребёнок, включая помещение, предметы быта, игрушки оказывает огромное влияние на его развитие и формирование. Развивающие условия создаются сочетанием ряда средств: информационной, социально-педагогической, этнокультурной, здоровьесберегающей, художественно-эстетической средой. Все эти среды в совокупности представлены в материально-предметной среде дошкольного учреждения и в коммуникации детей и педагогов. Создания развивающего предметно-пространственного окружения ребёнка обусловлено представлениями о его многофункциональности как важнейшем условии для расширения деятельности детей. В формировании материальной среды ориентирами выступают, во-первых, требования СанПиН, направленные на обеспечение безопасности и здоровья детей; во-вторых, собственные представления руководителя и педагогов о красоте и функциональности. Среда должна соответствовать возрастным особенностям детей, включать традиционные компоненты и инновационные.
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации нами был учтен Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры от 18.07.2017 №1137 "Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации "Социокультурные истоки" в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Центры развития.
В групповом помещении по программе «Социокультурные истоки» нами были созданы такие центры развития:
Мини-музей родного края «Наши истоки»;
«Родная книга»;
«Люби – и знай свой край»
«Традиционные игры и игрушки»
«Театр сказок».
Галерея художников
Галерея рисунков «Моя персональная выставка»;
Комплекты литературы.
Для работы мы используем такие книги для развития детей 5 – 6 лет по программе «Социокультурные истоки» : «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово» и альбомы по этим темам.
Произведения изобразительного искусства.
В центр развития «Галерея художников» нами были подобраны такие произведения изобразительного искусства, как репродукции картин известных русских художников - классиков по темам итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки» на темы:
«Верность родной земле»
«Радость послушания»
«Светлая надежда»
«Доброе согласие»
«Добрые друзья»
«Добрые дела»
«Мудрое слово»
Тематические альбомы, иллюстрации, сюжетные открытки.
В старшей группе содержание среды центра развития «Люби и знай свой край» пополнилось материалами по ознакомлению с родной страной, ее столицей, государственной символикой, историческим прошлым России, с бытом людей, с народными промыслами. Важно показать ребенку, что родной край и город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками. Для этого оформили тематические альбомы на темы: «История возникновения города Когалым», «Люблю тебя мой край родной!», «Моя малая родина – мой Когалым». Совместно с родителями мы создали тематические альбомы по темам: «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».
Эстетические предметы быта.
Предметы старорусского быта позволяют ребёнку прикоснуться к родным культурным ценностям; обогащает духовно - нравственное, эмоционально-образное, познавательное, социальное и эстетическое начало.
Для того чтобы дети в группе познакомились с известными во всем мире образцами русского декоративно - прикладного искусства, мы, совместно с родителями, оформили такие альбомы: «Дымковская роспись», «Городецкая роспись», «Полхов – майданская роспись», «Хохлома», «Гжель».
Так же нами были оформлены альбомы для рассматривания: «Русский народный костюм», «Народные промыслы», «Защитники Отечества».
Игрушки и игровые атрибуты.
В центре развития «Традиционной игры и игрушки» имеются образцы народной куклы и народной игрушки, народного костюма, образцы предметов культуры и быта народа ханты и манси.
В этом центре оборудованы театрализованные зоны с различными видами театров, благодаря которым, мы имеем возможность систематически проводить инсценировки сказок, развлечения, направленные на социализацию детей, на обогащение их социокультурного опыта. Также здесь имеются такие сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дом», «Пограничники», «Богатыри», «Строители», «Моряки»; режиссерские игры «Богатыри», «Семья», имеется картотека подвижных, хороводных народных игр и все необходимые к ним атрибуты.
Дидактические игры.
Дидактическая игра, как и любая развивающая игра, представляет собой вид деятельности детей, который организуется педагогом с целью обучения и развития детей. Ее особенностью является то, что она позволяет узнать что – то новое, она активизирует психические процессы, вызывает интерес к процессу познания. С этой целью в центре развития «Родная книга» мы организовали уголок дидактических игр. Дидактические игры представлены кубиками – сказками, разрезными картинками по темам итоговых занятий, домино «Сказки», «Былины», настольными играми «Путешествие в историю родного края», «Народы России», «Собери карту России», лабиринтами.
Детская литература.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма. В нашей группе имеются комплекты книг для развития детей: книги поэтического слова русских писателей - поэтов классиков; познавательно-историческая литература; разнообразные тематические календари с крупными иллюстрациями; книги с народными и авторскими сказками; альбом со сказками народов ханты и манси, портреты отечественных писателей - классиков и поэтов - писателей своего региона, музыкантов, художников и др.
Образцы этнических, культурных, конфессиональных особенностей региона.
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Также наша великая Родина – дом для многих национальных культур. С этой целью в нашей группе были оформлены альбомы «Святыни нашего края», «Народы, живущие в Югре», макет «Хантыйское стойбище», коллекция «Народная игрушка».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных проблем.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. С этой целью мы совместно с родителями создали альбомы «Защитники Отечества» (2 части, «Православные праздники», макеты «Богатырская застава», «Рождественский вертеп».
Изобразительные материалы.
Программа «Социокультурные истоки» в художественно-эстетическом развитии дошкольников решает задачи:
• Формирования эмоционально-образного восприятия ближней и дальней среды развития (образы-иллюстрации серии книг для развития и альбомов для рисования позволяют детям получить образно-эмоциональное восприятие духовно-нравственного контекста произведений и осваиваемых категорий курса пропедевтики «Истоки»);
• Эмоционально-образного развития духовно-нравственного контекста осваиваемых категорий на основе освоения книг для развития, Альбомов для рисования, системы АФОД, музыкально-художественных произведений;
• Эмоционально-чувственного развития (реб нок при освоении содержания «Истоков» испытывает комплекс чувств, эмоций, размышлений, выражает их в рисунках на страницах Альбома в книгах для развития и в альбомах для рисования);
• Музыкально-творческого развития (народные игры, песни, хороводы включены составной частью в книги для развития детей и в планы итоговых занятий; музыкальное сопровождение используется и при проведении большинства итоговых занятий с детьми и родителями);
Для решения этих задач в нашей группе имеется центр галереи рисунков «Моя персональная выставка», который оснащен такими изобразительными материалами: альбомы для развития и рисования детей по программе; все виды изобразительных материалов; природный и бросовый материал для творчества, а также русские национальные музыкальные инструменты, музыкально – дидактические игры, альбомы «Народный танец», «Русские музыкальные инструменты».
Взаимодействие и сотрудничество с семьей.
Важным условием эффективной реализации программы «Социокультурные истоки» является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Чтобы процесс воспитания любви к Родине был двусторонним, в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.
В нашей группе реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для уголков, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду и являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
Таким образом, мы считаем, что условия, созданные нами в группе, имеют большое значение в личностном становлении наших детей, так как позволяют всем воспитанникам проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Развивающая предметно – пространственная среда группы по реализации программы «Социокультурные истоки» является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка нашей группы.
Список использованной литературы:
1. Основная образовательная программа «От рождения до школы», Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.
2. Программа «Социокультурные истоки», Кузьмин И. А., Камкин А. В.
3. Рабочая программа воспитателей старшей группы №10
4. Методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.