Людмила Семенчина
Рекомендации педагогам по сотрудничеству c родителями в процессе воспитания детей в семье и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Семенчина Л. В.
Рекомендации педагогам
о сотрудничестве c родителями в процессе воспитания
детей в семье и ДОУ
«Чтобы узнать ребенка,
надо хорошо знать его семью»
В. А. Сухомлинский
Воспитание детей – одна из вековых проблем человечества. От того, как мы их воспитаем, зависит наше будущее и наша старость. Недаром говорили в старину, что посеешь, то и пожнешь. А воспитывать ребенка нужно совместными усилиями педагогов и родителей, т. е. тех людей, которые непосредственно находятся рядом с ребенком в его первые, самые важные для воспитания годы жизни.
Публикация «Рекомендации педагогам по сотрудничеству c родителями в процессе воспитания детей в семье и ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последние годы находится на первоочередном месте, очень актуальна. По теме существующих двух ветвей воспитания ребенка- семейной и общественной, издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общество? Однозначного мнения здесь не может быть.
ДОУ не может вести полноценную воспитательную работу без ущерба для развития личности ребёнка, отказываясь от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
В то же время, преобладающая часть родителей, не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Это объясняется различными причинами:
• незнанием родителями основ дошкольной педагогики и психологии;
• недостаточным культурным уровнем части семей.
• алкоголизм одного или обоих родителей,
• наркомания среди родителей,
• ухудшение материального положения.
• увеличение неполных семей.
Все чаще педагоги сталкиваются с тем, что родители, испытывают различные трудности в воспитании своих детей. Причин этому много, и одна из них – большая загруженность родителей (физическая и эмоциональная, так как много сил у них уходит на финансовое обеспечение семьи. Поэтому им проще ребенка посадить у телевизора или предоставить для его распоряжения большое количество игрушек, гаджетов, которые заменяют родительское общение. Встречаются так же и незрелые родители, которые в должной мере не занимаются воспитанием и развитием своих детей (не понимают важности или не имеют желания).
Особенно много трудностей в воспитании испытывают молодые родители, так как жизненный и родительский опыт у них не значительный. Некоторые из них часто бывают, растерянны в ситуациях, когда дети начинают не слушаться, капризничают, что-то настойчиво требуют. И порою взрослому проще уступить ребенку или наказать его, чем попробовать поискать адекватные пути выхода из сложившейся ситуации, понять и принять своего ребенка. Для многих родителей особо сложен период адаптации ребенка в детском саду. Так же много обращений за помощью к психологу и воспитателям бывает от родителей в кризисный период развития ребенка (кризис трех лет).
Поэтому так важно проводить работу с родителями, особое внимание, уделяя молодым мамам и папам. Привлекая родителей к совместному воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов. Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, жить в социуме, то их совместные усилия будут ребенку во благо.
Чтобы помочь родителям, стать равноответственными участниками образовательного процесса, чтобы вовлечь семью в единое образовательное пространство, педагогам дошкольного образования нужно использовать разнообразные активные формы и методы работы с родителями :
- родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- совместные экскурсии;
- дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотомонтажей, фотовыставок;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- утренние приветствия;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
Кроме того, очень важно по своей информативности и наглядности такое направление, как:
- родительские уголки,
- папки - передвижки,
- групповые альбомы
- фотомонтажы «Из жизни группы»,
- фотовыставки «Как я провел день, отпуск, каникулы….»,
в которых можно поместить практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Групповые родительские собрания помогают нацелить родителей на помощь коллективу педагогов, активно включиться в процесс воспитания детей. Собрание нужно готовить таким образом, чтобы родителям было интересно и полезно присутствовать на них.
Для индивидуальной работы можно использовать консультации, беседы, целью которых является обсуждение того, как ребенок продвигается в своем развитии, чем озабочены педагоги или родители. На такие консультации можно приглашать всю семью.
Еще одним эффективным вариантом взаимодействия с родителями зарекомендовали себя практикумы общения педагогов с родителями, которые направлены на развитие умения непроизвольно общаться, на понимание эмоционального состояния собеседника, понимания состояния души ребенка.
Одна из важных форм работы с родителями – праздники и развлечения. Их готовят не только педагоги, но и активно участвуют родители, несмотря на занятость. Это дает им возможность лучше понимать своих детей, когда те выступают перед ними. Родители проявляют смекалку, фантазию в различных конкурсах, читают стихи, рассказывают истории, участвуют в эстафетах вместе со своими детьми. А на лицах детей можно увидеть радость и гордость за своих родителей.
Очень актуальны физкультурно-оздоровительные праздники. Это совместный отдых детей и взрослых, содержание которых представлено разными видами физических упражнений с элементами театральности, пения, викторин. Кроме того, что они доставляют большое удовольствие детям и родителям, они также развивают речь, общение, коммуникативные способности и формируют здоровый образ жизни.
Важна для родителей наглядная форма работы. Она служит стимуляцией активности родителей. Интересной формой сотрудничества является выпуск газет, на страницах которых родители с удовольствием делятся своими новостями, информацией о путешествиях, рецептами, приносят фотографии.
Таким образом, все используемые формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. И чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь будет полна впечатлениями, любовью, доверием к окружению.