Холодилина Елена
Рекомендации по организации дидактических игр с растениями для ознакомления дошкольников. Педагогическая статья
По утрам умываясь росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой,
И спросил я: - А как назывались?
Н. Рубцов
Мы живем на Южном Урале, где богат и многообразен мир природы.
Современный город - очень сложная экологическая система, которая сильно изменяет в своих пределах окружающий мир, все компоненты природной среды (атмосферу, воду, растительность почву и даже климат) в результате ежесуточных выбросов промышленными предприятиями и транспортом тысячи тон различных загрязняющих веществ. Горожане страдают от той окружающей среды, которую сами создали.
Публикация «Рекомендации по организации дидактических игр с растениями для ознакомления дошкольников, Педагогическая статья» размещена в разделах
- В мире растений. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Благоустройство городов – дело всех и каждого жителя города, поскольку оно служит целям улучшения условий жизни, труда и отдыха населения.
Особенно большая роль при этом отводиться озеленению. Но что бы каждый осознал значимость этого дела необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Как нельзя лучше для проведения воспитательной и образовательной работы подходит окружающий нас растительный мир. Прививая любовь и уважение дошкольников к живой природе, можно только обратив их внимание на живые существа, с которыми они сталкиваются каждый день. Каждый цветок, травинка, кустик и дерево имеют свое имя и историю взаимоотношения с человеком в качестве пищи, лекарства, источника тепла, материала для строительства крова и изготовления множества, необходимых вещей.
В ознакомлении дошкольников с природой особое значение имеют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учиться вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать,делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.
Однако воспитательную ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитию умственных способностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическое его развитие.
В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения.
На Южном Урале растительный покров отличается большим разнообразием. Не менее богата растительность в Челябинской области по видовому составу - от горноарктических до полупустынных форм.
Игры с овощами и фруктами хорошо знакомы и интересны детям. Ребенка привлекает их форма, окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.
Комнатные растения – обитатели уголка природы детского сада. Их удобно использовать в играх, прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе, деревья, кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остается зелеными постоянно, а некоторые цветут и зимой.
Со сменой времен года растительный мир привлекает внимание ребенка бурными изменениями, красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия.
Не менее важную роль в ознакомлении дошкольников с растениями играет красная книга Южного Урала. Ребенок знакомиться с редкими видами растений, исчезающими растениями которым необходима большая забота.
Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору.
Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на прогулке и групповой комнате. При организации игр на прогулке не требуется специального оборудования, но выбирая место для игры, необходимо, будь то огород в детском саду, растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей, должны быть доступны детям для наблюдения.
Если игра проводиться в помещении, природный материал размещают так, чтобы дети хорошо видели отличительные признаки каждого предмета (окраску, величину, форму) и все детали.
Можно выделить два типа дидактических игр с природным материалом: бессюжетные и сюжетные. игры в которых все дети выполняют одно два однородных действия, относятся к бессюжетным. если же в игре действия,согласно ее правилам выполняются соответствующими участниками (исполняются роли,а содержание отражает определенный сюжет,то это игры сюжетные. Они требуют некоторых знаний, умения применять их соответствующей ситуации. Эти игры лучше проводить с детьми старшей и подготовительной к школе групп.
В ходе дидактических игр дети разного дошкольного возраста путем многократных повторений усваивают объем знаний в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». В программе «Наш дом Южный Урал прописана забота о природе, растительности. Используя растения в играх в естественных условиях необходимо, все действия проводить, аккуратно используя принцип «Не навреди!».
Планируя игру с природным материалом, воспитатель должен помнить о соответствии ее содержания изменениям, происходящим в окружающей природе. Например, игры, связанные с покупкой семян, проводить лучше весной, а сбором урожая – летом, осенью.
Последовательность проведения игр дается в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня представлений детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игры в разных вариантах лучше использовать для детей разного возраста. Они усложняются за счет увеличения количества растений, более разнообразных правил и игровых действий.
Воспитатель, играя с детьми, может организовать разные варианты : ввести дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе, так как в процессе придумывания вызывается интерес к играм.
Литература:
1. В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» Москва Просвещение 1981
2. М. К. Куприянова «Зеленый шум» Рассказы фенолога о лесе Свердловск Средне –Уральское книжное издательство 1983
3. Ф. Я. Кирин «География Челябинской области» Южно-Уральское издательство. Челябинск 1973
4. Н. П. Строкова, С. Е. Коровин «Деревья и кустарники» Зеленый наряд Южноуральского города Край 2010.