Ольга Курникова
Рекомендации для родителей «Развиваем детское речевое творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
"Развиваем детское речевое творчество"
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Публикация «Рекомендации для родителей „Развиваем детское речевое творчество“» размещена в разделах
Дошкольное детство – период творчества. Ребёнок творчески осваивает речь, т. к. словарный запас его невелик и, не находя нужного слова он придумывает его сам. Это уникальное умение называется словотворчеством и приходится на возраст от 2-5 лет, а уже к концу дошкольного возраста это умение исчезает. Приёмами словотворчества ребёнок овладевает интуитивно в процессе общения со взрослыми. Наша задача помочь ребёнку в этом начинании. Для этого необходимо:
- пополнять знания детей об окружающей действительности. Во время совместных прогулок с ребёнком обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения нужны и кто в них работает;
- наладить сотворчество с ребенком, заинтересовать его поисковой деятельностью в сфере языка и речи, вовлечь в речевое и словесное (литературное) творчество;
- развивать речевой слух малыша, покажите всю красоту слова;
- обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире, давать не только новое слово, но и по возможности объяснять, почему предмет так называется.
- читать произведения художественной литературы, устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки). Примером творческого подхода к речи могут служить произведения К. И. Чуковского.
- использовать в речи эмоциональную окраску и не допускать штампов, которые мертвят живую речь;
- давать задания творческого характера: «Придумай имя котёнку, сказочному герою», «Придумай рифму», «Подскажи словечко» и т. п.
Советуем завести дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребенком читать и рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, стихи, потешки. Ребёнок научится воспринимать красоту языка.
Каждый вечер спрашивайте у ребёнка, что произошло за день – это способствует развитию памяти, а также является примером доверительных отношений между вами и способствует речевому раскрепощению.
И самое важное, общение с ребёнком должно носить демократический характер - сопровождаться шутками, перевертышами, смехом. Нельзя допустить, чтобы у ребёнка исчез интерес к слову, желание с ним экспериментировать.
Предлагаем литературу, способствующую развитию детского словотворчества:
ПУЗОВО А. Усачёв
Шла по улице машина
С очень мощным кузовом.
А навстречу шёл мужчина
С очень толстым ПУЗОВОМ.
Налетела та машина
На мужчину с Пузовом.
И рассыпалась машина
Вместе с мощным кузовом.
А мужчина посмотрел
На остатки кузова…
Ну, и Пузово своё
Почесал конфузово.
Отправляясь в дальний путь
С разным ценным грузовом,
Ты, водитель, не забудь
Этот случай с Пузовом!
НЕВПОПАД И. Токмакова
На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопард!
Ах нет! Молодой лепард
Свалился в большой водопард.
Что делать — опять невпопад.
Держись, дорогой леопад,
Верней, дорогой лепоард!
Опять не выходит впопард.
КЫНКЫМА
Ко мне пришел Кынкыма,
За ним пришел Пымпыма,
Затем явилась Мымла
И Грымлу привела.
Потом втащил Нямняма
С собой Гиппопотама.
Но заглянула мама
И всех разогнала.
ГИППОПОТАМ
В семье у знакомого
Гиппопотама
Есть Гиппопопапа
И Гиппопомама.
Но вот в чем вопрос,
И достаточно тонкий:
А где остальные
Гиппопопотомки?
Спросить — неудобно,
Звонить — неприлично,
И все это очень
Гиппопотетично.
И хоть не исчерпана
Данная тема,
Кончается
Гиппопопопопоэма.
Помните от того, сколько мы «вложим» в ребёнка в детстве зависит его дальнейшее умение и желание учиться, общаться и заводить друзей!
Желаем удачи! И кто знает, может именно из Вашего ребенка вырастит великий поэт!