Вера Неверо
Рекомендации для родителей в период самоизоляции
Самоизоляция не повод грустить, а повод больше времени проводить со своими детьми. В сложившейся ситуации необходимо наладить с ребенком диалог, дружелюбное и уважительное общение.
В помощь вам предлагаю новые игры-экспериментирования для совместных занятий с детьми в период карантина.
«Кухонные эксперименты»
На кухне можно занять малыша, дав ему роль «ученого». Пусть попробует:
Публикация «Рекомендации для родителей в период самоизоляции» размещена в разделах
• растворить разные продукты в воде, например, сахар, соль, чайную заварку, молотый и растворимый кофе, различные крупы — и сам сделает вывод. Кроме того, растворы соли, сахара и лимонного сока можно проверить на вкус;
• смешать воду с молоком, вареньем, сгущенкой и с другими продуктами и проверить «прозрачность»;
• добавить в воду (только нужна прозрачная посуда) несколько ложек растительного масла — оно будет плавать сверху и не смешается с водой.
Именно на кухне важны эксперименты на «горячо-холодно» (на примере воды, холодильника, плиты). Будьте внимательны, пусть малыш от вас узнает, что плита - не игрушечная!
Игры с водой
«Есть ли у воды вкус?»
Спросите перед опытом: «Какого вкуса вода?». После этого дайте детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте малышу попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела теперь вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.
«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»
Откройте кран и предложите ребенку понаблюдать за льющейся водой. Налейте в несколько стаканов воду. Спросите: «Какого цвета вода?» (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (ребенок наблюдают за окрашиванием воды.) Поинтересуйтесь: «Какого цвета стала вода?» (Красная, синяя, жёлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Доставьте ребенку радость, позволив ему пускать в необычной воде рыбок, кораблики, лодочки из пенопласта и скорлупы грецких орехов. Покажите, как палочкой можно направить кораблик в нужную сторону.
Вывод: Вода легко окрашивается в любой цвет.
«Руки станут чище, если помыть их водой»
Предложите с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратите внимание ребенка на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давай отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой.) Предложите сделать это.
Вывод: Руки станут чище, если помыть их водой.
«Вода – наша помощница»
На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Садиться снова за такой стол не очень приятно. Что же делать? (Помыть.) Чем? (Водой и тряпочкой.) А может быть, можно обойтись без воды? Давай попробуем сухой салфеткой протереть стол. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку надо намочить водой и хорошо потереть.)
Покажите процесс мытья стола, предложите ребенку самому отмыть стол. Во время мытья подчеркивайте роль воды. Теперь стол чистый?
Вывод: В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой.)
«Утонет — не утонет»
Это исключительно полезная игра, так как малыш знакомится со свойствами предметов. Пусть начнет с игрушек — какая из них плавает, какая тонет, когда намокнет, а какая сразу опускается на дно? Позже можно изучить «плавучесть» деревянных, металлических, пластиковых, бумажных предметов. От родителей требуется подготовить «наглядные пособия». Вместе с ребенком вы можете, например, взять деревянную и металлическую ложки, пластиковый лоточек из-под плавленого сыра, крепко закрытую полную бутылочку с шампунем и пустую, бумажный пакет, кусочек фольги для запекания, небольшую махровую салфетку и пр. Для начала спросите, какие, по мнению малыша, предметы утонут, а какие останутся «на плаву»? А потом ребенок с удовольствием будет стараться «потопить» все сокровища. Ваша задача — объяснить, что не все предметы можно опускать в воду, некоторые после «купания» работать не будут (например, будильник вряд ли разбудит вас, если его искупать). И обратите внимание ребенка на то, что некоторые предметы могут и плавать, и тонуть — стаканчик из-под йогурта замечательно будет изображать «лодочку», но если заполнить его водой — утонет.
«Закон Архимеда»
Продолжим тему «плавучести». В играх в ванной малыш уже понял, что какие-то предметы плавают, а какие-то сразу тонут. А бывает так, чтобы «тонущие» предметы могли и тонуть, и плавать на поверхности воды? Да, и сейчас мы это докажем на опыте. Нам понадобятся:
• прозрачная (чтобы лучше видеть) банка с водой;
• кусок пластилина;
• два кусочка фольги;
• чашка (металлическая, стеклянная или фаянсовая);
• фломастер.
