Ирина Алфёрова
Рекомендации по подготовке к конкурсу речевой РППС в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по подготовке к конкурсу речевой РППС в группе
Предлагаю вместе проанализировать речевую среду вашей группы и пополнить её в соответствии с современными требованиям дошкольного образования.
Всё насыщение речевой развивающей предметно-пространственной среды по возрастным группам взято из методических рекомендаций «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
1 младшая группа
Публикация «Рекомендации по подготовке к конкурсу речевой Рппс в группе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У детей третьего года жизни формируются первичные представления о богатстве и многообразии предметного мира, назначении и функции предметов ближайшего окружения, поэтому в их мини-уголке «Учимся говорить» должно быть:
• Стеллаж для пособий;
• Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;
• Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;
• Набор картинок для группировки (по 3-4 шт. в каждой группе) с реалистическим изображением: животные, животные с детёнышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки – по 1 набору;
• Наборы парных картинок (предметные) для сравнения (той же тематики) 10 разных;
• Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей) той же тематики – 5-6 разных;
• Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (2-4 части) – 3 разные;
• Разрезные картинки (на 2 части по прямой);
• Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации) – 10 разных;
• Сюжетные картинки с различной тематикой, близкой ребёнку (сказочной, социокультурной) крупного размера.
2 младшая группа
• Стеллаж для пособий;
• Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;
• Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;
• Наборы игрушек, комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее лёгких согласных звуков;
• Наборы картинок (4-6 шт.) животных, животных с детёнышами, диких животных и домашних, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, игрушки, транспорт, предметы обихода и продукты питания;
• Наборы парных картинок (для сравнения) той же тематики – 10 разных;
• Наборы парных картинок типа «лото» с геометрическими формами;
• Разрезные складные кубики с предметными картинками из 4-6 частей;
• Разрезные картинки, разделённые на 2-4 части по вертикали и горизонтали;
• 4 картинки времён года, части суток и сезонной деятельности людей.
• 2-3 картинки для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);
• Сюжетные картинки крупного формата – сказочная и социобытовая тематика – 20-30 разных;
• Игры из серии «Умница»: «Контуры», «Что есть что?», «Кто есть кто?», «Кто в домике живёт?»
• Лото «Парные картинки», «Игрушки»;
• Игра «Найди маму», «Магазин»
Для формирования и совершенствования грамматического строя речи:
• «Цветок и бабочка», «Чего не стало?», «Разноцветные машины» (на различие существительных единственного и множественного числа).
Уголки «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр»:
• Коврограф, ширма для настольного театра;
• Детские книги по программе, книжки-малышки;
• Маски, костюмы, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Колобок»….;
• Разные виды театров (плоскостной, стержневой, кукольный)
Средний возраст
Материал уголка речевого развития детей среднего возраста усложняется по содержанию в нём предметов и явлений окружающего, усложняется в направлении классификации предметов и явлений, обязательным остаётся:
• Стеллаж для пособий;
• Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;
• Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;
• Наборы для группировки и обобщения (до 8-10 карточек) животных, птиц, рыб, насекомых, растений, продуктов питания, одежда, обувь, мебель, здания, транспорт, профессии, предметов обихода и т. д. по 1 набору;
• Парные картинки типа «Лото» (6-8 частей) той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических изображений;
• Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков;
• Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей);
• Сюжетные картинки с разной тематикой 8-10 разных крупного и мелкого размера;
• Разрезные картинки или кубики с сюжетом (6-8 частей 4-6 разных);
• Разрезные контурные картинки (4-6 частей 8-10 разных);
• Графические головоломки (лабиринты, схемы маршрутов) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатные игры;
• Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты познавательного характера 20-30 разных.
В средней группе появляется нормативно-знаковый материал в виде кубиков с буквами и цифрами:
• Наборы картинок с изображением предметов и названий;
• Набор карточек с изображением предметов (от 1 до 5) и цифр;
• Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами;
• Набор моделей: деление на 2 и 4 части;
• Настенный алфавит, слоговые таблицы;
• Картотека словесных игр;
• Магнитная доска, настольные кассы.
Художественная литература:
• Книги по программе;
• 2-3 постоянно меняемых детских журнала;
• Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»
• Книжки-малышки с произведением фольклора малых форм;
• Книжки-раскраски по теме
• Аудиокассеты и диски по литературным произведениям;
• Театры настольные и перчаточный
Старший возраст и подготовительный
Следует учесть, что этот возраст является важным периодом развития речи.
Л. С. Выготский считал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением: речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления. Именно в этом возрасте нужно сделать акцент на развитие словаря, полезно проводить словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры. В этом возрасте происходит развитие памяти, поэтому важно стимулировать повторение, как основу запоминания, активно использовать мнемотехнические средства, символы, схемы, дети преодолевают трудности при достижении цели, возникают игры-соревнования.
Важное значение приобретает использование обучающих дидактических игр. Начинается формирование мотивации готовности к школе. В речевом уголке должно быть лото «Скоро в школу», домино «Школьные принадлежности».
В уголке «Будем говорить правильно» для старших дошкольников должно быть:
• Зеркало;
• Тренажёры для развития дыхания (мыльные пузыри, надувные игрушки,.);
• Серии сюжетных картинок;
• Алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах;
• Набор картинок по классификациям животных, растений, транспорта, строительных сооружений, профессий, видов спорта и т. д. ;
• Набор таблиц и карточек с предметами и условно-схематическим изображением для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) 2-3 разные;
• Серия картинок по временам года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей 3-4 разные;
• Разрезные (сюжетные) картинки (8-16 частей) разделённые прямыми и изогнутыми линиями 8-10 разных;
• Набор с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещённость, облачность);
• Коллекция марок;
• Коллекция монет;
• Разрезная азбука и касса, набор карточек с цифрами и числовой балансир (на составление числа из 2-х меньших);
• Набор «Лото» последовательности числа;
• Набор магнитов с буквами, геометрическими фигурами, цифрами (3-4 набора);
• Набор моделей: деление на части (2-16) 4 шт. ;
• Картотека предметных картинок и речевого материала для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных;
• Материал для звукового и слогового анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, флажки,.);
• Дидактические игры для формирования грамматического строя речи «Один и много», «Найди маму», «Бабочка и цветок», «У кого кто?», «Кто за деревом?», «Собери семейку» и т. д. ;
• Лото, домино по изучаемым темам (8-12 частей) реалистический и условно-схематические изображения по 10 разных;
• Настольный алфавит, настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука;
• Диапроектор, экран, набор слайдов;
• Альбомы и наборы открыток с видами Москвы, С-Петербурга, Архангельска, Вельска;
• Карта-плакат центра родного города или микрорайона;
• Российский герб, флаг, герб своего города;
• Куклы в русских костюмах;
• Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре», «Раньше и сейчас», «Охота на мамонта», «Собери матрёшек», «От кареты до ракеты»;
• Глобус, детские атласы, физическая карта мира;
• Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей);
• Игры для совершенствования навыков языкового анализа «Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери слова», «Подбери схемы»;
• Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
• Набор знаков дорожного движения.
В уголке книг помимо того, что должно быть в предыдущем возрасте должны быть детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по истории и культуре русского и других народов, кроме этого должны быть:
• Репродукции картин известных художников;
• Альбомы «Знакомство с натюрмортом и пейзажной живописью» Н. А. Курочкина