Наберите в банку воды и фломастером прямо на стекле обозначьте уровень — просто нарисуйте черточку на банке. Теперь спросите, утонет ли пластилин? И проверьте гипотезу — бросьте кусок пластилина в воду. Чем больше будет кусок, тем нагляднее опыт. Пластилин опустится на дно, утонет, а вода в банке поднимется выше нарисованной черточки. Что же случилось? Оказывается, пластилин вытеснил воду! Берите фломастер и снова отмечайте уровень воды. Теперь пластилин можно вытащить. Предложите малышу слепить из этого куска «тарелочку» — плоскую посудинку с бортиками. А когда «тарелка» будет готова, положите ее на поверхность воды. Что это? Ведь мы видели, как пластилин в нашем первом опыте пошел ко дну? Почему же теперь он плавает? Оказывается, «плавучесть» предметов зависит не только от веса, но и от формы!
Чтобы убедиться в этом, дайте малышу два одинаковых кусочка фольги. Попросите ребенка из одного кусочка скатать шарик, а из другого сделать подобие миски, тарелки — главное, чтобы была плоской. Теперь бросим шарик из фольги в банку с водой — он, как и кусок пластилина в первом опыте, пойдет ко дну. А вот «тарелка» из фольги поплывет. Тяжелая металлическая (или фаянсовая, стеклянная) чашка будет спокойно держаться на плаву, но если накренится и зачерпнет воды — сразу утонет.
Такой опыт поможет малышу понять, почему по морям и океанам ходят корабли, хотя они и «сделаны из железа».
«Распускаем» бумажные цветы
Для этого опыта можно использовать бумагу разной плотности — писчую, альбомную, газетную — так будет еще интереснее. Вместе с малышом вырежьте несколько небольших цветов из бумаги, самые простые, например, из четырех лепестков. Лепестки каждого цветка загните внутрь, к серединке, чтобы получились «закрытые» цветы, как будто бутончики. Теперь налейте в широкую миску или глубокую тарелку воду. На поверхность воды кладите свои «бутончики» — и на ваших глазах цветы будут «распускаться», словно настоящие. Причем одни быстрее, другие медленнее — в зависимости от бумаги. Малышу можно объяснить, что бумагу делают из волокон. Когда волокна попадают в воду, они набухают и стремятся выпрямиться. А потом наши цветы утонут — ведь бумага впитала в себя воду.
«Магнитные» эксперименты
Магнитики на вашем холодильнике ребенку давно знакомы. Предлагаем использовать их для проведения нескольких опытов.
Примечание: желательно для экспериментов взять самый сильный магнит.
Эксперимент первый. Для начала пусть малыш попробует с помощью магнита отделить предметы, которые будут нужны в этих опытах. Разложите на столе несколько различных мелких предметов (из дерева, металла, резины, пластика, бумаги и т. д.). Это могут быть игрушки из киндер-сюрпризов, канцелярские скрепки, детали от конструкторов, бумажная салфетка, гвоздики и шурупы, ластик, пробка и другие мелочи, которые есть под рукой. С помощью магнита малыш сможет сам отделить, например, скрепки, гвоздик и шуруп. И вывод тоже может сделать сам: магнит притягивает железные предметы.
Эксперимент второй. Положите перед ребенком небольшой лист бумаги и предложите «поднять» его с помощью магнита. Если малыш не догадается сам, подскажите: надо подложить под бумагу железный предмет, например, гвоздик, и поднести сверху магнит.
Эксперимент третий. Налейте в стакан немного воды и положите на дно канцелярскую скрепку. Как ее достать из воды, не замочив рук? Просто поднести магнит к дну стакана — скрепка «прилипнет». Теперь надо аккуратно провести магнит по донышку, потом по стенке — так магнит перетащит скрепку до «сухой» части стакана.
Вывод: оказывается, магнит действует и через стекло, и через воду.
Эксперимент четвертый. Несколько скрепок положите на лист бумаги и приподнимите его. Пусть малыш поднесет магнит снизу и подвигает из стороны в сторону. Скрепки тоже будут двигаться вслед за магнитом. Далее этот же опыт можно провести не на бумаге, а на другом материале — пластмассе, дереве, металле.
Вывод: сила «магнетизма» зависит от материала, через который действует магнит. Например, на металлической крышке скрепки будут передвигаться с трудом, так как железо «задерживает или отнимает силу» у магнита.
Занимайтесь с удовольствием вместе со своими малышами!
Берегите здоровье своё и своего ребёнка.